Главная страница 1страница 2страница 3
Приложения

для уроков добукварного устного курса и литературного чтения
Тексты собирали:

Иванова Марина Валерьевна – Чемуршинская школа Чебоксарского района

Краснова Галина Геннадьевна – Кугеевская школа Марпосадского района

Фомина Ирина Николаевна – Алманчикская школа Батыревского района

Христофорова Тамара Вениаминовна - Вурман-Кибекская школа Вурнарского района
Добукварный устный курс

Игры

Звонок на урок (Тема “Школа”)

С обеих сторон площадки линиями очерчены два «класса». В них нарисованы

квадраты- «парты» (на 3-4 меньше, чем игроков в каждой команде) В центре площадки

ребята образуют круг. По команде учителя начинают движения по кругу и произносят (может произносить учитель):

Перемена, перемена,

Можно бегать и играть,

Но нельзя и забывать,

Что когда звенит звонок,

Он зовет всех на урок.

Нам опаздывать нельзя,

Побыстрее в класс, друзья!

Бегут и стараются занять парты в своем классе. Выигрывает тот, кто ни разу не опоздает на урок.



Кто во что одет? (Тема “Школа”, “Одежда”)

Игровая ситуация: водящий ребёнок стоит в центре. Дети идут по кругу, взявшись зв руки, и поют на мелодию русской народной песни “Как у наших у ворот”:

мальчику (первые три строчки может петь учительница):

В центр круга ты вставай

И глаза не открывай.

Поскорее дай ответ:

Ваня наш во что одет?

девочке:


Твоего мы ждём ответа:

Машенька во что одета?



Школа. (Изученные темы)

Учитель дает название темы “Школа”. Водящий, держа палку, громко называет слова по теме: класс, учитель, доска. Все повторяют каждое слово за водящим, после повторения третьего слова водящий называет имя любого игрока, который должен успеть схватить подброшенную водящим палку, пока она не упала.



Пальчиковая гимнастикаСтроим дом”. (Тема “Семья’)

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх – это молоток. В течение всего стиха молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем – сначала прямым, затем согнутым). (Стихи может читать учитель, выставляя макеты домов по ходу чтения.)

Этот дом для Светы,

Он большой и светлый.

Здесь живёт Алёша,

Мальчик он хороший.

В доме этом Маша,

Солнышко ты наше.

Этот – для Марата,

Будет дом богатый.



Пальчиковая гимнастика (Тема “Семья”)

Учитель показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему, при этом прикасается кончиком большого пальца к кончикам остальных, начиная с указательного, в соответствии с текстом:

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Пальчиковая гимнастика. (Тема “Семья”).

Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчику (вначале читает учитель).

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Покажи пальчик – бабушку, маму, папу, дедушку, себя.

Кто знает больше слов? (Тема “Семья”)

Учитель говорит: «Моя мама самая добрая» делает паузу и бросает мяч одному из учеников. Тот ловит мяч, добавляет к сказанному слово (ласковая), после чего бросает мяч следующему ученику. Тот снова добавляет слово (хорошая) и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока дети называют слова. Побеждает ученик, назвавший последнее слово.



Какое слово является лишним? Хǎш сǎмахĕ ытлашши? (Изученные темы)

1) Книга, тетрадь, матрешка.

2) Телевизор, компьютер, мяч

3) Кошка, собака, дом.

4) Шляпа, велосипед, пальто.

5) Тарелка, вилка, лодка.



Скакалка. ( Тема “Игрушки”)

Обе ладони сжать в кулачок, большие пальцы поднять вверх. Делать круговые движения большим пальцем – крутить скакалку в одну сторону, потом в другую. (Слова читает учитель).

Я скачу, я верчу

Новую скакалку,

Захочу, обскачу

Галю и Наталку.

Ну-ка раз, ну-ка два

Посреди дорожки,

Да бегом с ветерком

Да на правой ножке.

«Скакалка – это трудное упражнение. Круговые вращения большим пальцем надо делать ритмично: сначала в одну сторону, потом в другую.

Что это за игрушка? (Тема “Игрушки”)

Игровая ситуация: дети распределяются на “покупателей” и “игрушки”, выбирают ребёнка на роль “продавца”. “Покупатели” по очереди описывают ту или иную “игрушку” и просят “продавца” показать её. “Продавец” заводит её ключом. “Игрушка” оживает, начинает двигаться, а “покупатель” должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями. (Можно провести игру на родном языке).



День рождения. (Тема “Игрушки”)

Игровая ситуация: с помощью считалки выбирается ребёнок, который приглашает детей на “день рождения”. Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить.

