Главная страница 1страница 2страница 3
<

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1»

Совершенствование навыка чтения и развитие творческого потенциала учащихся как средство познавательного интереса к литературе

выполнила: учитель начальных классов

Кулаева Ф.И.

г. Рузаевка

- 2010 -

С О Д Е Р Ж А Н И Е


1. Введение.
2. Работа по формированию техники чтения.
3. Приемы работы с текстом.
4. Развитие речи на уроках чтения.
5. Упражнение интонационного характера
6. Виды внеклассной работы по литературному чтению
7. Родителям о привитии интереса к чтению
8. Список использованной литературы
9. Приложение.

ВВЕДЕНИЕ.


В учебно-воспитательной работе учителя книга - основной источник знаний. Книги раскрывают перед детьми сложный мир жизненных явлений, учат разбираться в них и правильно оценивать их. Они рассказывают детям о Родине, о лучших ее людях и их творческом труде, о силе добра, чудесах природы, из книг дети узнают прошлое и настоящее человечества, книги обогащают их ум, вооружают стойкостью, помогают преодолевать трудности. Если книга оказывает глубокое воздействие на взрослых, то на детей ее воздействие еще более сильное. Детский возраст – это возраст, когда все впечатления воспринимаются особо остро и оставляют глубокий след на всю жизнь. Немалое влияние оказывает чтение книг и на успеваемость детей, так как много читающие дети привыкают самостоятельно учиться , находить ответы на интересующие вопросы. Если бы для каждого из наших учеников книга была праздником, пожалуй, учитель не встречал бы в своей работе столько трудностей, а порой и проблем.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
1. Воспитывать у детей устойчивый интерес к чтению и любовь к книге

2. Совершенствовать технику чтения.

3. Развивать речь младших школьников.

4. Помочь учителю в организации и проведении различных видов работ с текстом

5. Способствовать активации личного методического опыта учителя

6.Показать связь своей методики в достижении результативности по развитию устного интереса к чтению и совершенствования техники чтения.



МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ теории работы с художественным произведением, наблюдения учителя, личная педагогическая практика.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: изучена методика работы над художественным произведением, выработан устойчивый интерес к чтению, достигнуты хорошие результаты по совершенствованию техники чтения.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: в учебном процессе, в работе заседаний школьных и городских методических объединений учителей начальных классов, в периодической печати, в Интернете на сайте Фестиваля педагогических идей (2010/11 г.г.)

<"Работа ><по ><формированию ><техники ><чтения ><в ><начальных ><классах">

<Нельзя ><быть ><счастливым, ><не ><умея ><читать. ><Сколько ><несчастливых ><Тань, ><Саш, ><Сереж ><уходит ><из ><начальной ><школы ><в ><среднее ><звено, ><где ><они ><не ><в ><силах ><освоить ><программу. ><Они ><тратят ><уйму ><>времени< ><на ><подготовку ><домашнего ><задания, ><безграмотно ><пишут, ><с ><трудом ><сочиняют, ><не ><могут ><решать ><задачи. ><Формируется ><своеобразный ><психологический ><барьер: ><ученик ><не ><верит ><в ><возможность ><>достижения< ><хороших ><результатов, ><в ><следующих ><классах ><у ><него ><снижается ><эмоциональная ><>отзывчивость<, ><возникаю ><частые ><конфликты ><с ><учителями. ><Не><читающий ><ребенок, ><подросток ><><это ><>катастрофа< для ><школы, ><общества.>

<Нельзя ><ли ><хотя ><бы ><в ><какой-то ><мере ><изменить ><существующее ><положение? ><Оказывается, ><можно. ><Нужно ><научить ><учащихся ><начальной ><школы ><быстро ><читать. ><Для ><того ><чтобы ><повысить ><технику ><и ><сознательность ><чтения, ><учителя ><начальных ><классов ><используют ><нетрадиционный ><метод ><обучения ><чтению ><><метод ><динамического ><чтения.>

