Главная страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
ДЖОН КАЛЬВИН

БИБЛЕЙСКОЕ

ХРИСТИАНСТВО

Издательство “Агефен”

2003

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 1



БИБЛЕЙСКОЕ

ХРИСТИАНСТВО

Облегчённый и сокращенный вариант

классического труда

“Основы христианской религии“

Джона Кальвина,

впервые опубликованного в 1536 г.

Подготовил Б.Р. Вуд, бакалавр теологии

(по английскому сокращенному изложению

Дж.П. Уайлса, озаглавленному

“Обучение христианству“,

опубликованному в 1920 г.)

Совместные издатели:

Дж.П. Артур - магистр

Дж.П. Эпплби

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 2

© Авторское право английского издания

принадлежит

GRACE PUBLICATIONS TRUST

139 Grosvenor Avenue

London, N5 2

NH, England

Издание первое 1982

Издание второе 1987

Издание третье 1994

© Все права русского издания принадлежат

издательству “Агефен“,

п.я. 75, Ришон ле Цион 75100.

Первое издание 1997

Второе издание 2003

Напечатано в типографии “Таль”

Перевод с английского: Наталья Гурская

Оформление обложки: Сергей Полуянов

Иллюстрация на обложке: Диана Шимон

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 3

Раздел 1


Раздел 2

Раздел 3


Раздел 4

Раздел 5


Раздел 6

Раздел 7


Раздел 8

Раздел 9


Познание Бога и познание самих себя

тесно связаны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Смысл познания Бога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Познание Бога естественным образом за_

ложено в человеческом разуме . . . . . . . . . ..

Это познание подавляется или искажает_

ся нашим невежеством или развращен_

ностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Бога можно познать через устройство

Вселенной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Человек нуждается в Библии для дости_

жения подлинного познания своего

Творца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Святой Дух гарантирует авторитет Свя_

щенного Писания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Существуют убедительные рациональ_

ные доказательства, подтверждающие

истинность Священного Писания . . . . . . .

Пренебрежение Священным Писанием

и поиск новых откровений противоречат

Божьей воле относительно человека . . . .

8

9



10

11

13



17

19

21



23

ЧАСТЬ 1. ПОЗНАНИЕ БОГА-ТВОРЦА

Содержание

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 4

Раздел 10

Раздел 11

Раздел 12

Раздел 13

Раздел 14

Раздел 15

Раздел 16

Раздел 17

Раздел 18

Раздел 1


Раздел 2

Раздел 3


Раздел 4

Раздел 5


Факт сотворения мира и Священное Пи_

сание в равной мере опровергают суще_

ствование идолов, которым поклоняются

разные народы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Запрещается делать любые картины

или изображения Бога . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Поклоняться следует одному только

Богу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Бог един в сущности и эта Сущность со_

держит в Себе три Личности . . . . . . . . . . . . .

Поклоняться следует одному только Богу

и ничему из созданного Им . . . . . . . . . . . . . . .

Сотворение человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Бог продолжает управлять каждой

частью Своей Вселенной . . . . . . . . . . . . . . . . .

Как мы должны использовать доктрину о

Божьей заботе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Использование Богом зла на благо чело_

веку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Грехопадение Адама и первородный

грех . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Воля человека находится в рабстве . . . . . . .

Воля человека порабощена грехом и мо_

жет быть освобождена только посред_

ством благодати . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Как Бог действует в сердцах людей . . . . . .

Ответы на аргументы, провозглашающие

волю человека свободной . . . . . . . . . . . . . . . .

25

26

28



30

38

43



48

52

56



60

62

68



72

73

ЧАСТЬ 2. ПОЗНАНИЕ БОГА-ИСКУПИТЕЛЯ



Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 5

Раздел 6


Раздел 7

Раздел 8


Раздел 9

Раздел 10

Раздел 11

Раздел 12

Раздел 13

Раздел 14

Раздел 15

Раздел 16

Раздел 17

Раздел 1


Раздел 2

Раздел 3


Раздел 4

Погибающий человек должен искать спа_

сение во Христе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Цель закона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Нравственный закон. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Во времена Ветхого Завета Христос был

известен, но не был полностью явлен. . . . .

Сходства между Ветхим и Новым

Заветами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Различия между Ветхим и Новым

Заветами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Христу необходимо было стать челове_

ком, чтобы быть Посредником. . . . . . . . . . . .

Христос действительно был человеком. . .

Две сущности в Личности Посредника . . .

Христос наш Пророк, наш Священник и

наш Царь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Действия Христа как Искупителя. . . . . . . . .

Христос заслужил милость для нас. . . . . . .

Евангелие Христа влияет на нас пос_

редством таинственного действия

Святого Духа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вера и ее свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Истинное покаяние . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Анализ римско_католической доктрины

покаяния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

77

78

79



84

85

87



79

92

94



95

97

104



106

108


114

118


ЧАСТЬ 3. СПОСОБЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

ПОЛУЧЕНИЯ БЛАГОДАТИ ХРИСТОВОЙ

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 6

Раздел 5


Раздел 6

Раздел 7


Раздел 8

Раздел 9


Раздел 10

Раздел 11

Раздел 12

Раздел 13

Раздел 14

Раздел 15

Раздел 16

Раздел 17

Раздел 18

Раздел 19

Раздел 20

Раздел 21

Разделы

22, 23, 24



Раздел 25

Некоторые другие римско_католические

учения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Христианская жизнь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Христианское самоотречение. . . . . . . . . . . .

Несение креста .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ожидание будущей жизни . . . . . . . . . . . . . . .

Правильное использование земной

жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Оправдание верой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Престол суда Божьего. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Всю хвалу нужно воздавать Богу. . . . . . . . . .

Истинное оправдание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Божья слава и наша уверенность в

спасении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Некоторые аргументы относительно

оправдания верой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Место закона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вознаграждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Христианская свобода. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Молитва. Толкование молитвы Гос_

подней. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Избрание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Еще об избрании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Воскресение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

122


123

124


125

127


127

128


129

130


131

132


133

134


135

136


138

141


142

144


Джон Кальвин написал также 4 часть _

о церкви, ее таинствах и руководстве,

но она не вошла в эту книгу.

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 7

ЧАСТЬ 1

ПОЗНАНИЕ БОГА-ТВОРЦА



Раздел 1. Познание Бога и познание самих себя

тесно связаны

Если мы желаем быть по_настоящему мудрыми, мы

должны знать две вещи: мы должны знать Бога и должны

знать самих себя. Чтобы познать как следует одну из них,

мы должны знать и другую.

Познание Бога

Мы не можем серьезно думать о себе не думая о Том,

Кто создал нас и продолжает заботиться о нас. Способнос_

ти, которые есть у нас, таковы, что мы не могли бы

произвести их сами, и уж ни в коем случае не могли бы

дать себе жизнь. Нам так много дано в этой жизни, что мы

обязаны подумать о Том, Кто это дает. Более того, испор_

ченность нашей природы побуждает нас обращаться к Бо_

гу в поисках чего_либо лучшего. Мы желаем, чтобы Он за_

менил наше невежество, убогость, слабость и извращен_

ность Своей истинной мудростью, богатством, силой и

праведностью.

Познание самих себя

Для того, чтобы приобрести правильные знания о

нас самих, мы должны знать Бога, а также знать, какими

8

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 8



мы предстаем в Его глазах. Наша человеческая гордость

побуждает нас думать, что мы умны и святы до тех пор, по_

ка мы не обратимся к Богу, чье совершенство является

единственным эталоном для нашего измерения. Только

тогда мы осознаем, что мы лицемеры. Нам достаточно ка_

заться праведными, не имея представления об истинной

праведности Бога. Наши суждения испорчены окружаю_

щим нас злом. Именно поэтому мы думаем, что некоторые

вещи хороши, тогда как в действительности, это лишь по_

тому, что они менее испорчены. Так обстоит дело, когда

мы переводим взор с черного цвета на кремовый. Мы при_

нимаем кремовый цвет за белый под влиянием адаптации

глаз к черному. Нам необходимо знать, что в Божьих гла_

зах наша праведность есть грех, наша сила _ слабость, а на_

ша мудрость _ глупость.

О тех, кто встречался с Богом

Святые, осознавшие присутствие Бога, были испол_

нены страха и изумления. Отец Самсона, Маной, сказал:

верно мы умрем; ибо видели мы Бога“ (Судей 13:22). Исаия

очень сильно чувствовал, свою нечистоту, когда восклик_

нул: “Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми уста_



ми...“ (Исаия 6:5). Смотрите также Иезекииль 1:28, 3:14,

Даниил 8:18, 10:16,17. От этих людей мы можем узнать, что

человек ощущает своё собственное ничтожество перед ве_

личием Бога.

Раздел 2. Смысл познания Бога

Познание Бога не сводится к простому знанию того,

что Бог существует. Бог не может быть истинно познан

людьми, которые не живут богоугодной жизнью. Если не_

9

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 9



которые люди знают о Боге только то, что Он создал весь мир

Своим могуществом и содержит его таким как есть, то они

очень мало знают о Нем. Некоторые даже осознают, что Он

управляет человечеством мудро, справедливо и заботливо.

