«Формирование мотивационной готовности дошкольников
к обучению в школе»
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника и принятию новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребенка.
Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность складывается из следующих компонентов: педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.
Вопрос о психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии (А. Анастази, Я. Йирасик, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин).
Л.С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.
Л.И. Божович представляла готовность к школе включает определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.
А.И. Запорожец так же выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.
Я.Л. Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематического обучения. Поэтому целенаправленные и систематичные воздействия педагога являются существенным фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.
Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько представляют психологическую готовность к школе как « целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой», успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями.
Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла 2 группы мотивов учения:
-мотивы связанные с потребностью в общении;
-мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности.
Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».
Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- положительных представлений о школе;
- желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
- сформированной позиции школьника.
Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество,
как самооценка Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.
Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка дошкольника формируется:
-
под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
-
под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.
Критерии самооценки зависят:
1. от взрослого;
2. принятой системы воспитательной работы.
Самооценка в разных видах деятельности разная:
-
в рисовании ребенок оценивает себя правильно;
-
в грамоте переоценивает;
-
в пение недооценивает себя.
Формирование самооценки
1. Важна деятельность, в которую включен ребенок.
2. Оценки его достижений взрослыми и сверстниками.
-
Дети выделяющие свое «Я» через деятельность - завышают свои самооценки.
-
Дети выделяющие свое «Я» через сферу отношений - самооценка чаще занижена.
-
Дети имеющие разный статус, положение в группе – по разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.
-
Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.
Модель взаимодействия





Отношение ребенка к школе у большинства детей появляются задолго до того, как они станут учениками.
Исследование мотивационной сферы
Диагностический комплекс
|
Изучаемый параметр
|
Методика
|
Источник
|
Самооценка
|
Хухлаева Л. «Лесенка»
|
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.
Учим детей общению. Ярославль, 1997
|
Мотивационная готовность
|
Банков С.А. Тестовая беседа
|
Посевина Г.П., Король Л. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни «радость познания». Ростов-на-Дону, 2001
|
Гуткина Н.И. Методика «Сказка»
|
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002
|
Гуткина Н.И.
Мотивационная беседа «Внутренняя позиция школьника»
|
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002
|
Гинзбург М.Р., Пахонова И.Ю., Овчарова Р.В. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.
|
Лусканова Н.Г. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе»
|
Лусканова Н.Г. Анкета
|
Венгер А.Н., Бугрименко Е.А. «Отношение ребенка к школе»
|
Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью - учебой. Если ребенок говорит: «У меня новый ранец», «В школе Боря, он мой друг..», «В школе есть звонки…» - его привлекают внешние аксессуары.
Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. «Нет, не хочу там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «не хочу в школу – там программа трудная и играть некогда будет». Причина подобного отношения к школе - результат неправильно воспитания детей. Очень часто нам приходится слышать из уст родителей такие фразы:
-
«Как же ты в школу пойдешь, ты же ничего не знаешь?»
-
«Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»
-
«Ты наверно у нас будешь двоечником»
-
Знаешь, мы будим, как тебя любить, если станешь отличником?»,
-
«Учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть»
-
«Ты обещаешь не драться, не бегать, а вести себя спокойно?»
Подобные высказывания родителей, вызывают у детей чувство тревоги, неуверенности, желание идти в школу пропадает, развивается комплекс неполноценности. Очень часто сам родитель испытывает страх перед унижением и делает ответственным за свою самооценку ребенка или предъявляет к нему завышенные требования.
Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному началу учебной деятельности, причин тому много. Один из них низкая школьная мотивация.
1.
Работа с детьми
Вид деятельности
|
Тема
|
Исследование мотивационной сферы
|
Психологические занятия для детей подготовительной к школе группы
|
Цикл занятий « Я и школа»
1. Каким будем мой учитель?
2. Каким я буду учеником?
3. Какими будут мои родители, когда я пойду в школу?
4.Что я буду делать в школе?
5. Если ты будешь драться, то я буду кусаться! Какие у меня будут друзья?