<Динамическое ><чтение ><><качественно ><новый ><метод: ><читаются ><не ><буквы, ><слоги ><или ><слова, ><а ><целые ><группы ><слов, ><блоки. ><При ><динамическом ><чтении ><ученик ><читает ><текст ><в ><целом, ><воспринимает ><всю ><информацию. ><Динамическое ><чтение ><><это ><чтение ><глазами. ><>Ученик <читает, ><минуя ><речедвига><тельный ><и ><слуховой ><аппарат. ><Результаты ><прекрасные: ><все ><выпускники ><начальной ><школы ><вычиты­><вают ><норму, ><большинство ><120-130 ><слов ><в ><минуту, ><некоторые ><и ><большие ><прочитывали, ><дети ><гра­><мотно ><пишут, ><без ><труда ><пишут ><сочинения ><и ><изложения.>

<Начинать ><работу ><можно ><в ><любом ><классе, ><в ><любое ><время. ><Единственное ><условие ><><работать ><каждый ><день.>

<Динамическое ><чтение ><><это ><чтение ><только ><глазами. ><Поэтому ><начинать ><работу ><над ><скорочте­><нием ><нужно ><с ><развития ><зрительной ><памяти, ><внимания, ><этому ><способствует ><так ><называемое ><"фото­><графирование" ><различного ><рода ><картинок, ><карточек, ><предметов. ><Учащиеся ><за ><одну ><секунду ><долж­><ны ><запомнить ><все, ><что ><изображено ><на ><картинке ><><"сфотографировать". ><Одну ><секунду ><можно ><от­><мерить, ><произнося ><число ><двадцать ><один ><про ><себя. ><На ><пример, ><учитель ><показывает ><иллюстрацию ><к ><сказке. ><Дети ><должны ><за ><одну ><секунду ><запомнить ><все, ><что ><на ><ней ><изображено ><и ><сказать, ><как ><называ­><ется ><сказка. ><Перед ><демонстрацией ><необходимо ><предупредить ><учащихся, ><что ><они ><должны ><смотреть ><очень ><внимательно. ><Затем ><после ><команд ><"Приготовиться! ><Внимание!", ><дается ><команда ><"Фотогра­><фируем!".>

<Если ><учитель ><начинает ><в ><I ><классе ><работу, ><то ><по ><мере ><того, ><как ><дети ><будут ><знакомиться ><с ><бук­><вами ><и ><учиться ><читать, ><можно ><предлагать ><следующие ><задания:>

  1. <Найдите ><лишнюю ><букву ><(фотографируем):
    ><а. ><о. ><в, ><у, ><и.>

  2. <Найдите ><лишний ><слог:
    ><бо, ><но, ><ро, ><мы, ><со, ><ко.>

  3. <Найдите ><лишнее ><слово:
    ><река, ><слон, ><мала>

<речка, ><лев, ><моль>

<ручей, ><мак, ><мела>

<ручка, ><тигр, ><мила>

<ручеек.>

<4)>< ><Раздели ><слова ><на ><две ><группы
><корова, ><заяц, ><ленивый
><соловей, ><горох, ><смелый,
><коза, ><ежик, ><честный>

< ><ворона, ><медведь, ><жадный>

<овца, ><капуста, ><добрый>

<сорока, ><волк, ><трусливый>

<огурец.>

<5)>< ><Из ><какой ><сказки ><слова?
><Я ><><мышка-норушка...
><Бежит ><молочко ><по ><вымечку...>

<Работая ><над ><текстом ><на ><уроках ><чтения, ><использую ><следующие ><упражнения: ><"Чтение-спринт", ><"Чтение-разведка". ><Эти ><упражнения ><можно ><вводить ><в ><конце ><I ><класса.>