Но по_настоящему мы сможем познать Бога только тогда, ког_

да будем знать, что без Него у нас не может быть ни мудрос_

ти, ни справедливости, ни силы, ни истины. Мы должны ис_

кать всего благого, что есть в Нем и быть благодарными Ему.

И тогда нам станет ясно, что поскольку Он сотворил нас и за_

ботится о нас, то наша жизнь принадлежит Ему. Если мы _

Его, то наши действия и поступки должны быть только таки_

ми, какие угодны Ему. И тогда мы отвернулись бы от греха, а

наше желание делать добро исходило бы не из страха наказа_

ния за грех, а из любви к Нему и страха огорчить Его.

Раздел 3. Познание Бога естественным образом за-

ложено в человеческом разуме

Неоспоримым фактом жизни является то, что в созна_

нии каждого человека возникает мысль о каком_то Боге. Бог

дал и продолжает давать это убеждение. Люди не могут оп_

равдываться тем, что не знали о существовании Бога. Даже

тот факт, что люди поклоняются идолам, доказывает, что они

думают о существовании Бога, о ком_то, кто выше их и досто_

ин поклонения.

Следовательно, становится совершенно ясно, что рели_

гия не была изобретена, как утверждают некоторые критики,

чтобы держать простой народ в покорности.

Правда, некоторые правители действительно использо_

вали религию в этих целях, но они никогда не смогли бы вос_

пользоваться ею, не будь у людей глубоко в сознании мысли

о Боге.


10

БИБЛЕЙСКОЕ христианство

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 10

Некоторые заявляют, что они убеждены, будто Бо_

га нет, но, тем не менее, даже у них бывают моменты,

когда они вынуждены поверить в того Бога, которого

желают забыть всеми своими силами. Они попросту бо_

ятся наказания за свои злодеяния.

Познание Бога не есть знание, приобретаемое чело_

веком в школе. Он находит это знание в самом себе и не

может полностью отбросить его от себя, как бы усердно

ни старался это сделать.

Раздел 4. Это познание подавляется или искажает-

ся нашим невежеством и развращенностью

Хотя бесспорным является то, что люди имеют ка_

кое_то представление о существовании Бога, все же мало

кто по достоинству оценивает эти мысли. Некоторые лю_

ди суеверны, другие сознательно предпочитают зло. Они

не просто глупы, они восстали против Бога. Даже если они

и размышляют о Боге, то не слишком высокого мнения о

Нем. При всем этом неправильном представлении о Боге

они мнят себя мудрецами. Павел говорит: “Называя себя



мудрыми, обезумели“ (Римлянам 1:22).

Давид описывает тех, которые подавляют в себе

свет, посланный им Богом, говоря: “Сказал безумец в серд_

це своем: нет Бога“ (Псалом 13:1). Некоторые из грешни_

ков говорят, что Бога нет, другие же поступают так, как

будто Бога нет. О них Давид в Псалме 35:2, 3, 11, 12 гово_

рит, что перед глазами грешников нет страха Божьего и

они льстят себе в своих глазах, надеясь, что Бог не видит

их. В то же время даже тех, кто желает изгнать Бога из сво_

его сердца, временами настигает справедливый Божий

суд. Этим судом внутри их является совесть.

Познание БОГА-ТВОРЦА

11

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 11



Некоторые полагают, что не имеет значения, во что мы

верим, коль скоро мы стараемся верить изо всех сил. Но Бог

неизменен, Его мера добра и зла не изменяется ради того, что_

бы приспособиться к нам. Бога следует познавать только пра_

вильным путем, или, в противном случае, наше представле_

ние о Нем будет настолько ошибочным, что лучше было бы не

иметь его вовсе. Апостол Павел говорит Ефесянам, что они

были безбожниками, пока уклонялись от правильных знаний

о единственном и истинном Боге. Это справедливо и для нас:

если мы не познаем Бога правильным образом, то с равным

успехом сможем поклоняться идолам. Большой грех не ду_

мать о Боге, без того, чтобы нас к этому вынуждали обстоя_

тельства. Страх, испытываемый грешниками пред Ним, рож_

дается у них из боязни Его наказания. О, как хотелось бы им

отвергнуть Его праведные решения! Некоторые из этих лю_

дей внешне притворяются верующими, набожными и, в то

же время, совершают всевозможные грехи.

Люди должны повиноваться Богу в течение всей жизни,

но грешники восстают против Него, творя зло и полагая при

этом, что могут вернуть Его благосклонность несколькими

жертвоприношениями. Именно от такого зла гаснут искры

познания Бога. Такие люди теряют знание, которое Бог дал

им о Себе. В добрые времена они высмеивают Бога, а в тяж_

кую минуту обращаются к Нему в отчаянии. Их молитвы в та_

кие времена свидетельствуют о том, что они не совсем забы_

ли о Нем.

Раздел 5. Бога можно познать через устройство

Вселенной

Бог проявляет себя в структуре Вселенной и делает

это настолько отчетливо, что человеку достаточно открыть

12

БИБЛЕЙСКОЕ христианство



Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 12

глаза, чтобы увидеть Его. Правда, люди не могут пол_

ностью воспринять Его сущность, потому что она сокрыта

от них. Но существуют весьма ясные и определенные про_

явления Его славы во всем, что Он сотворил. У нас нет оп_

равдания в том, что мы не знаем Его. Мы можем взглянуть

на любую часть Его творения и увидеть, что она сияет тем

великолепием, которое Он придал ей. Апостол Павел гово_

рит нам (Римлянам 1:19_20), что Бог показал Себя людям в

делах Своих рук, так что Его невидимая сущность _ Его

вечное всемогущество и Божество _ становятся ясно види_

мыми и понятными во всем, что Им создано.

Сколько вокруг всего, свидетельствующего о Его

мудрости! Это правда, ученые теперь могут все глубже

проникать в тайны Божественной мудрости. Они могут

пользоваться своими знаниями для наблюдения за движе_

нием звезд и планет, солнца и луны, они могут измерять

расстояние до них и восхищаться их грандиозностью. Од_

нако это не означает, что мы, не будучи учеными, можем

иметь предлог не признавать Творца этого великолепия. У

нас есть глаза, и мы можем видеть, как многочисленны,

как разнообразны и как упорядочены эти небесные тела.

Совершенно ясно, что Бог явил Свою мудрость в Своих

чудесных творениях ВСЕМУ человечеству.

Точно так же необходим квалифицированный, вни_

мательный доктор, чтобы полностью оценить структуру,

красоту и целесообразность человеческого тела. Но, всё

же, общепризнанно, что структура тела свидетельствует о

высоком искусстве ее Творца. Воистину, “...Он ... не дале_

ко от каждого из нас“ (Деяния 17:27). Следовательно, если

нам достаточно только дотронуться до своего тела, чтобы

познать творение рук Божьих, то было бы непроститель_

Познание БОГА-ТВОРЦА

13

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 13



ной ленью с нашей стороны, если бы мы отказались от ис_

кания Бога. В самом деле, это лишь показывает, как небла_

годарны люди. Они имеют в самих себе великие творения

Божьи и столь же неизмеримые дары. Но при этом, они

лишь надуваются от гордости по поводу одаренности, тог_

да как им следовало бы воздать хвалу Даятелю.

Люди употребляют слово “природа“ так, чтобы им не

приходилось думать о Боге. Они считают, что “природа“

была создателем всех чудесных вещей; всего, начиная от

глаз и до кончиков пальцев. Более всего почерк Творца

просматривается в создании человеческого разума и уди_

вительной способности человека мыслить. И при всем

этом люди используют эти, данные Богом, блага для войны

против Него.

Некоторые считают, что душа не может существо_

вать без тела, то есть она бы умерла, если бы умерло тело.

Но в действительности душа функционирует независимо

от тела. Тело не принимает участия в процессе изучения

нами небес. Отнюдь не при помощи нашего тела мы ана_

лизируем наше прошлое и будущее, вспоминаем то, что

когда_то слышали, сохраняем картину в памяти и даже

удерживаем в сознании образы и мысли во время сна. Это

является еще одним проявлением Божьей деятельности в

человеке. Следы бессмертия невозможно стереть с чело_

веческой природы. Ясно, что собственный разум человека

должен убедить его в признании своего Творца.

Другие пытаются устранить идею об истинном Боге,

утверждая существование некоего универсального разу_

ма, дающего жизнь Вселенной. Но это не что иное, как

подмена истинного Бога какой_то силой. И было бы непра_

вильно бояться или поклоняться такой силе. Однако, в та_

14

БИБЛЕЙСКОЕ христианство



Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 14

ких важных вопросах путать Бога с вещами, которые Он

создал, и с явлениями природы, которые покоряются Его

воле _ ошибка, ведущая к серьёзным последствиям.

