Главная страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Кафедра экономической теории

ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОИЗВОДСТВА В

СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Учебное пособие

Павлодар


УДК339.9 (075.8)

ББК 65.5 я 73

С 20

Рекомендовано ученым советом ПГУ им. С. Торайгырова

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор Кажымурат К.К.

доктор социологических наук, профессор Симонов С.Г.

Сарсембекова С.Е.

Экспортоориентированные производства в системе мирохозяйственных связей: вопросы теории и практики. Учебное пособие. –

Павлодар, 2004. – 108 с.


В учебном пособии рассматриваются наиболее важные вопросы развития экспортоориентированных производств и их механизмов, изучение которых поможет будущим специалистам получить представление о том, как эффективно осуществлять управление предприятиями, ориентированными на внешний рынок в условиях постоянно меняющейся экономической обстановки.

Предлагаемое пособие предназначено для обучения студентов, магистрантов и аспирантов экономических специальностей, изучающих современные проблемы экспортоориентации.


© Сарсембекова С.Е., 2004

© Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, 2004



Содержание

Введение





  1. Экспортоориентированные производства: сущность,

условия и приоритеты развития

  1. Механизмы развития экспортоориентированных

производств в условиях рынка

  1. Конкурентоспособность экспортоориентированных

производств и развитие интеграционного потенциала

  1. Основные пути совершенствования развития

экспортоориентированных производств

  1. Региональные особенности процессов

экспортоориентации и оценка их эффективности

(на материалах Павлодарской области РК)



Заключение

Литература



Введение

Экономический рост государства зависит от активного участия страны в международном разделении труда. Эффективное вхождение в систему мирохозяйственных связей, стабилизация экономической ситуации предусматривают глубокие структурные и технологические преобразования, что в свою очередь диктует необходимость становления и развития экспортоориентированных производств. Расширение экспортоориентированных связей важно для достижения инновационного развития, создания рыночной инфраструктуры, повышения инвестиционного потенциала, достижения конкурентоспособности производств и качества продукции, повышения степени адаптации отечественных производств к развитым товарным отношениям в соответствии с международными критериями.

Целесообразность подготовки данного издания была предопределена, с одной стороны, актуальностью интеграции экономики Республики Казахстан и ее регионов с мировым экономическим пространством, с другой стороны – задачами научить студентов экономических специальностей управлению предприятиями, ориентированными на внешний рынок.

В настоящей работе сделана попытка, исследовать природу развития экспортоориентированных производств выделить механизмы их развития, разработать направления стимулирования экспортоориентированных производств, выявить региональные особенности процессов экспортоориентации и дать их оценку.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственных стандартов и состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка использованной литературы.

Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей вузов и может быть использовано при изучении дисциплин: «Мировая экономика», «Экономика регионов», «Управление экономикой Казахстана», «Международные экономические отношения», «Основы инвестиционной политики» и др.

Данное учебное пособие поможет студентам, магистрантам, а также аспирантам иметь целостное представление о развитии экспортоориентированных производств промышленного сектора в условиях рыночной экономики, что явится одним из действенных факторов реализации долгосрочной стратегической программы «Казахстан 2030».
1 Экспортоориентированные производства: сущность, условия и приоритеты развития
Повышение эффективности внешнеэкономических связей во многом зависит от развития производства продукции не только для внутреннего потребления, но и для экспорта. Это обусловливает исследование производства вообще и экспортного производства в частности.

Попытки теоретического осмысления и обоснования практической необходимости развития экспортного производства были предприняты рядом ученых-экономистов. Некоторые авторы экспортное производство рассматривают как составную часть общественного производства.

Процесс общественного производства является основой развития человеческой цивилизации, прошедшей длительный путь от добычи пищи с помощью элементарных орудий первобытного человека до господства современной техники. Развитие цивилизации идет вслед за ростом потребления, вследствие чего и развивается производство. Производство представляет собой вечный процесс приспособления, создания или преобразования продуктов природы для удовлетворения определенных потребностей.

Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В процессе производства взаимодействуют основные факторы производства. Результатом является создание материальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворённости, или нужды, которую он стремится преодолеть. Именно состояние неудовлетворённости заставляет человека предпринимать определённые усилия (осуществлять производственную деятельность). Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» всё многообразие потребностей людей. Так, А. Маршалл, ссылаясь на немецкого экономиста Германна, отмечает, что потребности можно подразделить на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие, и др.

Благо – это средство для удовлетворения потребностей. А. Маршалл определяет благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.Б. Сэй определяет благо как «средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А. Шторх подчёркивает что «приговор, произносимый нашим суждением насчёт полезности предметов... делает их благами». Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определённую потребность человека, ещё не делает его благом. Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

Процесс производства развивает, совершенствует нравственные качества человека. Если рассматривать экономику как результат единства производства и потребления, то может сложиться впечатление, что производство и потребление – какой-то замкнутый в себе процесс, не связанный с природой и её запасами. Но это не так, человек постоянно берет для производства вещества природы и выбрасывает отходы. Образуется замкнутый эколого-экономический цикл.

Производя продукт, человек воздействует на объекты природы, придаёт им форму, пригодную для удовлетворения материальных потребностей. Производство - это переработка веществ природы для непосредственного потребления или дальнейшего производства.

Международная торговля вырастает из международного разделения труда и соответствующей ему специализации различных стран на производстве определенных товаров. Чтобы решить вопросы, что экспортировать и импортировать, тому или иному государству, необходимо рассмотреть концепцию, разработанную в начале XIX в великим английским экономистом Давидом Рикардо. В данном случае имеется в виду теория сравнительных преимуществ, в которой говорится, что каждая страна обладает сравнительным преимуществом производить товары или услуги с относительно меньшими издержками замещения, получая от этого выигрыш. Преимущества в производстве определенного товара зависят от имеющихся (располагающихся) факторов производства. Они различаются по плотности населения, классификации рабочей силы, климату, плодородию почвы, запасам природных ресурсов, машинам и оборудованию и т.д. Издержки на производство товаров могут быть оценены как "абсолютное преимущество", либо как "сравнительное преимущество".

Абсолютное преимущество (absolute advontage) имеет место только тогда, когда страна, обладая природными обеспеченностями или производственным потенциалом, способна производить более эффективный товар, используя меньшее количество ресурсов по сравнению с другими странами, производящими данный товар.

Сравнительное преимущество (comparative advontage) имеет место, когда страна осуществляет производство товара с меньшими альтернативными издержками. Под ними понимаются издержки упущенной возможности, которой не удалось воспользоваться вследствие иного выбора.

В соответствии с неоклассической теорией международной торговли, в создании продукта участвуют три основных фактора производства – труд, земля, капитал. Наделенность данными факторами в разных странах различна, что приводит и к различности соотношения их факторных цен. Производственный фактор, имеющийся в стране в недостаточном количестве, носит более высокую оценку.