Рекомендации: лучше, если гостей будет немного, а оставшиеся дети сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут поменяться ролями. На начальном этапе игры проще всего обыгрывать подарки – игрушки: мяч, куклу, скакалку, машинку, мягкую игрушку, конструктор и т.п.

Похожий хвостик. (Изученные темы)

Игровая ситуация: дети распределяются на 2 – 3 группы; каждой предлагается слово, к которому надо подобрать рифму (слова с похожими “хвостиками”).

Рекомендации: например, даётся слово “ватрушка”. Подбираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, кукушка, Петрушка, кормушка ...

Кто внимательный. (“Игрушки”, “Домашние и дикие животные”)

Учитель по одной называет игрушки, которые держат дети. Тот, чья игрушка названа, поднимает ее, а затем выполняет какое-либо задание. Например, учитель говорит: «Медведь». Ученик показывает свою игрушку и по заданию взрослого или одноклассников показывает, как рычит медведь или как он ходит.

По ходу игры учитель «ошибается». Например, показывая на зайца, говорит: «Кошка».

Когда дети замечают, что это не кошка, а заяц. Дети сами могут исправить.



Кто внимательный. (Тема “Домашние и дикие животные ”)

Учитель выставляет на наборное полотно карточки с рисунками домашних животных. Учащиеся хором называют их. Учитель предлагает детям «уснуть» и убирает несколько карточек. По команде «Проснулись!» ученики открывают глаза и говорят, каких животных не хватает.



Внимательные звери. (Тема “Дикие животные”)

Игровая ситуация: дети представляют, что они находятся в “Лесной школе”, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и показывают то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: “Ухо!”. Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.



Я знаю … ( Изученные темы)

Ученик бьет мячом о землю, произнося при каждом ударе одно слово: «Я знаю

пять названий фруктов. Эта игра полезна и без мяча. Можно использовать хлопки в

ладоши или прыжки на месте.



Поварята. (Темы “Овощи”, “Фрукты”, “Продукты питания ”)

Игровая ситуация: дети распределяются на две группы по 7 – 8 человек. Одной группе “поварят” предлагается сварить компот (что предложат дети), а второй – приготовить фруктовый салат. Каждый ребёнок придумывает, чем он будет: яблоком, грушей, вишней, сливой, тёрном, малиной, ежевикой, земляникой, смородиной для компота или апельсином, мандарином, киви, бананом, орехом, йогуртом для салата. Все становятся в общий круг (это “кастрюля”) и поют импровизированную песенку (её может петь учитель), например:

Сварить можем быстро мы борщ или суп

И вкусную кашу из нескольких круп,

Нарезать салат иль простой винегрет,

Компот приготовить. Вот славный обед!

Дети останавливаются, а ведущий называет по очереди, что хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребёнок впрыгивает в круг. Когда все “компоненты” блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить следующее блюдо, и игра начинается сначала.

Вопрос – ответ. (Изученные темы)

Игровая ситуация: ведущий (сначала - взрослый, потом – ребёнок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнёру, который, поймав мяч, должен ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребёнок, в свою очередь, бросает мяч другому партнёру и т.д.

Например, можно спросить: - Миша, что ты ел сегодня утром?

- Я ел кашу.

- Катя, что ты пила?

- Я пила чай.



Охотник. (Тема “Домашние и дикие животные)

На свободном месте в одном конце площадки стоит группа игроков. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес отправляется охотник – один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я буду охотиться за …». Здесь он делает шаг вперед и произносит: «…зайцем». Далее делает второй шаг: «…медведем». Делает третий шаг: «…волком». При каждом шаге охотник называет какого-нибудь дикого зверя, но нельзя повторяться в названиях зверей. Победителем считается тот, кто дошел до леса, произнося с каждым шагом новое название зверя. Тот, кто не сумел этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту.



У кого кто? (Тема “Домашние и дикие животные”)

Учитель говорит: «Мамы – звери пришли вечером забирать из лесного детского сада своих детенышей. Но луна не светила, было очень темно, и звери перепутали своих малышей. Все очень расстроились. Помогите вернуть детенышей к рисункам их мам. Тот, кто сделает это первым, начинает: «У ежа ежонок», второй добавляет: «У зайца зайчонок».