Поэтому, размышляя о нашем теле, мы должны пом_

нить что существует только один Бог, который руководит

всем. По Его желанию мы обращаемся к Нему, верим и

поклоняемся Ему. Нет и доли здравого смысла в том, что_

бы пользоваться и наслаждаться земными благами, кото_

рыми Он нас одарил и, в то же время, отворачиваться от

Даятеля, Который продолжает восполнять все наши нуж_

ды.


Давайте восхищаться чудесными творениями Бога.

Своим могуществом Он удерживает небо и землю. Он за_

ставляет небо дрожать от грома и освещает его молнией.

Он возмущает воздух бурями и в один момент успокаива_

ет их. Он устанавливает границу бушующим морским вол_

нам, вздымает их неистовыми дикими ветрами и снова ус_

покаивает их.

Могущество Бога приводит нас к мысли о Его веч_

ности. Он, от Которого произошло все, должен быть веч_

ным. Причина Его существования должна находиться в

Нем Самом.

Мы также можем видеть участие Бога и в человечес_

ких делах. Он милостив ко всем, однако Он показывает

свою заботу таким образом, что постоянно добр к правед_

ным и строг к нечестивым. Бог проявляет себя в наказании

зла и также явно выступает защитником и мстителем за

невиновных. Тот факт, что иногда Он позволяет нечести_

вому некоторое время наслаждаться, а невиновному ис_

пытывать трудности и угнетение со стороны грешника, не

может затмить Его справедливости. Мы должны понять,

Познание БОГА-ТВОРЦА

15

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 15



что, наказывая даже одно преступление, Он ненавидит их

все. А когда мы замечаем, что многие остаются ненаказан_

ными некоторое время, то из этого следует делать вывод,

что придет время суда и они будут наказаны.

В Псалме 106 псалмопевец учит нас тому, что такое

Божья забота. Он рассказывает о том, как Бог оказывал

чудесную и неожиданную помощь несчастным, защищал

и водил по пустыне странников, давал пищу голодным, ос_

вобождал пленников из рабства, исцелял больных, делал

землю урожайной и поднимал упавших. Многие думают,

что такие события _ результат случайного стечения обсто_

ятельств, но псалмопевец показывает _ все это является

проявлением заботы Бога о Его народе. Он добавляет, что

понимающие это оценят любовь и милость Божью.

Когда мы действительно познаем Бога, то с нетерпе_

нием будем ожидать будущей жизни. Когда мы увидим,

что в настоящее время доброта Бога и Его строгость еще

не проявляются вполне, нам нужно прийти к выводу, что

эта жизнь лишь только начало. Более полное проявление

милости или осуждения ожидает нас в будущем мире. Ког_

да мы видим, что благочестивые люди страдают от рук не_

честивых, в то время как последние живут привольно, мы

вправе (более того, мы обязаны) думать, что будет другая

жизнь, когда и те и другие получат то, что заслужили.

Августин мудро изрек: “Если бы каждый грех нака_

зывался немедленно, мы могли бы рассудить, что суда не

будет. Но, с другой стороны, если бы никакой грех не на_

казывался немедленно, мы могли бы подумать, что не су_

ществует такого явления, как божественная сила и забо_

та“.


Несмотря на то, что Бог в Своем творении ясно пока_

зывает Свою бессмертную силу, человечество, увы, не

16

БИБЛЕЙСКОЕ христианство



Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 16

извлекает для себя урока. Не так уж и часто мы всматрива_

емся в вещи вокруг нас и думаем об их Создателе. Куда ча_

ще мы говорим о событиях, как о случайных, вместо того,

чтобы увидеть в них деяния Бога. Создания Божьи сияют

вокруг нас подобно светильникам, которые показывают

силу и славу их Создателя. Но их сияние тщетно! Мы уде_

ляем этой очевидности так мало внимания. Но поскольку

эти творения существуют, мы не вправе сказать, что у нас

не было пути познать Бога. Однако Бог, в Своей милости,

дал нам и другого проводника, еще более яркий свет, что_

бы привести нас к истинному познанию нашего Творца. И

этим светом является Библия.

Раздел 6. Человек нуждается в Библии для достиже-

ния истинного познания своего Творца

Хотя Бог показывает нам великолепие славы в Своем

творении, делая это таким образом, чтобы мы не имели оп_

равдания за незнание Его, тем не менее, мы нуждаемся в

большей помощи, чтобы познать Бога надлежащим обра_

зом. Поэтому Он дал нам свет Своего Слова. Это привиле_

гия для тех, с которыми Бог желает познакомиться побли_

же.


Человек со слабым зрением может быть не в состоя_

нии прочитать двух слов в книге, но если он воспользуется

очками, то сможет читать свободно. Подобным образом

действует и Библия. Она делает ясными наши туманные

знания о Боге и четко раскрывает Его образ. Благодаря это_

му, Библия является ценнейшим даром Творца. Бог дал нам

написанную информацию для того, чтобы не оставить нас

одних в поисках Создателя, основываясь лишь на рассмат_

ривании творения.

Познание БОГА-ТВОРЦА

17

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 17



Бог дал возможность познать Себя людям, писавшим

Библию, согласно произнесенным Им словам, откровени_

ям и наставлениям, о чем писать. Они были уверены в ис_

тинности учения, которое получили и убеждены в том, что

оно пришло от Бога. Бог оставил Свои истины вне подоз_

рений. Эти истины были записаны в книгах, которыми

надлежало пользоваться последующим поколениям. Ос_

новной целью книг закона и пророков было свидетельство

о Христе, однако Библия также служила цели подчеркнуть

разницу между истинным Богом, Творцом неба и земли, и

целым множеством лжебогов.

Итак, мы можем определенно сказать, что правильно

для человека видеть славу Божью в Его творении. Но так

же правильно читать Слово Божье. Более того, нам необ_

ходимо читать Библию, если мы желаем обогатить наши

знания о нашем Творце. Мы просто не в состоянии ни по_

нять, ни усвоить никакого здравого учения без знания

Священного Писания.

Если вспомнить, как быстро человеческий разум

предает забвению Бога, то становится очевидной острая

нужда в записывании Его истин. Если мы не знаем Его

Слова, то никогда не сможем достичь цели познания Бога.

Интересно отметить, что тот же самый пророк, кото_

рый рассказывает нам о небесах, провозглашающих славу

Божью, и о постоянной смене дней и ночей, далее продол_

жает: “Закон Господа совершен, укрепляет душу; открове_



ние Господа верно, умудряет простых“ (Псалом 18:8).

Раздел 7. Святой Дух гарантирует авторитет Свя-

щенного Писания

Верующие должны точно знать, что Библия сошла с

небес. Серьезной ошибкой является считать, будто Свя_

18

БИБЛЕЙСКОЕ христианство



Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 18

щенное Писание важно потому, что оно освящено цер_

ковью. Вечная и неизменная истина Бога не зависит от

суждения человека. Римско_католическая церковь поста_

новила, что она должна решать, что нужно включать в

Библию. Но это происходит лишь потому, что церковь хо_

чет навязать простым людям веру в свое собственное все_

могущество. Мы не зависим от суждения людей. Если бы

это было не так, то человеку с неспокойной совестью

приходилось бы обращаться за помощью только к другим

людям. Но он может обратиться к Священному Писанию,

чтобы найти там надежду на вечную жизнь.

Павел говорит нам, что церковь построена на осно_

вании апостолов и пророков. Если мы принимаем это за

истину, то должны признать и то, что написанное ими в

Библии было воспринято как истинное учение еще до воз_

никновения церкви. Да, именно так, Писание обладало не_

оспоримым авторитетом еще до возникновения церкви.

Самым сильным аргументом Библии является посто_

янно повторяющаяся фраза: “Так говорит Господь“. Про_

роки и апостолы не хвалятся своей собственной муд_

ростью. Они провозглашают святое имя Бога, которое мо_

жет призвать нас к послушанию. Если мы хотим освобо_

дить человеческую совесть от сомнений и неуверенности,

то в своей вере мы должны полагаться на что_то более вы_

сокое, чем аргументы и решения людей. Этим высшим

фундаментом веры является свидетельство Святого Духа,

заключенного в нас самих.

Бесполезно пытаться поощрять веру в Писание од_

ними аргументами. Если даже вам удастся убедить своего

слушателя принять Библию, то он сделает это только

умственно. Аргументы не заложат прочной веры, необхо_

димой для благочестия.

Познание БОГА-ТВОРЦА

19

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 19



Светские люди полагают, что религиозные постула_

ты имеют своей обителью человеческий ум. Они требуют

веских аргументов в доказательство того, что Моисей и

пророки говорили под влиянием божественного вдохно_

вения. Я же отвечаю на это, что свидетельство Святого Ду_

ха превыше всяких аргументов. Единственный путь поз_

нания Бога пролегает через то, что Он Сам сказал о Себе в

Писании. Подобным образом Священное Писание входит

в сердца людей лишь тогда, когда оно будет засвидетель_

ствовано Святым Духом. Тот же самый Дух, который гово_

рил через пророков, должен войти в наши сердца, чтобы

убедить нас в том, что они верны. Исаия ясно излагает это:

Дух Мой, который на тебе, и слова Мои, которые вложил

Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст по_

томков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до

века“ (Исаия 59:21).