Внешняя торговля оказывает многообразное влияние на развитие национальной экономики. Это влияние проявляется, прежде всего, в ее функциях. Выделим наиболее значимые из них:


  • функция восполнения недостающих элементов национального производства, необходимых для его возобновления на простой и расширенной основе;

  • трансформационная функция, которая проявляется в способности внешних факторов производства видоизменять и разнообразить натурально-вещественную структуру ВВП и приспосабливать его к нуждам потребления, накопления и возмещения израсходованных средств производства. За счет этой функции расширяется расчетная гамма рыночных фондов;

  • эффектообразующая функция, или способность внешних факторов к максимизации национального дохода при уменьшении общественно необходимых затрат труда на его производство, к росту производительности труда, к снижению энергоемкости и в целом фондоемкости производства.

Используя абсолютные и сравнительные преимущества при организации внешнеэкономических связей, каждая страна имеет возможность при данном объеме трудовых, производственных и финансовых ресурсов получить больший прирост используемых фонда потребления и фонда накопления. Через внешнюю торговлю реализуется эффект от участия страны в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства.

Идею о многообразии эффектов от внешней торговли в 20-30 годах XX в. представили шведские экономисты Эли Хекшер и Бертиль Олин в "теории факторов производства", представляющую собой модификацию теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо.

Суть теории Хекшера-Олина заключается в следующем: Страна стремиться экспортировать товары, требующие в процессе своего производства интенсивного использования факторов производства, которыми она располагает в относительном избытке, нежели её торговые партнеры, а импортирует товары интенсивного использования дефицитных для них факторов. В данном случае развивается экспорт избыточных факторов и импорт дефицитных факторов производства, в результате передвижение продуктов из страны в страну покрывает низкую мобильность факторов производства. Здесь речь идет не о количественности факторов производства данной страны, а об относительной обеспеченности ими. Чем больше того или иного фактора производства в данной стране, тем относительно ниже и цена на этот фактор, в результате цена товара, в производстве которого используется дешевый фактор, будет относительно ниже, чем в других странах.

Существующие экспортные отношения между странами и государствами совершенствуются в результате развития экспортных производств. Экспортное производство является одним из новых понятий в экономике. Наиболее точное понятие экспортного производства дал Филиппов В.И., который рассматривает экспортное производство как экономическую категорию, связанную с процессом воспроизводства и развитием международных экономических отношений.

Экспортное производство нельзя квалифицировать в качестве самостоятельного производства, так как номенклатура продукции, ориентированной на экспорт, не имеет отраслевых ограничений.

Экспортное производство включает не только выпуск продукции, но и оказание услуг. Российский исследователь Богомолов О.Т. относит сюда внутренний экспорт (продукцию и услуги, предоставленные зарубежным потребителям, в том числе находящимся в данное время на территории страны-экспортера), а также экспорт услуг, прежде всего транспортных, передачу технологий. Супрун В.А. дополняет положения Богомолова О.Т. об экспортности товаров аспектами, касающимися непосредственно экспортного производства: он относит сюда продукцию и услуги, произведенные и предназначенные на экспорт, но ещё не реализованные, находящиеся в запасах, (а на предприятии, производящем экспортную продукцию, в составе оборотных средств). Под экспортным производством подразумевается не только выпуск отдельных видов товаров и услуг, но, прежде всего, экспортная специализация, включающая в себя разнообразные формы международного разделения труда и их взаимодействие. Продукцию совместных производств также относят к числу экспортных товаров.

Рассматривая вопрос о соотношении экспортного производства и экспортного потенциала, Филиппов В.И. считает, что их следует различать при рассмотрении экспортно-импортных отношений производства в конкретной стране. Различие это, по его мнению, находится в плоскости взаимодействия возможности и действительности: потенциальная возможность выхода части продукции данной страны на мировой рынок характеризует экспортный потенциал, а экспортное производство характеризуется реальным выходом на мировой рынок отдельных товаров, их специальным производством для этой цели.

Экспортный потенциал – это способность национальной экономики производить и поставлять конкурентоспособную на мировом рынке продукцию, осуществлять динамичную смену отраслей экспортной специализации и наращивать вывоз различной продукции с учетом, как задач внутреннего развития, так и с целью утверждения своих позиций на мировом рынке, считает казахстанский исследователь Г.К. Дуйсенбаева.

Несмотря на различные мнения исследователей, единой теории экспортного развития производств пока нет. Ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, что следует отнести к экспортности товаров, касающихся непосредственно экспортного производства. В теоретических разработках исследователей не учитывается один из важнейших моментов - фактор времени. Движение (инновационное, научно-техническое и другое) и дальнейшее развитие национальных экономик стран в разные периоды свидетельствует о необходимости учета данного фактора. Именно движение выдвигает аргументы «за» развитие экспортных производств, а увеличение количества экспортных производств будет достигнуто при развитии экспортоориентированных производств.

Понятия экспортные производства и экспортоориентированные производства, с одной стороны, тождественно равные понятия, как производства, выпускающие экспортную, конкурентоспособную на мировом рынке продукцию. Но, с другой стороны, понятие экспортоориентированные производства можно определить как производства, которые необходимо развивать, ориентируя выпускаемую ими продукцию на внешние рынки. Экспортоориентация является одним из основных направлений участия стран в международном разделении труда. В основе экспортоориентации лежит экспорт. Экспорт (от латинского exporto - вывожу) – понятие, означающее вывоз за границу товара, услуг и капитала с целью реализации их на внешних рынках. Денежные средства, полученные от экспорта, служат материальным источником для оплаты импорта. Процесс экспортоориентации довольно сложный процесс. Экспортоориентированность страны показывает характер экономических связей страны с другими странами и направлена на завоевание места на мировых рынках продукции и производств. Сущность экспортоориентации как процесса состоит в движении и открытости экономики, с одной стороны, а с другой стороны, в сближении при этом движении определенных макроэкономических систем стран и поддержание экономических отношений.

Целью экспортоориентированной политики является достижение относительно высоких темпов экономического роста и эффективности производства путем выпуска такого ассортимента продукции, который пользуется растущим спросом или имеет потенциальный спрос на мировом рынке. Этого можно добиться, прежде всего, в том случае, когда, с одной стороны, правильно учтены факторы и источники роста эффективности производства, а с другой – верно определены национальные сравнительные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке, в какой мере они соотносятся с достигнутым уровнем промышленного развития, по каким направлениям предстоит в дальнейшем укреплять свою конкурентоспособность, то есть при наличии четкого понимания того, на развитии каких приоритетных отраслей может быть создана экспортная база – «полюса роста». Актуальность экспортоориентации выдвигает необходимость предложения комплексного определения экспортоориентированных производств на уровне государства и на уровне предприятия.

Экспортоориентированные производства государства – это ориентация производств государства на мировую конъюнктуру с целью захвата как можно большей доли мирового рынка.

Экспортоориентированные производства – это предприятия, производственная деятельность которых направлена на выпуск конкурентоспособной, качественной продукции для реализации её на внешних рынках с учетом задач внутреннего развития, для активизации экономики страны, расширения спроса на продукцию отечественного производства, развития экономических отношений, как в национальном, так и в международном аспектах. Через систему развития экспортоориентированных производств национальные экономики стран получают возможность взаимодействия и взаимопроникновения, интегрируясь в мировую экономику. Предложения, частично вводимые автором по приоритетам развития экспортоориентированных производств на уровне области и предприятия, представлены на рисунке 1.