6. Зачем мне школа?
|
Развитие самооценки средствами театрализации Программа «Я и мир вокруг» (старшая группа)
|
Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Немаловажным в успешности обучения первоклашек является психологический настрой родителей, их умение общаться друг с другом. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка.
При первой встречи с родителями будущих первоклассников мы предлагаем проранжировать разные стороны готовности ребенка к школе по степени значимости - от наиболее значимых до менее значимых.
Значимость компонентов психологической готовности,
по мнению родителей
Педагогическое
|
Мотивационная
|
Интеллектуальная
|
Коммуникативная
|
Эмоционально-волевая
|
На 2 месте
|
На 3 месте
|
На 1 месте
|
На 5 месте
|
На 4 месте
|
Значимость компонентов психологической готовности,
по мнению учителей
Педагогическое
|
Мотивационная
|
Интеллектуальная
|
Коммуникативная
|
Эмоционально-волевая
|
На 5 месте
|
На 1 месте
|
На 2 месте
|
На 4 месте
|
На 3 месте
|
2. Работа с родителями
Цели организации встреч:
1. обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы;
2. объединить всех участников преемственной связи;
3. активизировать чувства, переживания, действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей;
4. предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.
Вид деятельности
|
Тема
|
День открытых дверей для школьных учителей и родителей
|
«Детский сад как социально-педагогическая среда, интегрирующая интересы семьи, школы и ребенка».
Цель: способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия: дать родителям и педагогам опыт игрового взаимодействия друг с другом.
|
Диагностика
|
Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»
Цель: изучение мнения родителей о готовности ребенка к школьному обучению; анализ умения принимать переживания ребенка.
|
Рисуночная методика «Как я представляю своего ребенка в школе»
Цель: изучение переживаний взрослыми встречи со школой.
|
Анкета «Мое мнение о школьной жизни ребенка».
Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка.
|
Родительское собрание
|
Тема: «Готовность детей к обучению в школе».
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению путем создания портрета» первоклассника, которого ждут в школе.
|
Консультация
|
«Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» (старшая группа)
|
«Психологическое развитие детей как необходимое условие успешности обучения».
|
«О методах воздействия на ребенка в семье»
|
Семинар-практикум
|
«Профилактика детских неврозов» по методике Спиваковской А.С.
(старшая группа)
|
«Помогаем ребенку осваивать новую социальную роль школьника».
Цель: обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; вклад семьи в личностно-мотивационную подготовленность ребенка к школьной жизни.
|
«С кем и как дружит мой ребенок?»
Цель: обмен родительским опытом по оказанию ребенку помощи в поиске дружеских отношений со сверстниками.
|
Консультация - практикум
|
О развитии игровых навыков взрослых в использовании коррекционных игр и упражнений».
|
Книжка-малышка
|
1. Игры в квартире, во дворе и на даче для телесного здоровья»
2. Игры со сказками.
3. Занимательные упражнения для познавательной активности ребенка.
|
Памятка для родителей
|
«Создание у ребенка положительного
отношения к школе и формирование направленности на обучение».
|
«Первые шаги по выбору школы».
|
Консультация для педагогов
|
«Формирование мотивационной готовности детей к школе».
|
Взрослый
-
помогает ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности;
-
но и поведении, отношении к окружающим;
-
помогает формировать адекватную самооценку, тем самым помогает приобрести уверенность в себе и способствует популярности в группе.
Виды совместной деятельности взрослого с ребенком помогающие при формирование мотивационной готовности к школе
-
Поддерживаем интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
-
Организуем экскурсии в школу, знакомим с основными атрибутами школьной жизни.
-
Практикум приходы детей-школьников в детский сад.
-
Используем загадки на школьную тему.
-
Используем развивающие игры «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и др.
Специальная
|
Психологическая
|
Физическая
|
Личностно-социально психологическая
|
Интеллектуальная
|
Эмоционально-волевая
|
Умение читать
Умение считать
Умение писать
|
Принятие позиции школьника.