Назови слово (Тема “Одежда. Обувь”)

Все игроки становятся полукругом на расстоянии 4-5 метра от водящего, который держит в руках мяч. Водящий, бросая кому-либо из играющих мяч, произносит одно из слов: «одежда, обувь». Если названо, например, слово «одежда», играющий должен поймать мяч, сделать шаг вперед и тут же вернуть его водящему, быстро назвав любую одежду, например «пальто». Тот, кто не успевает дать нужный ответ или повторяет его, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки. Победитель становится водящим.



Угадай окончания фраз (Изученные темы ).

1) У Маши красивая шу... .

2) В лесу живут мед ... .

3) Во дворе есть бык и ко ... .

4) Пенал лежит в сум ... .

5) На лугу живут мы ... .

6) Учитель зашёл в библи ... .

7) Летом бывает жар ... .

8) На уроке решаем за... .

9) Миша любит тан ...



Правильно ли это? (Изученные темы )

1) Мать ставит тарелку с супом в стол.

2) Над домиком живут бабушка и дедушка.

3) Под огородом растёт морковь.

4) Когда идёт урок, выходят в корридо

Пальчиковая гимнастика “Маленькие ножки”. (Тема “Деревня”)

Повторять за учителем стихи и показать пальчиками, как идут маленькие ножки.

Маленькие ножки

Бежали по деревне:

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ!

Делать быстрые шагающие движения указательным и средним пальцами обеих рук.



Пальчиковая гимнастика “Сороконожки”. (Тема “Деревня”)
Пальчики обеих рук «бегают» по столу, как по клавишам.

Слишком много ножек

У сороконожек.

Пальчиковая гимнастика “Большие ноги”. (Тема “Город”)

Повторять за учителем стихи и показать пальчиками, как идут большие ноги.

Большие ноги

Шли по городу:

То-о-оп, то-о-п, то-о-п.

Делать медленные шагающие движения указательным и средним пальцами обеих рук.



Что я хочу сказать? (Изученные темы)

Отгадай, что я хочу сказать? Слоги следующие: 1) трол - 2) трам - 3) ав- 4) ки - 5) му- 6) ка - 7) че- 8) ма - 9) мо - 10) так -.



Если бы я был ... (Изученные темы)

Игровая ситуация: ребёнок, “превращаясь” во что –либо или кого – либо, рассказывает, что вещь чувствует, что её окружает, что волнует, где и как она живёт и т.п.

Могут быть использованы самые различные варианты, например: “Если бы я был – утюг, чашка, кукла, кошка, пчела, мячик, дерево, волк, цветок....”

Летает – не летает. Растёт – не растёт. (Тема “Лес”)

Игровая ситуация: педагог или водящий ребёнок называет предмет. Если этот предмет летает – дети машут руками, как крыльями; если не летает – опускают руки вниз. Если растёт – поднимают руки вверх, не растёт – обхватывают себя двумя руками.



Назови слово ( Тема “Лес”)

Все игроки становятся полукругом на расстоянии 4-5 метра от водящего, который держит в руках мяч. Водящий, бросая кому-либо из играющих мяч, произносит слово «птицы». Играющий должен поймать мяч, сделать шаг вперед и тут же вернуть его водящему, быстро назвав любую птицу, например «сова». Тот, кто не успевает дать нужный ответ или повторяет его, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки. Победитель становится водящим.



Солнышко. (Тема “Времена года”)

- Как светит солнышко летом?

Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони.

- Как светит солнышко осенью?

Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты.

- Как светит солнышко зимой?

Пальцы собираются в щепотку. Каждое упражнение повторяется несколько раз

Сочини предложение. (Тема “Времена года”)

Игровая ситуация: дети распределяются на несколько команд, получают карточку с изображением времени года. Через некоторое время каждая команда произносит составленные предложения. (Каждый член команды называет одно предложение).



Какое следующее слово? ( Тема “Времена года”)

Учитель кидает ученику мяч, называя слово, а ученик возвращает мяч, называя

по смыслу и порядку слово. Примеры: январь - февраль, зима - весна, вторник - среда, лето - осень, март - апрель, воскресенье - понедельник. Игру можно провести в виде соревнования. Кто ошибся - садится. В конце игры остается победитель.

Распредели по темам (Изученные темы)

Яша повторяет слова: швея, башмаки, галоши, столяр, шнурок, инженер,

штаны, шуба, плотник, шапка, боты, рубашка, брюки.

Помогите Яше распределить эти слова по темам: 1)одежда, 2) обувь 3) профессии.



Литературное чтение

Тексты для слушания и говорения
Урок 1

Школа

Наша школа большая и светлая. В школе много учеников. Я учусь в первом классе. В нашем классе учатся мальчики и девочки. Нас учит учитель. Он читает нам сказки.