Развитие экспортоориентированных производств есть результат расширения международных отношений, который позволит решить задачи ускорения научно-технического прогресса, удовлетворения потребностей отечественных производств в прогрессивном оборудовании, новейших технологических процессах, сырье и материалах, совершенствования мощностей в наиболее важных и приоритетных отраслях экономики, освоения новых методов управления и маркетинга,





Рисунок 1


позволит расширить возможности увеличения валютной выручки страны, смягчить в максимальной степени неблагоприятные для страны условия конкуренции на внешнем рынке, поспособствует повышению эффективности других производств, зависящих от них, и т.д. Развитие приоритетных экспортоориентированных производств приведет к развитию отрасли, к которой она относится.

Приоритетная отрасль, на основе развития которой может быть создана экспортная база страны, по Хруцкому В.Е., должна отвечать следующим критериям:

1) обладать определенным экспортным потенциалом, то есть возможностями быстрого наращивания экспорта, а также перспективами повышения конкурентоспособности на внешнем рынке, опираясь на сравнительные преимущества национальной экономики;

2) иметь перспективный спрос на свою продукцию на внутреннем рынке, то есть зависимость экономики страны от экспорта должна смягчаться до некоторой степени растущим внутренним спросом;



  1. содействовать повышению уровня развития всей страны, прежде всего ее научного и интеллектуального потенциала;

4) сокращать зависимость от импорта сырья и энергии, снижать ресурсоемкость промышленного производства в целом, а значит, должна увеличивать объем и долю условно-чистой продукции в общем объеме промышленного производства. Развитие «полюсов роста» создает дополнительные возможности увеличения валютных поступлений. К тому же они имеют более благоприятные возможности для нахождения такой ниши мирового рынка, где в течение длительного времени могут сосуществовать многие производители;

5) смягчать в максимально возможной степени неблагоприятные для страны условия конкуренции на внешнем рынке, то есть минимизировать несоответствие и дисбалансы в торговле;

6) способствовать повышению эффективности производства в других секторах экономики, а также иметь благоприятный побочный эффект.

По масштабности экспортоориентированные производства можно разделить на следующие группы:

Крупные экспортоориентированные производства – производства, степень сравнительных преимуществ которых по сравнению с другими производствами достаточно высока, занимающие определенные места на мировом рынке и выпускающие продукцию, пользующуюся спросом. Производства, имеющие сформированные рынки сбыта, высокие экономические показатели деятельности, значительное количество рабочих мест и др.

Средние экспортоориентированные производстваэто производства, степень сравнительных преимуществ которых не значительно высока, доля экспортируемой продукции практически мала. Продукция, производимая данными предприятиями, недостаточно утверждена на внешних рынках.

Производства, необходимые ориентировать на экспорт – это производства, продукция которых имеет перспективы в будущем, для развития этих производств необходима государственная поддержка и капитальные вложения (в значительной степени).

Характеристики сравнительных преимуществ по трем вышеперечисленным группам отражены на рисунке 2.

В настоящее время получает развитие ещё одна группа производств – это импортозамещающие производства, выпускающие товар, аналогичный или подобный импортному.

Долгосрочная задача экономической политики состоит в планомерном снижении зависимости республики от ввоза продукции обрабатывающих отраслей путем проведения активной политики импортозамещения, перехода от трудоемких и капиталоемких производств к технологоемким и наукоемким производствам.

Экономическое развитие любого государства значительнее, чем больше количество готовой экспортируемой продукции. Данное подтверждается историей развития стран с передовой экономикой (Япония, США, Германия), опытом быстро развивающейся экономики стран Азии (Корея, Тайвань и т.д.) и недавним опытом Китая. Сырье и энергоносители следует рассматривать, как источники производства промышленной продукции, которая может пойти на экспорт. По этому пути шли не только все промышленно развитые страны – США, Германия, Япония, а также страны, экономика которых стремительно развивалась после второй мировой войны.

Ослабление конкурентоспособности обрабатывающих производств, замедление темпов экономического роста может произойти в результате чрезмерного присутствия экспортируемого сырья в структуре экспорта, что приведет к оттоку человеческих и финансовых ресурсов из обрабатывающей промышленности страны (примером является Венесуэла).



Рисунок 2


Экспортная стратегия зависит от общей направленности стратегии экономического развития каждой страны. Эффективность экспортоориентированной модели во многом обеспечивается динамической сменой отраслей специализации, так как обновляемость экспорта обусловливает наращивание вывоза различной продукции (сырьевой, производственно-технологической, наукоёмкой, информационной) с целью утверждения своих позиций на мировом рынке и форм международного сотрудничества.

Эффективность экономического развития государств, взявших курс на наращивание экспортного потенциала, свидетельствует о принципиальной важности правильного определения экспортной стратегии. Основные меры государства в долгосрочный период должны быть направлены на поддержание экспортоориентированных производств, особенно тех, деятельность которых связана с глубокой переработкой сырья.

Поддерживая и развивая экспортоориентированные производства, государство способствует достижению нескольких целей:


  • расширяет спрос на продукцию отечественного производства, что в результате стимулирует производителей и улучшает ситуацию на рынке труда;

  • экспортоориентация придает экономике новое качество развития на мировом рынке, в конкурентной борьбе проверяется эффективность национального производства;

  • завоевание прочных конкурентных позиций на мировом рынке требует постоянной заботы об улучшении качества продукции, расширении производства и продажи, освоении новых рынков, что в результате приведет к достижению международных стандартов ИСО.

Расширение и развитие экспортных производств должны стимулироваться как на микроуровне посредством налоговых льгот экспортерам и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортного сектора экономики, так и на микроуровне путем использования доходов от экспортной пошлины и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов в качестве источника финансирования экспортных производств и государственных инвестиций в создание современной производственной и экономической инфраструктуры внешнеэкономической деятельности. Успешная и расширяющаяся капитализация доходов от экспорта важна для перелома наметившейся тенденции бегства капитала из страны, она обеспечит условия привлечения инвестиций в экспортоориентированные производства, будет стимулировать формирование необходимой для поддержки экспорта инфраструктуры.

Развитие экспортной ориентации экономики Казахстана нуждается в становлении экспортоориентированной стратегии, которая должна быть направлена на выбор наиболее эффективных способов и путей долговременной конкуренции как в своей отрасли на внутреннем рынке, так и на мировом рынке по мере укрепления своих конкурентных позиций. Одной из основных целей экспортоориентированной стратегии государства является выявление лидеров национального производства на внутреннем рынке и ориентация или преобразование в лидеров на внешнем рынке. Контролируя ситуацию на внутреннем рынке и в мировой экономике, стратегические и текущие задачи государства, правительство должно выработать экспортоориентированную политику, через которую будет реализовываться экспортоориентированная внешнеэкономическая деятельность государства.