Отношение:
-
к школе;
-
к учебной деятельности;
-
к учителям;
-
к самому себе.
|
Ориентировка ребенка в окружающем, запас его знаний, усвоенных им в системе.
|
Способность:
-
соподчинение мотивов;
-
управлять своим поведением.
|
Состояние здоровья.
Физическое развитие.
|
Умение общаться:
-
со взрослыми;
-
со сверстниками.
Войти в детское общество, действовать совместно с другими.
|
Желание узнавать новое.
|
Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем.
|
Развитие анализаторных систем.
|
Любознательность
|
Положительное отношение к целям деятельности, принятие их.
|
Развитие мелких групп мышц.
|
Сенсорное развитие
|
Стремление преодолевать трудности.
|
Развитие основных движений (бег, прыжки…)
|
Развитие образных представлений
|
Стремление к достижению результата своей деятельности.
|
Развитие речи и мышления
|
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ:
-
учет детским садом требований школы к ученику;
-
учет школой достижений и возможностей детей.
|
Памятка для родителей
Создание у ребенка положительного
отношения к школе
и формирование направленности на обучение
-
Экскурсии с ребенком в школу.
-
Встреча и знакомство с учителем.
-
Рассказы о своих любимых учителях.
-
Показ фотографий, грамот связанных со школьными годами родителей.
-
Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.
-
Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
-
Семейное чтение художественной литературы.
-
Организация книжного уголка для ребенка.
-
Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.
-
Знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.
-
Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.
Никогда не запугивайте детей школой!
Личностная и социально-психологическая готовность
Чтобы ребенок успешно учился – он должен САМ этого хотеть! При нежелании трудно его чему либо научить.
|
На появление желания учиться влияет:
|
-
Отношение близких взрослых к учению, как к более важному, чем игра.
-
Отношение сверстников.
-
Желание сравняться по положению со старшими.
Внутренняя позиция школьника
(со временем становится содержательнее)
|
Детей привлекают
1.Внешние атрибуты школьной жизни (портфель, пенал, карандаши и др.).
2.Потребность в новой обстановке, в новых впечатлениях.
3.Желание приобрести новых друзей.
4.Желание учиться, узнавать новое.
5.Получать за свою учебы похвалу.
|
Отношение
|
К учителям
|
К другим детям
|
К себе самому
|
-
как к непререкаемому авторитету
-
как образец для подражания: (требования учителя выполнять; его замечания принимать без обид);
-
общаться в ситуации урока после поднятия руки: отвечать на поставленные вопросы; задавать вопросы по делу.
Внимательно слушать
| -
деловое общение с одноклассниками.
-
умение взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия со сверстниками.
Характерно кооперативно-соревновательное общение
| -
адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.
Адекватная самооценка
|
Психологические особенности детей 6 лет, начинающих обучение в школе.
-
Индивидуальные различия – значительные
-
Постепенный переход от игровой к учебной деятельности.
-
Изменение социального положения ребенка в обществе.
Особенности развития
|
Физического
|
Психического
|
-
Область мозга сформированы почти как у взрослого.
-
Двигательная сфера хорошо сформирована.
-
Процессы окостенения продолжаются.
-
Изгибы позвоночника еще неустойчивы.
-
Координация мышц кисти развивается интенсивно.
Личность
| -
Постепенное формирование произвольности психических процессов.
-
Процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка значительно лучше, чем мышление.
-
Мышление наглядно-образное с элементами абстрактного. Мыслительные процессы сформированы недостаточно.
Затруднения:
- в сопоставлении нескольких признаков;
- в выделении существенного;
- в переносе мыслительной деятельности на решение новых задач.
Самосознание
|
Тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личностными.
|
В процессе усвоения нравственных норм формируется сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни.
|
Формируется произвольное поведение, но его регуляция затруднена.
Импульсивность.
Ситуативность.
|
Самооценка достаточно правильная и устойчивая.
Возможно ее завышение, реже - занижение.
Объективное оценивают результат деятельности, чем поведение.
|
Психологическая готовность
к школьному обучению
Характеристики
|
Показатели
|
Мотивационное развитие ребенка
|
1.Познавательнная мотивация (непосредственно связана с учебой). Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
2.Социальнная мотивация: потребность в общении взрослыми людьми на новом уровне.
