Главная страница 1
Муниципальное образовательное учреждение «Аликовская средняя общеобразовательная школа им. И.Я. Яковлева».

«Школа с развитой информационной средой»

Базовая школа.

Ресурсный центр.



Элективный курс

для учащихся 10-х (социально-экономического и гуманитарного профиля)классов по обществознанию

«АЗБУКА ПОЛИТИКИ»
Автор: учитель истории

И обществознания высшей

квалификационной

категории В.К. Волков.
А Л И К О В О – 2006
Учебно – тематический план.


№ п\п.

Тема

Кол-во

часов


Виды деятельности

Ожидаемые результаты, развиваемые умения, навыки

1

Человек и политика (Человек разумный, человек политический)

1

Вводная лекция

Формирование мотивации к учебному труду

2

Понятие «власть»

1

Анализ текстов, -Дидро. Статья «Политическая власть»

Ж.-Ж. Руссо. «Общественный договор».



Формирование представлений об эволюции политической мысли

3

Структурные политические силы: народ, класс, этносы.

1

Эвристическая беседа, подготовка политинформации.

Дальнейшая политическая социализация учащихся, подготовка к ЕГЭ по обществознанию.

4

Управляющие и управляемые. Элиты и Массы.

1

Лекция, обобщение личного социального опыта учащихся.

Выработка понимания природы власти.

5

Политическая партии и общественно-политические движения

1

Анализ политических программ различных партий, изучение дерева дивергенции политических сил. Написание программы партии.

Дальнейшая политическая социализация учащихся

6

Государство и общество. Понятие «государство»

1

Изучение функции государства, государственного аппарата, места армии в системе государственной власти.

Соединение знаний учащихся по истории, личного социального опыта с политологической теорией.

7

Виды государств. Демократические, авторитарные, тоталитарные государства.

1

Работа над тексом Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной соб­ственности и государства (извлечение) Карамзин Н.М. История государства Россий­
ского (извлечение)

Выработка навыка классификации государств, формирование демократической политической культуры.

8

Политическая культура

1

Изучение понятия «политическая культура», соотношения политики и права, политики и морали, идеологии и политики.

Изучить типологию политической культуры масс и элит.

9

Формы и средства политической борьбы

1



Изучить формы внепарламентской и парламентской борьбы, раскрыть проблемы реформ и революций. Анализ текста (извлечений) Н. Макиавелли. Государь.

Обобщение и систематизация знаний учащихся.

10

Политическая система и политический режим

1

Характеристика одно, двух и многопартийных политических режимов.

Обобщение и систематизация знаний учащихся.

11

Основные этапы развития российской и советской политической системы...

2

Повторение пройденного материала, составление сравнительных таблиц, написание эссе.

Обобщение и систематизация знаний учащихся, подготовка к ЕГЭ

12

Проектная деятельность учащихся с использованием компьютерной программы «Пирамида построения общества» и мультимедийного экономико – политического симулятора «Тропико»

4

Закрепление знаний в практической деятельности, рефлексия, защита проектов.

Получение учащимися твёрдых теоретических знаний о политике и её механизмах. Политическая социализация учащихся.




Итого – 16 часов

Пояснительная записка

Этот элективный курс является адресован ученикам десятого или 11 клас­са. Курс отлича­ется большей сложностью. Это подготавливает учеников к регулярному чтению политической литературы — газет, журналов, а тех из них, кто продолжит образование в вузах, — к усвоению знаний гуманитарного цикла наук.

Власть и политика издревле являются предметом изу­чения и размышлений философов, историков, политичес­ких писателей. При этом на протяжении веков прослежи­ваются два подхода к явлениям политики: идеологический и научный. Одни политические писатели — идеологи — сосредоточивали внимание преимущественно на констру­ировании идеала будущего политического устройства, со­здавали учение о совершенном государстве будущего. Дру­гие изучали прежде всего действительную политическую практику своего времени, постигали действующие меха­низмы политики, создавали науку о политике и власти или политическую науку.

Политическая наука и данный элективный курс изучает те же явления, что исто­рия, правоведение или социология, — общественную жизнь людей. Но история изучает ее как временную цепь уже свершившихся событий, правоведение (и государство-ведение) изучает формальные рамки поведения и офици­альный статус граждан и органов власти, политология изучает фактическое поведение людей в сфере политики. Так, объектом изучения правоведа являются, например, избирательные права граждан, а политолог изучает факти­ческое поведение избирателей и его мотивы.

Именно для того, чтобы учащиеся могли квалифицированно со знанием дела судить о политических событиях, о про­граммах политических партий и деятелей и их действиях, для того, чтобы вы понимали политические тексты и по­литическую речь, им предлагается этот элективный курс.

Конечно, этот курс не ставит своей целью освещение всех направлений политической науки. Он ограничивается первой ступенью познания политики. В нём освещены ос­новные вопросы политической теории, раскрыты основные понятия, в которых отражена реальная политика, реальный механизм власти. Как из букв алфавита слагаются слова, так из этих понятий складываются суждения о политике.

Практическая часть данного элективного курса позволит учащимся опробовать свои силы, управляя в качестве президентов виртуальным государством «Тропико». Т.Е. предполагается доступ каждого ученика к компьютеру и изучение интерфейса программы «Тропико» - политического симулятора вымышленного государства.

Изучение курса предполагает использование учащимися учебника В.О. Мушинского «Азбука политики».
Литература
1. Мухаев Р.Т. Основы политологии. М.:Новая школа,- 1986

1. Мушинский В.О. Азбука политики М.:международные отношения,-2001.



1. Боголюбов В.Т. Электронный учебник по обществознанию на CD для 8 – 11 классов.

1. Политический симулятор – игра (стратегия) «Тропико». Производитель – кампания 1С.


Смотрите также:
Элективный курс для учащихся 10-х (социально-экономического и гуманитарного профиля)классов по обществознанию
61.2kb.
1 стр.
Элективный курс Задачи линейного программирования
38.23kb.
1 стр.
Программа элективного курса по истории для учащихся IX класса «Вспомогательные исторические дисциплины»
45.9kb.
1 стр.
Элективный курс по информатике для предпрофильной подготовки
958.92kb.
1 стр.
Элективный курс «Обратные тригонометрические функции»
49.14kb.
1 стр.
Элективный курс «Уравнения и неравенства с модулем»
93.48kb.
1 стр.
Пояснительная записка Данный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений естествен­нонаучного или естественно-математического профиля
128.17kb.
1 стр.
Программа учимся проектировать на компьютере элективный курс для учащихся 10-11 классов
198.24kb.
1 стр.
Элективный курс Эволюция в космосе и Вселенной элективный курс для 10-ых классов
20.48kb.
1 стр.
Элективный курс «Память людская тоже жизнь»
83.36kb.
1 стр.
История России ХХ-ХХI вв. В политических портретах
71.32kb.
1 стр.
Измерения в механике
114.86kb.
1 стр.