Основными вопросами экспортоориентированной стратегии являются выявление перспективных экспортных отраслей, поиск наиболее рациональных подходов к проблемам отраслей приходящим в упадок. Более того, в развитии приоритетных производств заинтересованы передовые промышленно развитые страны, в том числе США, Европейское Экономическое Сообщество, Япония, Новые Индустриальные Страны и др. Поэтому имеется реальная возможность привлечь крупные частные иностранные инвестиции, кредиты иностранных государств и международных организаций. Только развитие экспортного потенциала может кардинально решить основные экономические проблемы укрепления и конвертируемости национальной валюты, создать внешний источник финансирования отечественной экономики и роста народного благосостояния.

Основная задача правительства должна заключаться в создании и развитии новой системы внешнеэкономической деятельности, в выявлении и уничтожении отрицательных тенденций развития международных связей. В отношении национальных экспортеров необходимо пересмотреть налоговую и таможенную политику, нельзя рассматривать экспорт с узко фискальной стороны. Своих экспортеров необходимо поддерживать всеми доступными средствами, в том числе в финансовом отношении и даже моральном, необходимо создать благоприятные условия, какими пользуются их мощные и многоопытные конкуренты на мировом рынке.

Импорт товаров и привлечение иностранных капиталовложений, равно как и выход на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией, - единственно реальный путь сопоставления отечественного и мирового уровней производства, технологий, производительности труда, новизны или качества продукции. При таком подходе внешнеэкономические связи из подручного и малоэффективного средства сведения текущих и хронических дефицитов станут мощным катализатором подъема народного хозяйства, стимулом научно-технического прогресса и, в конечном итоге, будут способствовать устойчивому росту благосостояния народа.

В этом новом качестве внешнеэкономические связи позволят наиболее эффективно использовать преимущества международного разделения труда через органическое включение Казахстана в мировую экономику в качестве равноправного партнера, а не сырьевого придатка передовых государств. Внешнеэкономические связи как конкурентообразующий фактор будут ускорять внедрение подлинно рыночных отношений, станут естественным каналом взаимовыгодного перелива товаров, капиталов, движений научно-технического прогресса, рабочей силы и услуг между внутренним и внешним рынками в рамках открытой экономики.


2 Механизмы развития экспортоориентированных

производств в условиях рынка
Необходимым условием экономического развития в современном мире стали процессы глобализации, интеграции, повышения роли высоких технологий, жесткой международной конкуренции и др. Всего этого можно добиться в результате развития экспортоориентированных производств. В контексте вышесказанного первостепенно важным является выявления экономических механизмов развития экспортоориентированных производств. В этой связи экономическое развитие должно представлять, в первую очередь, совокупность мер, сопряженных реализацией внешнеэкономической, институциональной, налоговой, финансово-кредитной, инвестиционной и инновационной политики, совокупность которых влияет на формирование бюджетной политики и основывается на сочетании прямых и косвенных методов государственного воздействия. Масштабные структурно-технологические преобразования должны проводиться с активным участием роли государства.

Целью внешнеэкономической политики является участие в международном разделении труда, поддержание отечественных товаропроизводителей на мировых рынках. Инструменты внешнеэкономической политики – это меры стимулирования экспортеров (кредитование экспорта, льготы, таможенные и налоговые освобождения экспорта, субсидирование государственные гарантии под экспортные поставки), импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые расследования, установление технологических экологических нормативов и стандартов), меры по привлечению или ограничению доступа иностранных инвестиций в экономику страны, изменение торговых пошлин, членство в международных экономических организациях, создание особых таможенных режимов и преференций, таможенные союзы.

Институциональная политика и законодательно-правовые преобразования направлены на совершенствование отношений собственности, стимулирование перехода предприятий к современным формам организации бизнеса, развитие конкуренции между субъектами рынка и др. Институциональная политика подразумевает формирование организационно-правовой среды, утверждение общего порядка и правил поведения для всех хозяйствующих субъектов. К инструментам институциональной политики следует отнести: лицензии, формирование эффективных организационно-хозяйственных структур, преобразование отношений собственности, обеспечение рыночных процессов соответствующей правовой базой и др.

Инвестиции весьма не постоянная субстанция, величина которой обычна изменчива. Поэтому основным направлением государственной инвестиционной политики должно стать обеспечение гарантий стабильности инвестирования в национальную экономику. К числу основных задач инвестиционной политики следует отнести наращивание научного и производственного потенциала казахстанской промышленности, решение проблем социального характера, обеспечение равномерного развития народного хозяйства, регулирование накоплений капитала по различным секторам экономики. Практика показывает, что снижение эффективности инвестиционной политики происходит из-за безадресного финансирования государством инвестиционной деятельности всех регионов, поэтому следует отказаться от сплошной бюджетной поддержки и перейти к точечным вложениям, то есть финансировать инвестиционные проекты в конкретных областях.

Основными направлениями экономического механизма инвестиционного развития экспортоориентированных производств являются привлечение прямых инвестиций, грантов, кредитов предоставляемых различными международными финансовыми институтами, использование инвестиционных средств предприятий. Привлечение прямых инвестиций позволит повысить научно-технический уровень производства, внедрить новую технику, передовые технологии, ноу-хау, модернизировать основные фонды, осуществить техническое перевооружение, реконструкцию экспортоориентированных производств, внедрить прогрессивные методы организации и управления производством, создать новые рабочие места, повысить конкурентоспособность продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, усилить участие республики в международном разделении труда. Развитие производств приведет к развитию отдельных отраслей экономики, а в результате и страны в целом.

Усиление регулирующей и координирующей роли государства в привлечении и использовании инвестиций и реализация новой государственной инвестиционной политики предполагают:



  • создание административно-правовых и организационно-экономических условий для повышения инвестиционной активности национального и иностранного частных капиталов;

  • разработку эффективного механизма аккумулирования и распределения государственных и других инвестиционных ресурсов для обеспечения избирательно-селективного подхода в инвестировании экономики;

  • совершенствование системы аукционов и тендеров конкурсного отбора инвестиционных проектов;

  • обеспечение функциональной и временной согласованности и соподчиненности инвестиционных задач, соблюдение приоритетности и последовательности в их решении;

  • организацию обязательной независимой экспертизы всех инвестиционных проектов, осуществляемых за счет государственных средств или кредитов и займов под гарантии государства, не только с точки зрения государственной выгодности и окупаемости вкладываемых средств, но и с позиции их технической жизнеспособности, социальной и экологической привлекательности и экономической целесообразности для устойчивого развития экономики республики;

  • осуществление мониторинга за условиями и факторами изменения инвестиционной ситуации и их оперативной корректировки средствами государственного регулирования;

  • всемерное содействие развитию рынка ценных бумаг как связующему звену между финансовым и производственным секторами экономики;

  • создание условий для становления и развития инвестиционных институтов, способных аккумулировать денежные ресурсы мелких собственников и населения и эффективно управлять ими;

  • формирование действенной системы защиты и страхования инвестиций независимо от форм собственности.