3.Способность адекватно оценивать себя.
|
Произвольность поведения
|
1.Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия.
2.Умнеие ориентироваться на заданную систему требований.
3.Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
4.Умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.
|
Произвольность интеллектуальной сферы
|
1.Умнеие обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
2.Уровень интеллектуальных процессов:
-
умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;
-
умение сравнивать, выделять сходное и отличное;
-
умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
3.Обучаемость:
-
усвоение нового правила работы;
-
перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное, но не тождественное ему;
-
уровень развития обобщения (например, роза-цветок - низкий уровень; роза - цветок - растение - живая природа - высокий уровень).
4.Сумма усвоенных знаний.
5.Речевое развитие:
-
усвоение морфологической системы родного языка, ориентировка на смысл слова;
-
развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов);
-
осознание словесного состава слова.
|
Характеристика компонентов психологической готовности к школе
Компоненты психологической готовности
|
Содержательная характеристика
|
Интеллектуальная готовность
|
Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Сформированность начальных умений учебной деятельности. Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу). Логическое запоминание.
Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.
Развитие фонематического слуха.
|
Личностная готовность
|
Принятие новой социальной позиции. Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.
Развитие познавательных критериев, любознательности. Развитие желания ходить в школу. Произвольное управление своим поведением.
Объективность самооценки.
Потеря «детскости», непосредственности.
|
Социально-психологическая готовность
|
Гибкое владение способами установления взаимоотношений. Развитие потребности в общении. Умение подчиняться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.
|
Эмоционально-волевая готовность
|
Развитие «эмоционального предвосхищение» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).
Эмоциональная устойчивость.
Сформирлованность небоязни трудностей. Умение ограничивать эмоциональные порывы. Умение систематически выполнять задания.
|
Исследование мотивационной сферы
Диагностический комплекс
|
Изучаемый параметр
|
Методика
|
Источник
|
Самооценка
|
Хухлаева Л. «Лесенка»
|
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.
Учим детей общению. Ярославль, 1997
|
Мотивационная готовность
|
Банков С.А. Тестовая беседа
|
Посевина Г.П., Король Л. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни «радость познания». Ростов-на-Дону, 2001
|
Гуткина Н.И. Методика «Сказка»,
|
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002
|
Гуткина Н.И.
Мотивационная беседа «Внутренняя позиция школьника»
|
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002
|
Гинзбург М.Р., Пахонова И.Ю., Овчарова Р.В. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.
|
|
Лусканова Н.Г. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе»
|
|
Лусканова Н.Г. Анкета
|
|
Венгер А.Н., Бугрименко Е.А. «Отношение ребенка к школе»
|
|
Статус в группе
|
«Два дома»
|
Агаева Е.Л., Брофман В.В. и др. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. М., 1998
|
Коммуникативные навыки
|
Степанова Г.Б. Индивидуальный профиль социального развития
|
Юдина Е.Г., Степанова Г.Б. Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском салу. М., 2002
|
|
Ганошенко Н.И., Тихомирова И.В. Методика «Разноцветные домики»
|
Журнал «Психолог в детском саду»- 2005- №4. С. 36-42.;
Журнал «Психологическая диагностика»-2005-№2.-С.57-64
|
Ситуации
Ситуация 1
Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимые знания, умения, навыки для обучения в школе. Но в беседе с Ваней она узнала, что у него нет желания идти в школу.
Будет ли успешным обучение ребенка в школе?
Ситуация 2
Представьте себе урок математики. Учитель объясняет условие задачи: «дети поехали в лес за грибами. Мама собрала 4 гриба…» Едва услышав условие задачи, дети начинают выкрикивать: «А мы тоже ездили в лес. Мы тоже летом грибы собирали».
Ребенок заменяет учебную задачу прямым общением с учителем. Из ситуации видно, что у детей недостаточно сформирована мотивация, он не наигрался.
Ситуация 3
«Света учится в первом классе. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится Светой, а света собой.
как-то идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дает задания труднее, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше
Школьная готовность
Физическая