Докончи окончания фраз.

Наша школа боль… и свет… . В школе много уче … . Я учусь в первом клас… .

В нашем школе учатся маль … и де … . Нас учит учи … . Он читает нам сказ … .

Лягушачий словарь.

Трудно в первом классе

Лягушонку Квасе:

Нужно выучить слова – Повтори за учителем выделенные слова

Все слова со слогом КВА:
Кваc, квадрат, квартира, клюква,

Тыква, смоква, брюква, буква

И, конечно же, на КВА

Слово главное – Москва!

А.Усачёв

лягушонок – шапа ч\ппи, шапа ёури

тыква – кав=н, м=н х=яр

смоква – инжир

брюква – тутл= к=шман

Повтори за учителем выделенные слова. О ком говорится в стихотворении? Легко ли ему учиться в школе? Какие слова ему нужно выучить? Какое среди них самое главное слово? Почему? Какие слова со слогом КВА знаешь ты?

Урок 2

Что у нас во дворе?

Что у нас в дворе? Наш дом. Он большой. Белый – белый, а крыша у него розовая. На крыше – антенны телевизионные, как мачты на корабле. Такой красивый корабль я видел на картинке. …

Что у нас в дворе? Дерево. Зовут его тополь.

Если ветер, тополь смеётся:

- У-у-у!

Если дождь, плачет:

- Кап-кап…

А весной с тополиных ветвей пух летит. И говорят люди: - к нам тополиная зима явилась.

Г.Цыферов

Кто рассказывает, мальчик или девочка? Как ты узнал? Что во дворе у мальчика? На что похож дом мальчика? Какое дерево растёт во дворе у мальчика? Как тополь смеётся? Как он плачет? Отчего люди летом говорят, что к ним явилась зима? Сделай рисунок к рассказу. Расскажи про свой двор.



Почему рано встал?

- Почему ты

рано встал?

- Я, бабуся,

спать устал.

В.Бирюков

С кем говорят, с мальчиком или c девочкой? С кем он разговаривает? Как ты считаешь, учится мальчик в школе или нет? Почему ты так считаешь? Повтори за учителем выделенные слова и выучи наизусть. Прочитайте с соседом по парте по ролям. Читайте выразительно.

Урок 3

Я большой

Я – мужчина. Одно плохо – маленький ещё, силёнок маловато.

Дрова я пока пилить не умею. Но зато воду носить научился. Беру вёдра, цепляю их за коромысло, - и к ручью. Не сразу у меня получилось. В первый раз принёс я по половине ведра. Пока старался поднять коромысло с полными вёдрами, половину расплескал.

А теперь могу принести полные вёдра.

По утрам я хожу в магазин за хлебом. Бабушка очень рада. Она встречает меня словами: “Мой главный помощник пришёл”.

(По В.Голявкину)

Повтори выделенные слова и словосочетания за учителем. Кем называет себя мальчик? Что умеет делать мальчик?

Выбери правильные ответы:



  1. пилить дрова 2) носить воду коромыслом 3) ходить в магазин за хлебом 4) водить машину

Расскажи, что умеешь делать ты.
Игра в слова

Скажи погромче

Слово “гром”



Грохочет слово,

Словно гром.


Скажи потише:

шесть мышат”

И сразу мыши зашуршат.
Скажи:

Кукушка на суку” –

Тебе послышится:

“Ку-ку”.

А.Барто

Повтори за учителем вначале выделенные слова, потом всё стихотворение. Выучи наизусть. Читай выразительно.



Урок 4

Репка (сказка).

Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Пошёл дед репку рвать. Тянет – потянет – вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут – вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут – вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут – вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут – вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут – вытянули репку.

Назови нужно слово.

Дедка за …, бабка – за …, внучка за …, Жучка за …, кошка за …, мышка за …

Распределите роли и разыграйте сказку “Репка” в классе..

Что это?

Сто одёжек,

и все без застёжек.
без застёжек – тъмес\р, тъме ёыххис\р
Красная девица

сидит в темнице,

а коса на улице.

темница – т\рме


Стоит Филат

Шароват, кудреват,

На нём сто заплат.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.
шароват – ёаврака

кудреват –с кудрявыми волос

сто заплат – ё\р сапл=к

раздевает – хыв=нтарать

слёзы проливает – мак=рать
Урок 5

Глупая история

Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было четыре года. Но мама считала его совсем крошечным ребёнком. Она кормила его с ложечки, гулять водила за ручку и по утрам сама одевала его.