Налоговая политика реализует распределительную и стимулирующую стратегию государства и является важным инструментом бюджетной политики. Налоги оказывают сильное воздействие на чистую прибыль предприятий, а в результате на величину инвестиций, откладываемых на развитие, перевооружение, повышения конкурентоспособности продукции этих производств. Так как предприятия, не имеющие конкурентоспособной продукции, не смогут выйти на мировые рынки. Для развития экспортоориентированных производств необходимо предоставление налоговых льгот, налогового освобождения, налоговых скидок и наведения порядка в амортизационной политике.

Исходя из опыта развитых стран, имеет смысл изменить подходы к взиманию налогов с доходов предприятий, создать условия для инвестирования новых и модернизации действующих производств, проводить продуманную налоговую политику по отношению к инвестиционным фондам, экспортоориентированным производствам, инновационным фирмам. Такие налоговые изменения, как показывает зарубежный опыт, не приводят к снижению финансовых поступлений, а напротив, способствуют росту деловой активности, ведут к расширению налогооблагаемой базы и росту налоговых поступлений.

Для дополнительного стимулирования инвестиционных процессов государство может использовать прямые меры налогового и неналогового характера. К ним следует отнести инвестиционный налоговый кредит, инвестиционную налоговую скидку и амортизационную политику. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой уменьшение налогооблагаемой базы на сумму капитальных вложений, осуществляемых предприятием. Эта сумма возвращается государству через определенный период времени, поэтому, по своей сути, это – кредитование государством инвестиционных мероприятий предприятий. Инвестиционная налоговая скидка представляет собой величину, определяемую на основе объема капитальных вложений и вычитаемую из суммы исчисленного налога на прибыль, а не из величины налогооблагаемой базы. На практике верхний предел скидки устанавливается на уровне 15-20% величины налога на прибыль, подлежащей уплате в текущем году. Что касается амортизационной политики, то разрешение списывать стоимость производственного капитала в более короткие сроки по более высоким ставкам (ускоренная амортизация) создает благоприятные возможности обновления основного капитала, ускоряет модернизацию промышленности, увеличивает производительность труда и т.д.

Основными государственными органами проведения финансово-кредитной политики являются Министерство финансов Республики Казахстан и Национальный банк Республики Казахстан. Стратегию и тактику кредитной политики определяют банки. Регулирование ставок ссудного процента и норм обязательных банковских резервов обеспечивает влияние на уровень инфляции, динамику цен, курс национальной валюты, экспорт и импорт капитала и продукции. Путем регулирования ссудного процента и предоставления льготных кредитов в рыночных условиях осуществляется перелив инвестиций в приоритетные отрасли и сферы и, таким образом, обеспечивается реструктуризация экономики. Поскольку краткосрочный банковский кредит не может решить проблем инвестирования производства для обеспечения перелива капитала из торгово-посреднической сферы в отрасли материального производства, необходимо повысить процентные ставки под краткосрочные кредиты и резко снизить их под долгосрочные. Для развития долгосрочного кредитования целесообразно внедрение и широкое использование новой его формы – залогового кредитования.

В практике зарубежных стран в целях стимулирования экспортных операций на стадии обмена государством применяется страхование экспортных кредитов. В рамках этих государственных предприятий поставщик получает возможность застраховать риск неплатежа импортера с помощью государственного страхования на 85% - 95% суммы требований. Другой возможностью стимулирования экспорта, а также освобождения экспортера от финансирования своих операций, является кредит покупателю (заказчику). В данном случае кредит предоставляется покупателю для оплаты поставок в рамках конкретного договора купли-продажи. Риски, возникающие при этой форме кредитования, страхуются во всех развитых странах специальными инструментами, как правило, на 100 %.

Инновационная политика неразрывно связана с инвестиционной политикой. Инновационная политика регулирует поток инвестиционных средств, направленных на разработку и создание технологических новшеств, для поддержания прогрессивной технологической базы отечественной промышленности. Впервые термин «инновация» появился в XIX в и означал введение некоторых элементов одной культуры в другую. Согласно Й. Шумпетеру, понятие инновации охватывает следующие пять случаев:

1) изготовление нового, то есть ещё не известного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;

2) внедрение нового, то есть данной отрасли промышленности ещё практический неизвестного метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;



    1. освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны ещё не была представлена независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов, разным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его ещё только предстоит создать;

5) проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Инновации, представленные Й.Шумпетером, рассматриваются, как фактор развития производства, промышленности и экономики в целом. В данном случае источником финансирования внедрения инноваций в основном выступает банковская сфера. Развитие инновационной деятельности представляет новые возможности для расширения экономики, а также служит инструментом продолжающим это расширение.

Бюджетная политика является одним из основных результирующих механизмов экономического развития государства, в том числе экспортоориентированных производств. Эффективность бюджетной политики определяется результатом деятельности органов исполнительной власти. Доходная часть бюджета складывается из налоговых поступлений, неналоговых доходов (доходы от приватизации, от управления госимуществом, от внешнеэкономической деятельности), доходов целевых бюджетных фондов. Основным критерием выделения денежных средств из расходной части бюджета должно стать инвестирование эффективных экспортоориентированных проектов, «точек экономического роста». Неэффективное распределение бюджетных средств приведет к ещё большему оскудению государственных ресурсов, и, как следствие – к росту незавершенного производства на местах.

Указанные компоненты в целом экономической политики позволяют выработать соответствующие направления экономических механизмов экспортоориентированных производств (рисунок 3).

Организационный механизм направлен на развитие новых форм организации, на совершенствование сферы обслуживания, на укрепление трудовых коллективов, на организацию гибких структур управления, на укрепление общественного производства, на совершенствование организационной структуры управления, на повышение конкурентоспособности производств, на развитие новых форм отношений предприятия с другими организациями, на стимулирование научно-технических идей персонала.

Применение конкурсных процедур отбора позволит повысить уровень трудового коллектива производства, роль личности в коллективе, эффективность производства. Развитие организационного механизма позволит создать мощный коллектив, спланировать деятельность предприятий, обеспечить консультационную помощь организациям, сохранить, сэкономить денежные средства и время, усовершенствовать систему контроля и структуры управления.

Финансовый механизм представляет собой совокупность финансовых инструментов, рычагов, форм и способов регулирования экономических процессов развития экспортоориентированных производств. Финансовый механизм включает в себя цены, банковские кредиты, экспортно-кредитное страхование, налоговые льготы и каникулы, субсидии, дотации, квоты, тарифы и др.

Наибольшее внимание необходимо уделить развитию банковских экспортных кредитов, выделяемых частными банками, в комбинации с кредитами государственной поддержки для эффективной деятельности экспортоориентированных производств. Экспортно-кредитное страхование необходимо для защиты интересов экспортеров, которым гарантируется обязательная оплата товаров после их доставки. Необходимо поддержать экспортоориентированные производства, осуществляющие ввоз сырья и полуфабрикатов для выпуска продукции предназначенной на экспорт, путем предоставления таможенных льгот.