<Чтение-спринт ><заключается ><в ><том, ><что ><учащиеся ><на>< максимальной ><для ><них ><скорости ><читают ><про ><себя ><незнакомый ><текст, ><плотно ><сжав ><зубы ><и ><губы, ><а ><после ><прочтения ><текста ><отвечают ><на ><>сформулированные< ><учителем ><перед текстом ><вопросы ><к ><тексту. ><Во ><время ><чтения ><учитель ><поторапливает ><детей: ><"Быстрей, ><быстрей, ><еще ><быстрей", ><добавляя ><при ><этом: ><"Читать ><нужно ><все". ><Рекомендуется ><проводить ><это ><упражнение ><перед ><чтением ><вслух ><каждого ><текста. ><Перед ><чтением ><следует ><>подготовить< ><класс ><психологически, ><дать ><команды: ><"Приготовиться! ><Внимание! ><Начали!". ><>При <обучении ><"чтение-спринт" ><пользуюсь ><следующей >памяткой:

<Памятка.>

  1. <Плотно ><сожми ><губы ><и ><зубы.>

  2. <Читай ><только ><глазами.>

  3. <Читай ><как ><можно ><быстрее.>

  4. <Ответь ><на ><вопросы ><к ><тексту.>

<>Чтение-разведка <заключается ><в ><том, ><что ><учащиеся ><на ><максимальной ><для ><них ><скорости ><>просматривают< ><текст ><и ><находят ><ответы ><на ><вопросы, ><поставленные ><учителем ><перед >чтением. <>Таким об<­><разом ><дети ><учатся ><не ><только ><вертикальному ><чтению, ><но ><и ><умению ><ориентироваться ><в ><тексте, ><>находить< >главное. <Также ><использую ><памятку:>
<Памятка:>

  1. <Плотно ><сожми ><губы ><и ><зубы.>

  2. <Поставь ><пальцы ><на ><начало ><и ><конец ><строки.>

  3. <Просматривая ><текст ><вертикальным ><движением ><глаз, ><найди ><ответы ><на ><вопросы.>

Это упражнение можно использовать на уроках русского языка, на пример, "разведчики" на­ходят в тексте словарные или слова на какое-либо правило. На уроках математики можно предло­жить отыскать среди примеров пример с определенным ответом.

Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитыва­ется вслух и идет обычная работа над выразительным чтением, пересказом.

Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений и в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно.

Наряду с основными упражнениями использую и другие:



  1. Упражнение "Финиш". Методика работы такая же, как и при "Чтении-спринт" только читаем до указанного слова или выражения.

  2. Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).

  3. Чтение с речевыми помехами. Ученик читает текст про себя, одновременно напевая зна­комую песенку или декламируя наизусть стихотворение.

Одновременно с работой по динамическому чтению полезно развивать память, воображение учащихся, используя следующие упражнения:

1. Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения. Это упражнение хорошо раз­вивает долговременную память учащихся.

2. Игра "Синонимы" ("Антонимы"). Хорошо развивает как память, так и воображение. Суть игры в том, что дети подбирают синонимы к называемым учителем словам, на пример: грустить-горевать, печалиться-огорчаться, расстраиваться, тужить, кручиниться, а также антонимы: веселый -грустный...

3. Каждый день заучивать по четверостишию.

Совершенствование техники чтения про себя — лучший фундамент совершенствования тех­ники чтения вслух. На уроках использую такие приемы и методы:

1.Чтение за диктором.

2.Чтение в парах, групповое чтение.

3.Чтение с отрывом взгляда от текста.

4. Чтение с убыстрением.

5.Чтение с переходом на незнакомый текст.

6.Жужжащее чтение.

7.Чтение в темпе скороговорки. 8.Зрительные диктанты.

Закончить хочется словами: давайте читать. Читать с каждым днем все быстрее и быстрее. Совершенствуя навыки быстрого чтения. Быстрое чтение – мощный и современный инструмент познания окружающего нас мира.

Ниже я привожу виды работы с художественным текстом.



  1. Чтение всего текста (по заданию учителя).

  2. Чтение, деление на части.

  3. Составление плана.

  4. Чтение по готовому плану.

  5. Чтение, после чтения перессказывание.

  6. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

  7. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.

  8. Чтение цепочкой по предложению.

  9. Чтение цепочкой по абзацу.

  10. Чтение вполголоса.

  11. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

  12. Чтение, ответы на вопросы.

  13. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

  14. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

  15. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)

  16. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов).