С этим нужно несомненно согласиться. Человек,

обучаемый Духом изнутри, твердо полагается на Библию.

Сама Библия является доказательством. Ей не нужны ар_

гументы и доказательства человека. Истинность Писания

засвидетельствована нам Святым Духом. Большего свиде_

тельства не существует.

Своим собственным величием Библия внушает нам

благоговение, однако, это не имеет значения до тех пор,

пока мы не почувствуем воздействие Духа, просвещающе_

го нас своим могуществом. Лишь тогда мы начинаем осоз_

навать, что ни наши собственные аргументы, ни аргумен_

ты других людей не являются причиной, заставляющей

нас верить в божественное происхождение Священного

Писания. Святой Дух вселяет в нас уверенность в том, что

со страниц Библии с нами говорит Бог, избравший соотве_

тствующих людей для ее написания.

20

БИБЛЕЙСКОЕ христианство



Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 20

Раздел 8. Существуют убедительные рациональные

доказательства, подтверждающие истинность Свя-

щенного Писания

Только убедившись в истинности Писания посред_

ством Святого Духа и восприняв его с должным благогове_

нием, можно допустить, что рациональная аргументация

становится поддержкой для веры. Нашу веру чудесно

подтверждают порядок и согласованность божественной

мудрости, заключенной в Библии. Мы видим неземную

чистоту ее учения и красоту всех ее частей. Наши сердца

еще больше утверждаются, когда мы видим, что наше вос_

хищение вызвано не красивым языком изложения, а дос_

тоинством явленных нашему взору деяний.

Мудрость Божия проявляется в том, что великие тай_

ны царства небесного обычно описаны в простом стиле.

Никто не может сказать, что сила слова заключается в кра_

соте языка. Божественные истины слишком могуществен_

ны, чтобы нуждаться в искусственной помощи высоко_

парных слов. Павел использует этот факт, когда заявляет

коринфянам, что их вера утверждалась не на мудрости че_

ловеческой, но на силе Божьей, потому что проповедь его

была не в убедительных словах человеческой мудрости, но

в явлении духа и силы (1 Коринфянам 2:4).

В Библии есть сила, которой нет ни в одном из челове_

ческих произведений, каким бы красивым языком они не

были написаны. Другие книги могут привлекать или восхи_

щать вас, в то время как Слово Божие может войти в ваше

сердце и овладеть самыми сокровенными чувствами. Неко_

торые пророки действительно писали в элегантном и изыс_

канном стиле, ничем не уступая великим писателям мира.

Таким образом, Святой Дух показывает, что его вполне

Познание БОГА-ТВОРЦА

21

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 21



возможно было употреблять всегда. Но могущество Бога

ясно проявляется и в простом языке Иеремии и Амоса, рав_

но как и в прекрасном языке Давида и Исаии.

Некоторые доказательства авторитета Ветхого Завета

Моисей показан достаточно искренним, когда он по_

вествует о фактах, отнюдь не украшающих его собствен_

ную семью. Он происходил из колена Левия, однако писал:

Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их“ (Бы_

тие 49:5). Он мог бы избежать описания упреков, которыми

осыпали его брат и сестра, но правдиво описывает и этот

эпизод (Числа 12:1).

Он пишет о множестве чудес. Люди, которые спраши_

вают, совершались ли эти чудеса на самом деле, должны от_

метить тот факт, что все согласились с услышанным, когда

Моисей провозгласил это перед собранием. Он не мог дать

ложные сведения людям, бывшим свидетелями этих собы_

тий. Но никто не возражал, когда он писал о манне небес_

ной, о воде из скалы, об облаке над станом или о громе и

молниях, когда Бог говорил с горы.

Во времена Исаии в Иудее царил мир, но он свиде_

тельствует и о разрушении Иерусалима, и об изгнании, и

даже об освободителе Кире. Это было написано за сто лет

до рождения последнего. Кстати, Иеремия предсказал, что

рабство продлится 70 лет, причем сделал он это еще до того,

как иудеи вообще оказались в плену.

Некоторые доказательства авторитета Нового Завета

Три автора Евангелия пишут его простым, не высо_

копарным стилем, но, даже в таком изложении, проповеди

Христа достойны нашего глубокого восхищения. Писания

Петра и Павла вызывают у нас восторг. Мы видим, какие

перемены происходили с людьми, помня при этом, что

22

БИБЛЕЙСКОЕ христианство



Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 22

Матфей пришел к Господу из налоговой конторы, Петр и

Иоанн _ из рыбачьих лодок, а Павел вообще был открытым

врагом и жестоким гонителем христиан.

Бог оставил для нас Свое Слово, записанное тысячи

лет назад. Он сохранил его, как письменное свидетельство

о Себе Самом.

Раздел 9. Пренебрежение Священным Писанием и по-

иск новых откровений противоречат Божьей воле

относительно человека

Есть люди, которые с гордостью заявляют, что их ве_

дет Святой Дух. Они с пренебрежением относятся к тем,

кто придерживается “мертвой и убивающей буквы“. Если

они считают, что ими руководит Святой Дух, то глупо пола_

гать, что это откровение отличалось бы от откровения, дан_

ного апостолам и пророкам, писавшим Слово Божие.

Павел однажды был восхищен до третьего неба. Если

кто_либо и имел право заявить, что получил особое

откровение, _ то это был он; но он воспользовался Библией

и посоветовал Тимофею поступать также. Он восхваляет

Священное Писание, говоря, что оно “...полезно для науче_

ния, для обличения, для исправления, для наставления в

праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всяко_

му доброму делу приготовлен“ (2 Тимофею 3:16,17).

Когда наш Господь обещал нам послать Своего Свя_

того Духа, то сказал, что Он не будет говорить от Своего

имени, а только напоминать о чем учил Сам Христос жи_

выми словами. Таким образом, обещанный Дух не будет

произносить новые, ранее не слышанные откровения. Он

будет лишь укреплять в наших сердцах то самое учение,

которое дало нам Евангелие Христа.

Давайте разберемся в этом. Желающие получить

пользу и благословение от Божьего Духа, должны быть

Познание БОГА-ТВОРЦА

23

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 23



очень внимательны, при чтении Библии, вникая в то, что

она говорит.

Людям, считающим, что Божьему Духу, стоящему

выше всего, оскорбительно подчиняться Библии, вы мо_

жете ответить, что это не бесчестие для Духа быть после_

довательным по отношению к Самому Себе. Он Сам явля_

ется автором Библии и не может изменяться.

Считать, что те, кто придерживается Писания, нахо_

дятся в плену “убивающей буквы“, значит играть словами.

Когда Павел сказал, что “буква убивает” (2 Коринфянам

3:6), он выступал против лжеапостолов, которые по_преж_

нему придерживались закона, не принимая Нового Божь_

его завета благодати через Христа. Закон действительно

убивает, когда он отделен от благодати Христовой. Но ес_

ли он посредством Святого Духа входит в сердца и направ_

ляет нас ко Христу, то становится Словом Жизни.

Настоящее благоговение перед Словом овладевает

нашими сердцами, когда Святой Дух дает нам возмож_

ность увидеть Бога через Его Слово. С другой стороны, не

боясь впасть в заблуждение, мы с радостью видим в

Писании присутствие и образ Святого Духа, так как

вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было



Бог” (Иоанн 1:1).

Раздел 10. Факт сотворения мира и Священное Пи-

сание в равной мере опровергают существование

идолов, которым поклоняются разные народы.

Мы установили, что сотворение мира свидетельству_

ет о Боге, и что более полно Он открывается в Писании.

Теперь мы должны показать, что Бог_Творец _ это и есть

Бог Библии.

В Библии мы постоянно видим Его как доброго отца.

Он любит проявлять милосердие к Своим, но Он также су_

24

БИБЛЕЙСКОЕ христианство



Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 24

ров к обидчикам. Моисей дал нам краткую информацию

обо всем, что нам нужно для познания Бога: “Господь, Гос_

подь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпели_

вый и многомилостивый и истинный, сохраняющий ми_

лость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и

грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий

вину отцов в детях и в детях детей до третьего и чет_

вертого рода“ (Исход 34:6,7).

Имя “Господь“ (Иегова), произнесенное дважды,

указывает на Его вечность и на самосуществование. Далее

Моисей рассказывает о качествах Бога, особенно выделяя

то, Кем Он является по отношению к нам. В Его творении

мы видим сияние тех же качеств: мягкость, доброту, мило_

сердие, справедливость, суд и истину. Да, все качества Бо_

га можно проследить в Его творении.

Далее мы должны отметить, что Библия явно отвер_

гает всех идолов, которым поклоняются различные наро_

ды. Нас ведут к единственному и истинному Богу. Имя Бо_

га хорошо известно всюду. Даже те, которые поклонялись

идолам, все_же пользовались именем “бог“. Но все люди

впали в грех и заблуждение, и их естественное знание о

Боге не приносит им никакого оправдания. Так, пророк

Аввакум осуждает всякое идолопоклонство и советует ис_

кать Бога в Его святом храме (Аввакум 2:20). Исполняя это,

мы не приняли бы никакого другого бога, кроме истинно_

го, открывшего Себя в Своем Слове.