Одним из способов государственного стимулирования экспорта за счет бюджета является экспортная субсидия в форме прямого финансирования экспортного производства, а также осуществление предоставления на те же цели благоприятных кредитов.

Экспортные субсидии относятся к льготам финансового характера, необходимым экспортоориентированным производствам для расширения вывоза производимой продукции за границу, в результате чего экспортеры получают возможность реализовывать товары по более низкой цене на мировом рынке, чем на внутреннем.

Институциональный механизм направлен на преобразование институциональной и законодательно-правовой базы, на улучшение управления, преобразование экономических институтов, на формирование рыночных принципов и рычагов правовой и организационной среды, на совершенствование отношений собственности, на обеспечение соответствующей правовой базой, на развитие конкурентоспособных экспортоориентированных производств.

Рисунок 3

Для развития конкурентоспособных экспортоориентированных производств необходимо совершенствование законодательной базы, а именно использовать рычаги: налогового регулирования, квотирования, лицензирования экспорта, экспортного кредитования, экспортного субсидирования и страхования, системы правового обеспечения деятельности иностранного капитала и др.

Одной из основных задач институционального механизма является реформирование производств в соответствии с новой структурой экономики, поддержка и развитие малого бизнеса, законодательное формирование и поддержка современных форм рыночных институтов. Институциональный механизм предусматривает содействие становлению и формированию корпоративных, холдинговых образований, финансово-промышленных групп и других форм объединений производителей, эффективных в плане развития экспортоориентированных производств, предусматривает развитие внутриотраслевой и межотраслевой кооперации на качественно новом уровне партнерских взаимоотношений.

Производственный менеджмент является одним из факторов повышения конкурентоспособности и экономического роста производства, основывается на механизмах контроля и управления. Совершенствование производственного менеджмента актуально не только для предприятий, но и для государства. Неразвитость маркетинговой сферы, недостаточность информации о конъюнктуре рынка, отсутствие производственных планов, все это свидетельствует о слабом производственном менеджменте.

Производственный менеджмент включает стратегическое планирование, проектирование организационной структуры, организацию службы маркетинга, бюджетирование организации, постановку системы контроля качества, мониторинга внутренних и внешних факторов, внедрение современных информационных технологий, создание корпоративной культуры.

Производственный менеджмент направлен на повышение качества производимых товаров, развитие экономических связей, на научно-техническое развитие производства, социальное развитие коллектива, развитие ресурсосберегающих технологий, развитие информационного обеспечения, развитие маркетинговой деятельности, на организацию процессов планирования, контроля и координации, на управление кадровым потенциалом. Развитие механизма производственного менеджмента позволит эффективно управлять деятельностью предприятия, совершенствовать структуру производства, развить систему концентрации и централизации ресурсов.

Инвестиционный механизм направлен на обеспечение роста экономического потенциала, как отдельного региона, так и республики в целом, на наращивание научного и производственного потенциала, на обеспечение равномерного развития промышленности; на развитие приоритетных отраслей и производств, на развитие инновационного потенциала, на развитие формы совместного предпринимательства с помощью привлечения иностранных инвестиций, на развитие инжиниринговых, информационных, коммерческих, сервисных услуг, на регулирование накоплений капитала по различным отраслям производства. Поэтому инвестиции выступают основным инструментом развития производства и научно-технического прогресса.

Величина инвестиционных вложений не постоянна. Инвестиционный механизм должен быть направлен на обеспечение гарантий стабильности инвестирования экспортоориентированных производств, на создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, чтобы условия вложения капитала были выгоднее, чем в близлежащих странах. В современных условиях необходимо пересмотреть формирование инвестиционных средств для развития экспортоориентированных производств. Инвестиционный механизм требует развития рыночных институтов (инвестиционных институтов, инновационных центров и организаций, лизинговых фирм, венчурных фондов). В связи с этим для развития инвестиционно-инновационного потенциала региона, для развития экспортоориентированных производств области предлагается блок-схема организации инвестиционно-инновационной деятельности.

Инновационный механизм направлен на создание, освоение и внедрение новейших технологий, на развитие научно-технического, инновационного потенциала, на разработку и использование различного вида новшеств, на дальнейшее функционирование инноваций, на обновление основных фондов предприятий, на развитие производственной базы предприятий, на создание новых рабочих мест.

Эффективное развитие инновационной деятельности предусматривает вмешательство правительства, государственное регулирование. От действий региональных властей зависит успешность проведения инновационной модели, поскольку государственные органы власти не в состоянии охватить всю территорию республики с целью эффективного регулирования инновационных процессов и инновационной деятельности. Но контроль за разработкой и внедрением эффективных механизмов стимулирования инновационной активности на региональном уровне должны взять на себя правительственные органы. Капиталоемкость инновационного процесса требует отбора приоритетных проектов в первую очередь, по конкурентоспособным отраслям, что приведет к укрепления их конкурентных позиций на международном рынке. Не стоит исключать из внимания менее конкурентоспособные и социально значимые отрасли, отсутствие которых может привести к угрозе экономической безопасности страны. Развитие этих отраслей должно вестись параллельно с конкурентоспособными отраслями по специальной программе.

К негативным факторам инновационного механизма следует отнести необходимость значительных денежных затрат на развитие инновационной инфраструктуры и обновление производственных фондов, высокую роль правительственных органов, востребованность высокообразованных и квалифицированных кадров.

Экономическое развитие области, научно-технического потенциала, конкурентоспособность производств зависят от развития инновационного механизма, опирающегося на новейшие тенденции технологического и общественного развития с использованием высокотехнологичного и капиталоемкого производства.

Освоение и внедрение вышеперечисленных механизмов, знание конъюнктуры рынка, требований и перспектив развития мировых рынков дают возможность эффективно развивать деятельность экспортоориентированных производств. Эффективное функционирование экспортоориентированных производств позволит поднять экономику области, а также республики. На первоначальном этапе необходимо осуществить селективный подбор наиболее перспективных и конкурентоспособных производств. Выбор можно осуществить с помощью следующих функций:


(1)

(2)

(3)
где – крупные экспортоориентированные производства;

- факторы выбора приоритетных крупных экспортоориентированных производств;

– средние экспортоориентированные производства;

- факторы выбора приоритетных средних экспортоориентированных производств;

– производства, необходимые ориентировать на экспорт;

- факторы выбора приоритетных производств, необходимых ориентировать на экспорт.

Применение функций отбора приоритетных экспортоориентированных производств различных групп остается одинаковой, меняется лишь группа факторов выбора. Исследование функции выбора приоритетных экспортоориентированных производств позволяет сделать выводы и отражает специфику состояния и возможных вариантов развития экспортного потенциала.


3 Конкурентоспособность экспортоориентированных

производств и развитие интеграционного потенциала
Постоянно происходящие изменения в системе мирохозяйственных связей свидетельствуют о том, что одни страны становятся лидерами на мировом рынке, а другие наоборот теряют это положение. В мире нет стран, которые имели бы конкурентоспособные преимущества во всем и на все времена. Нетрудно догадаться что, чем крепче страна, тем мощнее её экономика и тем больше у нее возможностей поддерживать это развитие. Но становление мощной экономики требует не только финансовых средств, но и трудолюбия и немалых жертв.