Однажды Петя проснулся в своей постельке. И мама стала его одевать.

Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя вдруг упал. Мама думала, что он шалит, и снова поставила его на ножки. Но он опять упал.

М.Зощенко

Скажи по-другому: крошечный ребёнок, не маленький мальчик.

Выбери один правильный ответ. Когда услышишь правильный ответ, хлопни в ладоши.

Мальчика звали: 1) Миша 2) Коля 3) Саша 4) Петя

Мальчику было: 1) пять лет 2) три года 3) четыре года 4) шесть лет

Хлопни в ладоши, когда услышишь неправильный ответ.

Мама его: 1) сама одевала 2) кормила с ложечки 3) ругала 4) за ручку водила гулять

Замарашка

Замарашка

рук не мыл.

Месяц в баню

не ходил.

Столько грязи,

Столько ссадин!

Мы на шее лук



посадим,

Репу – на ладошках,

На щеках – картошку,

На носу морковь



Взойдёт –

Будет

целый


огород!

И.Демьянов

замарашка – грязный, немытый

ссадина -



Урок 6

Глупая история

… В это время к Пете в гости приходит маленький мальчик Коля.



Коля посмотрел на Петю, засмеялся и говорит:

- А я знаю, почему у вас Петя падает. Поглядите, как ваш Петя одет. У него одна штанина болтается, а в другую засунуты обе ножки. Вот почему он и падает.

Тут все заахали и заохали.

Петя говорит:

- Это меня мама одевала.

Коля говорит:

- А я всегда сам одеваюсь, и у меня таких глупостей с ногами не бывает. Взрослые вечно что-нибудь напутают.

Петя говорит:

- Теперь я тоже сам буду одеваться.

М.Зощенко

Кто сказал?

- Это меня мама одевала. - А я всегда сам одеваюсь - Теперь я тоже сам буду одеваться.

Какие мальчики Петя и Коля? Выбери нужные ответы: умные, глупые, хорошие, плохие, самостоятельные, несамостоятельные.

Щенок

Я сегодня сбилась с ног

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла.

С.Михалков

Сбилась с ног – устала искать

Кто рассказывает, мальчик или девочка? Почему ты так думаешь?

Какое настроение у девочки? Что она делала? Что она не могла делать? Какая хозяйка девочка? (Хорошая, плохая, добрая, злая, серьёзная, несерьёзная, верная, неверная). Подумай, что могло случиться со щенком?

Урок 7


Настя и Малинка

Настя работала дояркой. Девушка ухаживала за своими коровами: чистила их, мыла тёплой водой. Однажды весной корова Малинка заболела. Настя ухаживала за ней день и ночь. Вот Малинка выздоровела. Вечером Настя пошла встречать стадо. Малинка подбежала к Насте и радостно замычала. Девочка обняла свою любимицу.

(По М.Соловьёвой)

Повтори за учителем выделенные слова. О ком говорится в этом рассказе? Какая девочка Настя: большая или маленькая? Почему ты так думаешь? Расскажи, что сделала Настя? Девушка сделала доброе дело или плохое? Вспомни, как зовут коров в вашей деревне? Расскажи, какое доброе дело сделал ты.



следующая страница >>
Смотрите также:
Фомина Ирина Николаевна Алманчикская школа Батыревского района Христофорова Тамара Вениаминовна Вурман-Кибекская школа Вурнарского района Добукварный устный курс Игры Звонок на урок
427.3kb.
3 стр.
«Школа лидерства и инициативы» (образовательно-методический комплекс социально-педагогической направленности) Парфеньево
1347.46kb.
7 стр.
Главное управление образования администрации г. Красноярска
480.41kb.
3 стр.
Село Батырево, проспект Ленина,18
953.66kb.
6 стр.
Доклад отдела образования администрации муниципального района «Козельский район» «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
487.08kb.
2 стр.
Числа великаны
191.34kb.
1 стр.
Абрамова Ирина Вениаминовна, учитель русского языка и литературы моу сампурской сош сампурского района Тамбовской области Формирование исследовательской компетентности учащихся при обучении русскому языку и литературе
830.15kb.
4 стр.
Путешествие по стране «Математика»
106.11kb.
1 стр.
Республиканская научно-практическая конференция учащихся " excelsior" 2009
225.14kb.
1 стр.
Предпрофильная подготовка «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» Доночкина Ирина Николаевна
21.7kb.
1 стр.
Педагогическая династия Поповых: вклад в становление образования Удомельского района
80.15kb.
1 стр.
Вурнарского района чувашской республики
298.27kb.
1 стр.