Раздел 11. Запрещается делать любые картины или

изображения Бога

Когда человек создает какую_нибудь форму и гово_

рит, что она подобна Богу, то он искажает славу Бога

ложью. Бог сказал: “Не делай себе кумира и никакого изоб_



ражения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и

Познание БОГА-ТВОРЦА

25

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 25



что в воде ниже земли“ (Исход 20:4). Он запретил любые

попытки создавать Свое изображение в видимой форме.

Моисей сказал: “Твердо держите в душах ваших, что

вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к

вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не разврати_

лись и не сделали себе изваяний, изображений какого_либо

кумира, представляющих мужчину или женщину“ (Второ_

законие 4:15,16). Моисей подчеркивает, что только Божий

голос был слышен. Не было никакой видимой формы.

Каждый, кто пробует изображать Бога, оскорбляет

Его. Павел дает такой же совет: “Итак мы, будучи родом

Божиим, не должны думать, что Божество подобно золо_

ту, или серебру, или камню, получившему образ от искус_

ства и вымысла человеческого“ (Деяния 17:29).

Вполне очевидно, что любая статуя или картина,

призванная изобразить Бога, является большим оскорбле_

нием Его величия.

Были некоторые случаи, когда Бог показывал Себя в

знаках, но последние были совершенно особенными. Фак_

тически, они напоминали тем, которые их видели, что Он

был вне их понимания. Когда Бог давал Закон, народ видел

облако, дым и пламя. Это были знаки Его славы, но, скорее

всего, знаки, которые не могли быть скопированы челове_

ком. В Евангелиях Святой Дух появился в виде голубя, но

потом исчез. Это напоминает нам о том, что Бог невидим.

Человек, который сам является созданным сущест_

вом, не может придавать божественность глине, камню,

дереву или даже золоту и серебру. Исаия показывает, как

глупо, обработав один кусок металла или дерева и назвав

его богом, не делать то же и с другим куском, находящим_

ся рядом (Исаия 44:12_17). “Он рубит себе кедры, берет

26

БИБЛЕЙСКОЕ христианство



Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 26

сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, са_

дит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку

топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы

ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того

же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повер_

гается перед ним“ (Исаия 44:14,15).

Заметьте также, что Бог запретил рисовать картины

идолов так же, как и высекать изображения. Он также

запретил людям делать любые Свои подобия.

Некоторые говорят, что изображения _ это все рав_

но, что книги для простых людей. Людям, не умеющим чи_

тать, надо напоминать о Боге. Верно, что людям надо рас_

сказывать о Боге, но Он явно запретил человеку занимать_

ся Его изображением. Последнее запрещено даже как

обучение. Аввакум сказал: “Что за польза от истукана,..



этого литого лжеучителя“ (2:18). У Бога свой путь обуче_

ния. Люди, не умеющие читать, должны обучаться пропо_

ведью Его Слова. Их необходимо основательно обучать.

Нет нужды прибегать к изображениям из дерева, глины,

серебра и золота. Без всего этого люди могут понять, что

Христос умер, чтобы понести на Себе наше проклятье,

взять наше наказание на крест и искупить наши грехи

жертвой Своего тела, смыть наши грехи Своей кровью и

примирить нас с Богом Отцом.

Заблуждается тот, кто думает, что можно почитать

Бога в изображении, а не само изображение. Этим аргу_

ментом пользуются даже язычники. Они говорят, что в

своем идолопоклонстве они почитают не само изображе_

ние, а то, что оно представляет. Тот же самый аргумент ис_

пользует римско_католическая церковь. Она заявляет, что

отдаёт “должное“ изображениям, но не поклоняется им.

Познание БОГА-ТВОРЦА

27

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 27



Это означало бы, что она является служителем идолов. Но

это, конечно же, ВОВСЕ НЕ ТО, что предусмотрел Бог,

когда создавал человечество.

Раздел 12. Поклоняться надлежит одному только Богу

Появление лжи и неправильных верований изврати_

ло и исказило религию. Позорное невежество появляется

тогда, когда люди не придерживаются веры в единого ис_

тинного Бога и не почитают Его единственно верным пу_

тем. Однако, Бог умышленно сказал о Себе, что Он Бог

ревнитель. Он будет наказывать тех, кто отдает идолам

славу, принадлежащую Ему одному.

Одной из причин провозглашения десяти заповедей

было то, что Он хотел предупредить людей, дабы они не

уклонились к извращенному поклонению. Если мы не по_

читаем Бога со всем благоговением, которого Он заслужи_

вает, то попросту обкрадываем Его, отнимая славу и оско_

рбляя Его.

Суеверие предлагает нам множество уловок, уводя_

щих нас от истинного поклонения Богу. Мы должны раз_

личать их. Нас соблазняют следовать чужим богам, как ка_

жется на первый взгляд, не покидая одного истинного пок_

лонения Богу. Суеверие ставит одного Бога на самое высо_

кое место, но позже добавляет многих меньших по рангу

божков, наделяя их определенными правами и силой. Это

разделяет и рассеивает славу истинного Бога. Эта слава по

праву принадлежит одному только Богу.

Таким же образом, римско_католическая церковь от_

нимает славу у Бога, отдавая честь ангелам и святым. Их

почитают, восхваляют и молятся им, и люди даже не пони_

мают, что отдают Божью славу другим. Христос сформу_

28

БИБЛЕЙСКОЕ христианство



Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 28

лировал это весьма определенно: “Господу Богу твоему



поклоняйся и Ему одному служи“. Он следовал этому пра_

вилу. Мы видим это, когда Он был искушаем поклонить_

ся другому (Матфея 4:10).

Мы можем рассмотреть и поступок Корнилия (см.

Деяния 10:25). Он упал к ногам Петра и поклонился ему.

Он, конечно, знал, что поклонение принадлежит одному

только Богу. Если бы он смотрел на Петра, как на символ

Божьего присутствия и на самом деле не боготворил его, та_

кое поклонение можно было бы сравнить с поклонением

людей, которое они совершают по отношению к меньшим

богам и святым. Но Петр резко запрещает Корнилию стано_

виться на колени перед ним.

Причиной является то, что человек не может адекват_

но отличить поклонение Богу от поклонения Его творению,

отдавая последнему часть славы, принадлежащей только Бо_

гу. Давайте не будем обкрадывать Бога и отнимать у Него да_

же малейшей частицы Его славы.

Раздел 13. Бог един в сущности, и эта Сущность содер-

жит в Себе три Личности

Природа Бога

Библия учит, что Бог есть единое бесконечное суще_

ство, существо духовное. Бог мало говорит о Своей

собственной сущности, но эти две характеристики не поз_

воляют нам пытаться определить Его. Его бесконечность

дает нам понять, что Он не поддается нашему измерению.

А то, что Он является Духом, говорит о том, что мы не в

состоянии вообще описать Его земными словами. Он пре_

выше всех наших земных мыслей. Многие думают о Боге,

Познание БОГА-ТВОРЦА

29

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 29



как о человеке, потому что в Библии о Нем говорится, как

о имеющем рот, уши, глаза, руки и ноги. Но так сказано

лишь потому, что наш человеческий разум не может раз_

мышлять о ком_то, лишенном визуальной формы. Он

употребляет такие слова в Библии, чтобы помочь нам ду_

мать о Нем. И, конечно же, Бог может видеть, слышать и

действовать, но при этом Он не имеет тела.

Три разных Личности единого Бога

Нам следует четко понимать и всегда придерживаться

того, что Бог _ единое существо, но в едином Боге мы узнаем

и различаем три Личности. Сущность Бога проста и недели_

ма.


В Послании к Евреям 1:3 Христос описан как образ

ипостаси Отца. Такое описание не упоминает сущности Бо_

га. Сущность есть только одна, но она действительно дает

Христу некое существование, отличающее Его от Отца. Нам

говорят, что Сын является сиянием славы Отца. Характер

Отца отражается в Сыне. Отсюда мы делаем вывод, что Сын

является отдельной Личностью, чтобы иметь возможность

отражать. То же самое относится и к Святому Духу. Его мож_

но отличить от Отца как отдельную Личность. Поэтому мы

верим учению апостолов о том, что Бог являет Собой три

Личности.

Ошибки, которых следует избегать

Некоторые проповедники придерживались взгляда,

что Христос был Богом и Сыном Бога, но заявляли при этом,

что Христос был сотворен. Этого не может быть, так как Он

является един в сущности с Отцом. Христос не мог иметь на_

чала. Вот почему мы так определенно утверждаем, что у Бога

есть лишь одна сущность.

30

БИБЛЕЙСКОЕ христианство



Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 30

Некоторые также считают, что когда мы говорим об

Отце, Сыне и Святом Духе, то это просто означает различ_

ные черты или качества божественности. Эти определения

похожи и на другие определения Бога, такие как мудрость,

могущество и справедливость. Эта точка зрения не позволя_

ет различать Отца, Сына и Святого Духа. Защитники истины

противопоставили ей ясную позицию о единстве трех Лич_

ностей в Боге.