Конкурентоспособность страны в мире тесно связана с механизмом управления национальной экономики. Конкурентоспособность развивает и поддерживает народное хозяйство, усиливает ее влияние на международное сотрудничество на рынке, способствует выдерживанию сравнения товара с аналогичными товарами. Конкурентоспособность является решающим фактором обеспечения экспортной ориентации экономики страны, способствует активному участию в формировании международного разделения труда позволяя завоевывать новые внешнеэкономические позиции. На мировом рынке конкурируют, прежде всего, предприятия (или же производства), а в зависимости от их деятельности формируется внешнеэкономическая стратегия, вначале отрасли, а затем и всей страны.

Для определения конкурентоспособности страны используют такие критерии, как ULC (unit labor cost) показывающий количество труда, необходимого на производство единицы добавленной стоимости, понижение которого ведет к росту конкурентных позиций государства, и критерий, разработанный ОЭСР (организация по экономическому сотрудничеству и развитию), который базируется на совокупности разностей между рыночными ценами внутренних производителей и их зарубежных конкурентов. Данные критерии измеряют конкурентоспособность по затратам и ценовую конкурентоспособность, но не объясняют процесс повышения конкурентоспособности. Восполняет этот пробел Формула Международной Конкурентоспособности, определяющая ее как способность увеличить долю на мировом рынке, прибыль и рост в производстве добавленной стоимости и сохранять ее в течение длительного времени. Эта формула приводит к тому, что основной составляющей для понимания конкурентоспособности является высокая производительность. Иными словами, экономика страны конкурентоспособна, если все ее ресурсы - материальные факторы производства, капитал, интеллектуальный потенциал нации и рабочая сила – используется с наибольшей продуктивностью. К этому можно добавить два других фактора, определяющих конкурентоспособность национальной экономики - способность к наращиванию потенциала в условиях несовершенной конкуренции и формирования страновых блоков, а также способность к обеспечению роста производства, превышающего демографический рост. Республика имеющая высокие темпы роста все больше усиливают свои конкурентные преимущества, а отстающие страны теряют их.

Конкурентоспособность и экспортная ориентация как категории мирового хозяйства взаимосвязаны. Эффективные конечные результаты страны на внешнем рынке (экспорт) характеризует ее конкурентоспособность. Стратегия, направленная на увеличение показателя экспорта формируется и развивается в пределах экспортируемой страны. От выбора конкурентной стратегии и соотношения факторов конкурентных преимуществ будет зависеть успех производства на внешнем рынке.

Разрабатывая экспортоориентированную внешнеэкономическую стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить в жизнь способы и пути выгодной и долговременной конкуренции как в своей отрасли на национальном рынке, так и на мировом рынке по мере укрепления своих конкурентных позиций. При этом экспортоориентированную внешнюю стратегию определяют два принципиальных фактора: отрасль, в которой действует фирма, и позиция, которую фирма занимает в пределах отрасли на мировом рынке. Рост сбыта ориентированных на экспорт фирм ведет к экономии вследствие роста масштабов производства (снижению издержек), окупаемости вложений в основной капитал и научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки. Экспортная специализация повышает эффективность хозяйствования национальных компаний, поставляющих экспортным фирмам промежуточную продукцию (за счет увеличения объема сбыта), а также отечественных компаний- потребителей товаров, вывозимых за границу (за счет относительного снижения издержек).

Главная задача экспортоориентированной стратегии должна заключаться в переориентации конкурентоспособных внутренних производств на внешние рынки. Экспортоориентированная стратегия вырабатывается правительством в зависимости от внутренней и внешней экономической ситуации, исходя из стратегических и текущих задач государства. Центральное место в экономической стратегии государства занимает экспортоориентированная политика, которая должна вырабатываться в комплексе с финансово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной, ценовой, структурно-инвестиционной, сырьевой, социальной и региональной политикой государства. Экспортоориентированная политика направлена на развитие и регулирование внешнеэкономической деятельности страны.

Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. В своей теории конкурентных преимуществ М.Портер выделяет четыре детерминанты конкурентного преимущества страны.

Параметры факторов представляют собой обеспеченность факторами производства страны, в настоящее время главное место отводится специализированным факторам (высококвалифицированные кадры, научно-технические знания) целенаправленно создаваемых государством.

К факторным преимуществам Казахстана, благоприятно влияющим на развитие детерминант конкурентоспособности, относятся: богатейшая минерально-сырьевая база, уникальные запасы полезных ископаемых, географическое месторасположение Казахстана, развитая производственная, транспортная и социальная инфраструктура, высококвалифицированный уровень и специализация трудовых ресурсов и т.д.

К неблагоприятным факторам, препятствующим развитию конкурентных преимуществ республики относятся: несовершенство банковского сектора, отсутствие рыночной инфраструктуры, отсутствие капитальных средств, отсутствие опыта работы на международных конкурентных рынках, отсутствие владения современными методами маркетинга, менеджмента и организации производства, изношенность основных производственных фондов и т.д.

Параметры спроса на продукцию отечественных производителей складываются не очень неблагоприятным образом. Отсутствие четко организованной инновационной, инвестиционной политики необходимые для повышения качества продукции; отсутствие рынков с требовательным спросом не стимулирует казахстанских производителей, не способствует развитию конкуренции; не рентабельность обрабатывающих секторов экономики, в связи, с чем развивается сырьевая направленность экспорта, все эти причины дают о себе знать.

Стратегия фирм, их структура и соперничество - это одни из основных определяющих конкурентоспособности отрасли. Стратегия и структура производства складываются в результате соперничества фирм. Конкурентное преимущество складывается при существовании нескольких подобных сопернических производств. В настоящий момент по данной детерминанте в республике не имеется положительных моментов.

Проведение ускоренного акционирования и приватизации предприятий, антимонопольные меры и всемирная поддержка конкуренции имеют принципиальное значение для преодоления негативных последствий системы централизованного планирования, адаптации производителей к рыночным условиям и конкуренции на рынках и включения этой детерминанты, определяющей конкурентные преимущества страны.

Родственные и поддерживающие отрасли. Взаимное развитие родственных и поддерживающих отраслей необходимо для повышения уровня отраслей-поставщиков, обеспечения производств материалами, комплектующими, информацией, что приведет к эффективному функционированию взаимодействующих экспортоориентированных производств. Обновление производственных фондов, техническое развитие производств зависит от поддерживающих производств. Функционирование в республике национальных родственных и поддерживающих производств будет способствовать стабильному развитию экономики, решит проблемы импортной зависимости.

Рационализация и диверсификация хозяйственных связей, активная интеграция в систему международного разделения труда и производственную цепочку высокотехнологичных иностранных компаний, осуществляющих глобальную стратегию, использования получаемых доходов от экспорта на цели технологического обновления производства и производственного накопления – это пути, которыми Казахстан может развивать эту детерминанту конкурентоспособности.

Успешная деятельность страны будет зависеть от формирования благоприятного сочетания детерминантов конкурентного преимущества.