  17. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

  18. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

  19. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

  20. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

  21. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

  22. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

  23. Чтение, подбора звукового оформления «фильма».

  24. Беседа с сопровождением выборочного текста.

  25. Нахождение в тексте 3(5,7...) выводов.

  26. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

  27. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

  28. Установление путем чтения причинно - следственных связей.

  29. Чтение названия рассказа. (Как ещё можно назвать?)

  30. Чтение по ролям.

  31. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

  32. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

  33. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

  34. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать этот человек.




  1. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, с насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.

  2. Нахождение в чтении предложения с восклицательным знаком, запятой, многоточием и т.д.

  3. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).

  4. Нахождение и чтение образных слов с логическим ударением.

  5. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

  6. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

  7. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

  8. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

  9. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

  10. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.

  11. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме - чн -, -жи - и т.д.

  12. Кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

  13. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

  14. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

  15. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

а) существительное + прилагательное;

б) существительное + глагол (можно наоборот).



  1. Чтение, пометка непонятных слов.

  2. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор - ков - ка).

  3. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

  4. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).

  5. Чтение слов, к которым даны сноски.

  6. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

  7. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.

  8. Комбинированное чтение (учитель - учащиеся хором).

«Развитие речи на уроках чтения»

Формирование речи у младших школьников - одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. Развитая речь дает ребенку возможность лучше овладевать знаниями, формирует волю, чувства.

Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Процесс развития речи происходит на всех уроках, и даже во внеурочное время в распоряжении учителя очень много приемов для развития личности учащихся.

Я расскажу о нескольких приемах развития речи на уроках чтения: драматизация и чтение по ролям. Весь класс разбивается на несколько групп, по 5-6 ребят в каждой. Это дает возможность учителю сначала непосредственно воздействовать на ученика и опосредственно как на членов группы, так и на весь класс, развивая самостоятельность, самоуправление, коллективизм ребят. Дети проявляют особый интерес и активность тогда, когда им дается что-то новое, более сложное, когда надо «придумать», «догадаться». Ни к чему не способных детей нет. Каждый ребенок умен и талантлив по-своему. Важно, чтобы этот ум эта талантливость стали основой успеха в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. Драматизация - один из ключей к нравственному развитию ребенка, ибо открывает новую грань его деятельности, развивает ее, приобщая не только к искусству слова, мимики, жеста, но и к культуре общения со сверстниками. Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает детям зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.


следующая страница >>
Смотрите также:
Гимназия №2 Красноармейского района города Волгограда
255.03kb.
1 стр.
Гоу гимназия №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга Освоение Северного морского пути
244.34kb.
1 стр.
Требования к результатам начального образования в рамках стандарта нового поколения моу «Гимназия с. Ивантеевка»
95.28kb.
1 стр.
Публичный доклад муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №2»
770.2kb.
4 стр.
Моу «Кизлярская гимназия №6 им. А. С. Пушкина» г. Кизляра. Гимназия №6 – самое молодое инновационное учреждение среди школ города. С 1997 года гимназией руководит «Почетный работник общего образования рф»
32.33kb.
1 стр.
Положение о фонде оплаты труда I. Формирование фонда оплаты труда муниципального общеобразовательного учреждения «Русская классическая гимназия»
225.51kb.
1 стр.
«Гимназия №1 имени Ч. Т. Айтматова»
276.15kb.
1 стр.
Зоя Николаевна, руководитель музея сибирских писателей мбоу гимназия №10 г. Красноярска
77.01kb.
1 стр.
Мо «Кобяйский улус (район)» рс(Я) Муниципальное учреждение «Управление образования»моу сангарская гимназия
428.29kb.
4 стр.
Вступительное слово учителя
34.2kb.
1 стр.
Перспективный план повышения квалификации и аттестации руководящих и педагогических работников моу «Юридическая гимназия им. М. М. Сперанского»
185.43kb.
1 стр.
На примере муниципального образовательного учреждения гимназия №17 г. Петрозаводска
625.51kb.
5 стр.