А вот еще одно ошибочное учение. Оно состоит в

том, что Христос начал свое существование в тот мо_

мент, когда Бог заговорил при сотворении мира. Апос_

тол Иаков говорит нам, что в Боге нет изменений. Мы

не имеем права думать, что Христово начало совпало с

сотворением мира. Он был порожден Богом еще до вре_

мени и пребывал с Ним вечно. Христос заключает в Са_

мом Себе вечность, самосуществование и божествен_

ность.


Значение Личности

Слово “Лицо“ или “Личность“ в данном употреб_

лении означает того, кто имеет “существование“ в

“сущности“ (существе) Бога и отличается от других лиц

Божества чертами своего характера и деяниями, харак_

терными только для Него. Слово “существование“

употребляется в смысле указания на что_то отличное от

чистого “существа“ или “естества“ Бога. Если Христос

был просто Богом и не имел ничего характерного толь_

ко для Него, то Иоанн был бы не прав, говоря: “Слово



было у Бога“, тут же напоминая нам о единстве святого

существа _ “и Слово было Бог “.

Таким образом, когда мы говорим о Боге, мы так_

же говорим о Сыне и Духе, как и об Отце. Когда Отец и

Познание БОГА-ТВОРЦА

31

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 31



Сын упоминаются индивидуально (“Отец любит Сы_

на“ или “Отец послал Сына“), то каждое божественное

Лицо отличается друг от друга. Работу Сына нельзя

приписать Отцу или Духу. Мы не можем сказать, что

Отец стал человеком и страдал, или же, что Дух сказал:

Это Сын мой возлюбленный“.

Библейские доказательства божественности Сына

Когда Библия говорит о “Слове Бога“, то это слово_

сочетание не означает просто голос или даже пророче_

ство. Слово Бога есть вечная мудрость, которая есть у

Бога.


1 Петра 1:11 говорит о пророках, писавших Ветхий

Завет, отмечая, что они исследовали “на которое и на



какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда

Он предвозвещал Христовы страдания и последующую

за ними славу“. Во времена тех пророков Христос еще

не появился в мире. Поэтому такая фраза должна отно_

ситься ко Христу как к вечному Слову, всегда пребы_

вавшему с Отцом. Если мы знаем, что Дух, говоривший

через пророков, был Духом Христа, то мы наверняка

знаем, что Христос есть Бог.

Апостолы учат, что миры создавались Сыном, и

Он поддерживает все Словом Своего могущества (Ев_

реям 1:2). Христос Сам говорит: “Отец Мой доныне де_

лает, и Я делаю“ (Иоанн 5:17). В самом начале Еванге_

лия от Иоанна это учение сформулировано еще более

четко. Слово, которое от начала было Бог и у Бога, явля_

ется вместе с Отцом причиной всего сущего. Здесь яс_

но, что Слово вечно _ отдельная Личность и автор всего

творения. Все откровения от Бога можно назвать Его

32

БИБЛЕЙСКОЕ христианство



Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 32

Словом. Слову нужно отдать высочайшее звание, как

откровению Бога о Самом Себе, ибо Слово есть Бог.

Существуют доказательства божественности

Христа в Ветхом Завете. Псалом 44:7 говорит о Христе_

Мессии: “Престол Твой, Боже, вовек“. Исаия 9:6 пишет

о Христе как о “Боге крепком, Отце вечности, Князе

мира“. Исаия также называет Его: “Еммануил, с нами

Бог“. Когда Иеремия предсказывает о рождении обе_

щанного Сына Давидова, он говорит: “нарекут имя



Ему: «Господь _ оправдание наше!»“. Итак ясно, вели_

кие имена Бога принадлежат как Отцу, так и Сыну.

Существует множество свидетельств божественнос_

ти Христа и в Новом Завете. Вот лишь некоторые из них.

Новый Завет смотрит на предсказания Ветхого Завета о

деяниях Бога, как исполненные во Христе. Павел утверж_

дает, что пророчество Исаии о том, что Господь будет кам_

нем преткновения для Израиля (Исаия 8:14), исполнилось

во Христе (Римлянам 9:33). Павел также пишет: “Все мы

предстанем на суд Христов, ибо написано: “живу Я, гово_

рит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и вся_

кий язык будет исповедовать Бога“ (Римлянам 14:10_11).

Итак, мы еще раз видим, что Христос является ис_

полнением пророчества. И это предстает перед нами еще

более ясно, когда автор послания к Евреям, говоря о Хрис_

те, связывает Его со славой, которая может принадлежать

лишь Богу: “В начале Ты, Господи, основал землю, и небе_



са _ дело рук Твоих“ (Евреям 1:10). Без сомнения, Новый

Завет свидетельствует о том, что Христос был Богом. Фо_

ма был прав, когда воскликнул: “Господь мой и Бог мой“.

Да и сами деяния Христа являются доказательством

его божественности. Даже фарисеи, часто отрицавшие

Познание БОГА-ТВОРЦА

33

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 33



сказанное Им, признавали, что Он называл Себя Богом,

когда говорил: “Мой Отец делает, и Я делаю“. Они хотели

убить Его именно за то, что Он утверждал, что Бог _ Его

Отец, делая Себя, тем самым, равным Богу.

Чудеса Он совершал от Своего имени. Никто кроме

Бога не мог бы этого сделать. Фактически, Он Сам Своей

властью мог дать другим силу совершать чудеса, исцелять

прокаженных и изгонять бесов (Матфей 10:8, Марк 3:15).

Петр говорил: “Во имя Иисуса Христа Назорея встань и

ходи“ ( Деяния 3:6).

Библейские доказательства божественности Святого Духа

Моисей ясно говорит в начале Книги Бытия, что при

сотворении мира Дух витал над бездною. Даже в самом на_

чале Дух использовал Свою энергию для добра, когда весь

мир находился в состоянии хаоса. У Исаии 48:16 есть дока_

зательство, в котором нельзя усомниться. О Боге Отце и

Святом Духе говорится как о совершающих вместе одно

деяние, а не только как об Отце, действующем посред_

ством Святого Духа. “И ныне послал Меня Господь Бог и



Дух Его“. Дух разделяет верховную власть. Его энергия не

заимствована ни у кого. Он Творец и возрождения, и бес_

смертия. Нам известно, что Бог не советуется ни с кем из

созданных Им существ, однако Дух “всё проницает, и

глубины Божии“. Дух оправдывает нас верой. От Него ис_

ходят могущество, истина, освящение, благодать и всевоз_

можные благословения. Павел ясно указывает, что Дух об_

ладает как силой, так и волей. Он может иметь эти качест_

ва потому, что Он _ Личность Божества и полностью ду_

ховное Лицо. Вот что говорит Павел: “Все же сие произво_



дит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему

угодно“ (1 Коринфянам 12:11).

34

БИБЛЕЙСКОЕ христианство



Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 34

Когда Писание говорит о Духе, оно не колеблется на_

зывать Его Богом. Павел знает, что Дух живет в нас, поэто_

му он говорит, что мы являемся храмом Бога. На самом де_

ле, Бог многократно обещал избрать нас Своей обителью

и осуществление этого обещания полностью соответству_

ет этой истине, что Дух Его живет в нас. Когда Петр упре_

кает Ананию за то, что тот солгал Святому Духу, он добав_

ляет: “Ты солгал не человекам, а Богу“ (Деяния 5:3,4).

Единство Бога

Существует один Бог. Павел говорит в Ефесянам

4:5,6: “Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и



Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас“.

Нас крестят по вере в единого истинного Бога, но в то же

время, Христос заповедал, чтобы мы были крещены име_

нем Отца и Сына и Святого Духа. Этот единственный Бог

раскрыл Себя со всей определенностью как Отец, Сын и

Святой Дух.

Различие в Троице

Это великая тайна. Мы должны быть очень внима_

тельны и с очень большим почтением говорить об этой не_

постижимой истине. Древний христианский ученый Гри_

горий из Назианзума сказал: “Как только я обращаюсь к

Одному, меня тут же окружает слава Трех; как только мои

мысли начинают различать Трех, их опять относит к Одно_

му“. Мы никогда не должны думать о Божестве так, чтобы

или выделять Бога в единственном или в тройственном

числе.


Слова Отец, Сын и Дух Святой _ это не просто имена,

они действительно различаются. Но это различие без раз_

Познание БОГА-ТВОРЦА

35

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 35



деления. Невозможно было бы сказать, что Сын был “с Бо_

гом“, или что Он имел “славу с Отцом“, если бы Он был

тем же Лицом, что и Отец. Отец не приходил в мир, а Сын

приходил. Именно Сын умер и снова воскрес. А различие

между Отцом и Сыном не началось тогда, когда Сын стал

человеком. Единородный Сын находился в недре Отца от

вечности и обладал Своей славой вместе с Отцом. Сущест_

вует также ясное различие между Отцом и Духом, так как

Библия говорит, что Он исходит от Отца. И Дух, в свою

очередь, не одно и то же, что Христос. Христос называет

Его “другим“: “Вот, Я посылаю вам другого Утешителя“.