Правительственная политика государства может оказать значительное воздействие на вышеприведенные детерминанты. Инструменты налоговой, таможенной, денежно-кредитной политики воздействуют на факторы производства и условия спроса. Проводя экономическую политику, оказывают влияние на условия развития родственных и поддерживающих отраслей, на структуру и стратегию производств, на характер конкурентной борьбы на национальном рынке.

К показателям, характеризующим уровень конкурентоспособности, следует отнести: валовой внутренний продукт, национальный доход, показатели продуктивности и эффективности производства, показатели экспорта, импорта, платежного баланса, инвестиционных вложений, объемов финансирования на науку, образование, здравоохранение и др.

Различность весов вышеперечисленных показателей характеризующих степень их важности привела к предложению экономистов интегральной оценки. Для построения, которой необходимо проанализировать все параметры относительно уровня, который будет выбран в качестве стандарта. В качестве стандарта предлагаются макроэкономические показатели экономики США, а уровень ее конкурентоспособности принимается за единицу. Формула для расчета интегрального показателя:
(4)

(5)

(6)
где IPC – интегральный показатель конкурентоспособности;

i – идентификатор макроэкономических параметров страны;

w (i) - весовой коэффициент, присваиваемый i-тому параметру;

NEI (i)- пронормированный относительно соответствующего макроэкономического параметра США i-тый макроэкономический параметр страны;

EI (i) - значение i-того макроэкономического параметра;

EIUSA (i) – значение i-того макроэкономического параметра для экономики США.

Участие правительственных органов значительно в стабилизации экономической ситуации, в развитии инвестиционного и инновационного потенциала. Необходимо сохранить уровень развития имеющихся детерминант, который, в соединении с другими детерминантами, может обеспечить экономике республики стабильный экономический рост.

Конкурентоспособность предприятий приведет к конкурентоспособности страны, значит, в первую очередь необходимо обратить внимание на развитие конкурентных преимуществ производства. Для эффективного развития этих производств необходимо разработать концепцию повышения конкурентоспособности для приоритетных отраслей экономики (развития экспортоориентированных производств). Данная концепция должна представлять интересы государства совместно с индикативными и стратегическими планами. Слабая законодательная база требует тщательного пересмотра и особого внимания. Международное сотрудничество будет способствовать повышению конкурентоспособности производств, к привлечению новых методов управления, организации производства, маркетинга и т.д.

Производство продукции на основе конкурентных преимуществ страны приводит к эффективности экспортоориентированной экономики, о чем свидетельствует зарубежный опыт развитых государств. Япония славится развитой отраслью машиностроения, США – качеством самолетов и компьютерной техникой, Германия развитой химической промышленностью и т.д. В теории конкурентных преимуществ особое внимание уделяется различию между странами и их национальными характерами. Страна отличается от другой страны не только по климатическим и географическим признаками, но и имеющимися минерально-сырьевыми ресурсами, качеством выпускаемой продукции, уровню заработной платы, научно-техническим потенциалом, инвестиционным развитием, квалификацией рабочей силы и т.д. Но важно не только количество, а качество их создания, развития, совершенствования и приспособления.

Активизация инвестиционной политики приведет к интенсивному росту производства. Позволит внедрить новые технологии, научные достижения, инновации, провести техническое перевооружение, реконструкцию производств одним словом осуществить технологический прорыв. Но желательно развивать инвестиционный потенциал силами и средствами своего государства, так как зависимость от иностранного капитала приведет к снижению степени самостоятельности страны. В настоящее время иностранные инвестиции сосредоточены в добывающем секторе экономики, финансирование ими инновационных национальных проектов не значительно. К положительным моментам привлечения иностранного капитала следует отнести: повышение конкурентоспособности продукции, освоение новых методов маркетинга, менеджмента, организации производства, доступ к современной технологии, зарубежная подготовка кадрового потенциала, развитие системы внешнеэкономических связей и др. Но все же не стоит забывать о необходимости внутреннего накопления капитала (таблица 1) для развития производств, так как это один из путей достижения серьезных конкурентных позиций.

Инвестиционного развития требуют капиталоемкие производства, которые в будущем приведут к эффективной отдаче, о чем свидетельствует опыт таких стран как Япония, Южная Корея, Китай.

Теоретический для динамического развития экономики Казахстана необходимо, чтобы национальные интересы максимально совпадали с иностранными. Поэтому необходимо четко определиться с национальными интересами и приоритетами в развитии. Во-первых, знать, изучать и постоянно отслеживать иностранные геополитические интересы в Казахстане и в регионе. Во-вторых, определить те сферы национальной экономики, где наши интересы могли бы пересекаться с иностранными.


Таблица 1 - Сравнительные темпы роста ВВП, экспорта и валовых внутренних инвестиций по странам мира, в процентах *

Страны


Средние темпы роста,

(I-за период 1970-1980 годы, II-за период 1980-1993 годы)


ВВП

Экспорт

Валовые Внутренние


инвестиции

I

II

I

II

I

II

развитые страны


США

2,8

2,7

7

5,1

2,8

2,5

Япония

4,3

4

9,2

4,2

2,5

5,5

Германия

2,6

2,6

5,6

4,2

0,5

2,4

Италия

3,8

2,2

6,9

4,3

1,6

1,5

Швейцария

0,5

1,9

4,6

-

-1,8

3,1

Южная Корея

10,1

9,1

22,7

12,3

14,1

11,8

Сингапур

8,3

6,9

-

12,7

7,8

5,7

Малайзия

7,9

6,2

3,3

12,6

10,8

6,3

Китай

5,5

9,6

8,7

11,5

7,6

11,1

Россия

5,6

0,5

-

-

-

-0,1

следующая страница >>
Смотрите также:
Экспортоориентированные производства в системе мирохозяйственных связей: вопросы теории и практики
1750.97kb.
10 стр.
Тема 1 Предмет и метод теорий мирохозяйственных связей Вопрос Предмет исследования теории мирохозяйственных связей
880.7kb.
4 стр.
Вопросы промышленной безопасности в системе межпредметных связей при курсовом проектировании постановка проблемы
153.61kb.
1 стр.
1. Современные тенденции в развитии мировой экономики
284.49kb.
1 стр.
Вопросы теории и научно-образовательной практики
374kb.
1 стр.
Тайм-менеджмент в системе управления организацией
274.26kb.
1 стр.
Конференция «Современные тенденции развития мировой экономики и формы интеграции России в систему мирохозяйственных связей»
40.58kb.
1 стр.
Функционирование механизма юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина: вопросы теории и практики
274.59kb.
1 стр.
Мотивационная модель анализа источников и направлений использования валютных поступлений в национальных экономиках в условиях расширения мирохозяйственных связей
319.07kb.
1 стр.
Рабочий план
26.89kb.
1 стр.
Тематика курсовых работ по курсу «Мировая экономика»
38.98kb.
1 стр.
Конференция «Современные тенденции развития мировой экономики и формы интеграции России в систему мирохозяйственных связей»
34.17kb.
1 стр.