Существуют различия между делами, совершаемы_

ми отдельными личностями Божества. Отец _ начало дея_

ний и источник всего. Сын обладает мудростью, советами

и распределением руководства. Дух владеет силой, кото_

рая является действенной в мире. Однако, не стоит черес_

чур преувеличивать различия в деятельности Божествен_

ной Троицы. Вечность Отца является также и вечностью

Сына и Духа, и здесь нет приоритетов. Тем не менее, упо_

миная о Лицах Троицы, мы действительно придерживаем_

ся определенного порядка.

Отца следует упоминать первым. Сын происходит от

Него, а Дух _ от Отца и Сына, о чем мы знаем из Римлянам 8.

Здесь Павел называет одного и того же Духа _ Духом Хрис_

та, и позже _ Духом Того, Кто воскресил Христа из мерт_

вых.


Этот факт может укрепить нашу веру, хотя и труден

для понимания. Единство Отца и Сына очевидно,

поскольку у Них один Дух. И по этой причине Дух не мо_

жет быть чем_то отличным от Отца и Сына. В то время, как

каждое Лицо Троицы имеет свои особенные отличия, оно,

в то же время, является также и целостным Божеством.

36

БИБЛЕЙСКОЕ христианство



Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 36

Вот почему Христос мог сказать: “Я в Отце, а Отец во



Мне“. Давайте будем крепко стоять на этой основе нашей

веры. Мы веруем в единого Бога. Под этим Богом мы под_

разумеваем единое и неделимое существо, состоящее из

трех Лиц. Когда мы употребляем имя Бог неопределенно,

мы также включаем сюда Сына и Духа. Но поскольку су_

ществует определенный порядок в упоминании Лиц Бо_

жества, мы иногда пользуемся именем Бога в смысле От_

ца, когда говорим о Сыне или Духе и их отношении к От_

цу (например, “Сын Божий“). Мы верим в единство Бога,

в очередность Лиц Божества, и при этом ни в коем случае

не умаляем Личности Сына и Духа.

Раздел 14. Поклоняться следует одному только Бо-

гу и ничему из созданного Им

Рассказ о сотворении мира помещен в Библии для

того, чтобы мы, как церковь, не искали никакого другого

Бога. Нам не следует поклоняться ни ангелам, ни бесам, ни

земным творениям Бога. Бог стоит выше всего того, что

Он создал.

Ангелы. Они входят в число наиболее славных творений

Божьих. Однако, они не обладают ореолом божественнос_

ти. Давайте смиримся с фактом, что Бог не нашел нужным

дать нам больше информации об ангелах. Мы не знаем,

когда они были созданы. Лишь Моисей сообщает нам, что:

Так совершены небо и земля и все воинство их“. Нам не_

известно, сколько их, но мы знаем со слов Елисея, что

тех, которые с нами, больше, чем тех, которые против



нас”.

Из Библии мы знаем, что ангелов создал Бог и они яв_

ляются Его слугами. Они повинуются Ему и выполняют

Его поручения. Ангел означает _ “посланник“. Их называ_

Познание БОГА-ТВОРЦА

37

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 37



ют небесным воинством или армией, потому что они окру_

жают своего монарха, демонстрируют Его величие, гото_

вы внимать и повиноваться Его приказам.

Мы рады сознавать, что миссия ангелов _ служить и

приносить нам дары Божьи. Нам также говорят, что они

стерегут нас от опасностей, защищают нас, направляют

нас и следят за тем, чтобы обиды проходили мимо нас сто_

роной. Возможно, каждый верующий имеет ангела, забо_

тящегося о нем, но наиболее правдоподобно, что все они

пекутся о нашей безопасности. В небесах они больше ра_

дуются одному грешнику, который покаялся, чем девянос_

то девяти праведникам, которым нет нужды в покаянии.

Но Бог не создал ангелов, чтобы делить с ними Свою сла_

ву. Он не предлагает нам их помощи, чтобы хоть частично

верить в них. Ангелы _ слуги Бога. Их дело _ служить Ему,

донося до нас Его доброту и силу.

Демоны. Мы должны понимать, что бесов создал Бог. Они

не могли бы существовать отдельно от Него, так как это

означало бы, что они могут существовать сами по себе. Но

один лишь Бог является самодостаточным в Своем суще_

ствовании. Вся жизнь происходит от Него. Вместе с тем,

мы должны понимать, что бесовское зло происходит не от

природы, которую дал им Бог, но от того, что их природу

испортил грех.

Сведения, касающиеся бесов, Библия подает нам,

главным образом, в виде предупреждения против их

нападок. Сатану называют “сильным с оружием, князем,

господствущем в воздухе”. Все эти определения прес_

ледуют своей целью насторожить нас и сделать готовы_

ми к борьбе. Петр явно говорит об этом. Он описывает

38

БИБЛЕЙСКОЕ христианство



Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 38

сатану как рыкающего льва, ищущего, кого поглотить, а

позже, советует нам: “Противостойте ему твердою

верою“ (1 Петра 5:8,9).

Павел советует нам вооружиться и быть готовыми к

длительной и опасной битве, “Потому, что наша брань не

против крови и плоти, но против начальств, против влас_

тей,.. против духов злобы поднебесной“ (Ефесянам 6:12).

Нам не следует лениться или бояться. Нас учат быть

сильными, отважными и старательными, стоящими на

своем до конца. Нам надо осознавать свою собственную

слабость и просить Бога о помощи, вооружении, силе и

мудрости, в которых мы нуждаемся.

Диавол является не только нашим врагом. Он _ враг

Бога. Мы сражаемся за честь Бога. Если мы хотим продви_

гать царство нашего Бога, мы должны постоянно воевать

со злым духом, который старается завоевать это царство

и, если бы он только смог, погубить нас навечно. С таким

врагом перемирий не бывает. Он сеет заблуждения в чело_

веческом разуме, лжет, вместо того, чтобы говорить прав_

ду, возбуждает ненависть и вызывает разногласия и борь_

бу. По своей природе диавол является исчадием зла и по_

рока.


Диавольская злоба целиком определяется его

собственным выбором. Христос говорит, что когда диавол

говорит... ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи

(Иоанн 8:44). Христос также говорит нам, что “он не усто_



ял в истине“. Из этого, возможно, следует, что когда_то он

пребывал в истине, но затем отверг ее.

Хотя диавол и сражается против Бога, он не мог бы

этого делать без согласия Бога. Из книги Иова мы узнаем,

что сатана не мог бы выполнять своих разрушительных пла_

нов без позволения Бога. Более того, мы узнаем из 2 Фесса_

Познание БОГА-ТВОРЦА

39

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 39



лоникийцам 2:9_12, что ослепление тех, кто не верует, это не

только дела сатаны, но также и наказание от Бога.

Бог может контролировать бесов (или нечистых ду_

хов) полностью, согласно Своей воле, но Он позволяет им

испытывать верующих. Порой верующие даже очищают_

ся через испытания этими злыми духами. Злые духи могут

беспокоить нас проблемами, ловушками и приступами

злобы, но они никогда не могут сломать верующего. Бог не

позволит им сделать этого. Павел пережил подобный

конфликт: “И чтобы я не превозносился чрезвычайностью



откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удру_

чать меня, чтобы я не превозносился“ (2 Коринфянам

12:7).


Я должен выступить против глупой и несостоятель_

ной идеи, будто бесы _ всего лишь злые страсти, обурева_

ющие нас и заставляющие поступать неверно. Библия со

всей ясностью опровергает подобное утверждение. Писа_

ние говорит о бесах как о “нечистых духах“ и павших ан_

гелах, оставивших свои первоначальные “должности“. От_

сюда понятно, что демоны _ это не просто мысли в голове

человека, но реальные существа, обладающие собствен_

ным мышлением и пониманием.

В Библии мы также находим сравнение детей Божь_

их и детей диавола, что было бы бессмысленным, если бы

дети диавола были только злыми мыслями. Нам также го_

ворят, что бесам предназначен вечный огонь в аду. Этого

не могло бы быть, если бы бесы были лишь греховными

мыслями.

Физический мир. Мы должны радоваться, глядя на карти_

ну мира, данного нам Богом. Одним из первых признаков

веры является то, что мы понимаем, что всё окружающее

40

БИБЛЕЙСКОЕ христианство



Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 40

нас является Божьим творением, и удивлённо вопрошаем,

для чего Он всё это создал? Анализ сотворения мира лишь

укрепляет нашу веру. Мы узнаем, что Бог силой Своего

Слова и Духа создал из ничего небеса и землю. Он заста_

вил их производить живое и неживое. Он наделил каждую

вещь своей собственной особенной природой, функцией

и положением. Но так как все они подвержены разложе_

нию, Он нашел способ сохранения каждого вида, наделив

их способностью к размножению. Наконец, Он создал род

человеческий. Бог отличил людей от остальных созданий,

придав им красоту формы и высокие способности. Он по_

казал, что человек является самым чудесным из Его созда_

ний.


Здесь не место для широкой дискуссии о великих

творениях Бога. Не существует достаточно высоких слов и

стиля, при помощи которых можно было бы в достаточной

мере показать, насколько Его мудрость, могущество,

праведность и доброта, которые видимы во Вселенной,

выше нашего разумения. Но это не означает, что нам не

надо размышлять о них. Красота Вселенной _ это зеркало

доброты Божьей, Его мудрости и могущества. Анализ соз_

данного Богом заслуживает высочайшей оценки и безмер_

ного человеческого восхищения.

Сначала давайте полюбуемся величием архитектора,

который так великолепно разместил звезды, одни из кото_

рых движутся, уступая место друг другу, а другие “стоят“

на месте. Он управляет их движением так, чтобы они из_

меряли день и ночь, месяцы, годы и столетия. Он даже ме_

няет длительность дня и при этом никогда не делает оши_

бок. Существует множество примеров, в которых можно

узреть Божью доброту и мудрость. И так во всем из соз_

Познание БОГА-ТВОРЦА

41

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 41



данного Им _ и в большом, и в малом. Во_вторых, посмот_

рим, какое влияние оказывают на нас Его создания. Если

вера показывает нам, что Бог предназначил все для наше_

го блага, то мы должны обращаться к Нему с доверием, мо_

литвой, хвалой и любовью. Бог мог создать мир момен_

тально, но Он растянул его создание на шесть дней. Это

явилось милостью и знаком Его любви, потому что Он за_

ранее подготовил все, в чем нуждался человек. Мы не име_

ем права проявлять свою неблагодарность, сомневаясь в

постоянной заботе такого милостивого Отца, Который

явил Свою заботу о нас еще до того, как мы появились на

свет. Другими словами, мы не должны допускать даже

мысли о том, что Он может подвести нас в тяжелое время

после того, как Он осыпал нас столькими благословения_

ми. Это было бы грехом с нашей стороны.

Когда бы мы не размышляли о Боге, как о Творце не_

ба и земли, давайте помнить, что Он контролирует все

Свои творения и что мы _ Его дети. Он гарантировал нам,

что будет питать и защищать нас. Мы с уверенностью мо_

жем ожидать от Него всего добра. С любой просьбой нам

нужно идти только к Нему и всегда быть благодарными

Ему, так как Он дает нам все блага. Да будут сердца наши

всегда обращены к Богу, чтобы любить и поклоняться на_

шему Господу всем нашим существом!

Раздел 15. Сотворение человека

Среди всех творений Бога человек является самым

лучшим примером Его справедливости, мудрости и добро_

ты. Как мы уже говорили, у нас не может быть четкого

знания о Боге без правильного понимания нас самих. Поз_

нание человека включает два элемента: знать, как он был

42

БИБЛЕЙСКОЕ христианство



Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 42

изначально создан и знать его состояние со времени появ_

ления греха (Книга Бытие 3). В этом разделе мы поговорим

об исходном состоянии человека. Мы должны понять, ка_

ким был человек до своего грехопадения. И тогда мы не

будем винить Творца за человеческую греховность. Наши

падения не от Бога. Мы также не станем обвинять “приро_

ду“ за наши грехи, ведь это было бы оскорблением Бога,

поскольку значило бы, что в Божьем создании существо_

вало какое_то зло. В этом вопросе имеются две совершен_

но неоспоримые исходные точки, и игнорировать их _ зна_

чит совершать серьезную ошибку: во_первых, не сущест_

вует оправдания для грешника, и, во_вторых, Божья спра_

ведливость всегда чиста и единственно верна.

Человек состоит из тела и души. Под душой я имею

ввиду более благородную его часть, которая живет в теле,

но является бессмертной и потому продолжает жить пос_

ле смерти тела. “Душа“ и “дух“ _ эти слова часто употреб_

ляются как взаимозаменяемые, хотя каждое из них имеет

свое собственное значение при совместном их употребле_

нии.

Человечество настолько озабочено материальными



благами, что многие просто забывают о наличии души.

Они забывают или игнорируют тот факт, что будут суще_

ствовать после смерти. Однако они не могут жить, совер_

шенно не осознавая какого_то чувства собственного бес_

мертия. У каждого человека есть совесть, реагирующая на

моральный закон Бога, и она в состоянии отличать добро

от зла. Совесть _ это не просто умственное познание добра

и зла. Она не просто сила воли. Физический мозг и воля

умрут вместе с нами, им не страшен Божий суд. Но истина

состоит в том, что мы действительно чувствуем страх пе_

Познание БОГА-ТВОРЦА

43

Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 43



ред судом и наказанием, если поступаем неправильно. Со_

весть _ это часть бессмертной души. Душа же _ та наша

часть, которая боится делать зло в этой жизни из_за стра_

ха перед судом и наказанием в вечности.

Другим свидетельством того, что у нас есть душа, яв_

ляется высочайшее качество человеческого ума. Наше по_

нимание несравненно выше понимания животного. Мы

можем думать о земле и небесах. Мы можем вспоминать о

прошедшем, с нетерпением ожидать будущего или раз_

мышлять о невидимом Боге. Нечто намного большее, чем

физическое тело, заложено в человеке.

Писание ясно говорит, что душа существует незави_

симо от тела. Оно учит нас, что мы живем “в бренных

храминах“, что, умирая, мы снимаем с себя тленное тело и,

что в последний день мы получим вознаграждение за то,

что мы сделали, будучи в теле. Из этих отрывков и многих

других мы узнаем, что душа отличается от тела и даже яв_

ляется основной частью человека.

Некоторые другие места Писания только усиливают

это учение. Павел призывает своих читателей очистить се_

бя от всякой скверны плоти и духа (1 Коринфянам 7:1), по_

казывая, что зло оскверняет обе части человека. Петр на_

зывает Христа Пастырем и блюстителем душ. Это можно

было бы считать бессмыслицей, если бы не было душ, о ко_

торых нужно заботиться Христу. Было бы также бессмыс_

лицей писать о вечном спасении души, если бы человечес_

кие существа ее не имели. Христос весьма просто доказы_

вает, что мы обладаем душой говоря, что мы должны бо_

яться Того, Кто властен низвергнуть душу в ад, после того,

как смерть убивает тело. Христос также говорит о раз_

дельном существовании души и тела, рассказывая притчу

44

БИБЛЕЙСКОЕ христианство



Bible_Christianity.qxd 07.12.2003 12:17 Page 44

о Лазаре, душа которого почивает на лоне Авраамовом, в

то время, как душа богатого пребывает в мучениях. Эту

истину подтвердил и Павел. Он рассказывает нам, что

водворяясь в теле, мы устранены от Господа, но выходя

из тела, мы водворяемся у Господа.

Когда мы вспоминаем, что человек был создан по

образу и подобию Божьему, то еще более укрепляемся в

вере, что у человека есть душа. Божья слава, действитель_

но, в какой_то степени отражается в физическом теле.

Часто встречается изящество формы, которого нельзя

отрицать, и оно обладает красотой, которой нет у живот_

ных. Но именно в душе мы имеем и храним божествен_

ный образ. Адаму было дано правильное понимание про_

исходящего и чувства, которыми руководил здравый и

совершенный подход.

С того времени, как Адам согрешил, образ Бога в че_

ловеческой душе поблек и потускнел. Лишь Христос,

второй Адам, в состоянии восстановить в нас этот Свой

образ. Павел пишет христианам, которые “облекшись в



нового, который обновляется в познании по образу Соз_

давшего его“ (Колоссянам 3:10).

Теперь мы можем раскрыть особенности этого об_

новления.


следующая страница >>
Смотрите также:
Язычество и христианство Древней Руси
376.45kb.
2 стр.
Буддизм и христианство в геополитическом пространстве россии-евразии буддизм и христианство в России и Евразии
481.81kb.
5 стр.
…Лекция наша сегодня не столько даже о раннем христианстве, сколько о двух религиях, родившихся одновременно раввинистический иудаизм и раннее христианство
313.59kb.
1 стр.
Христианство
1880.6kb.
7 стр.
Архимандрит Рафаил (Карелин) Христианство и модернизм
4007.23kb.
38 стр.
Программа дисциплины Религиозно-философские традиции Востока для направления 032. 100. 62 «Востоковедение» подготовки бакалавра
739.48kb.
6 стр.
Христианские мотивы в творчестве А. С. Пушкина
61.91kb.
1 стр.
Литература по курсы истории средневековой философии. Источники: Библия. Бытие. Исход. 1 Евангелие от Матфея. 4 От Иоанна
321.73kb.
1 стр.
Раннее христианство и переселение душ
5989.75kb.
27 стр.
Христианство на Святой Земле: истоки и история. Иерусалимская школа. 8 – 19 августа 2010 г
31.95kb.
1 стр.
Буддизм, ислам, христианство
600.87kb.
4 стр.
Курс лекций по истории Русской Церкви Лекция 1
4913.04kb.
34 стр.