Главная страница 1

На правах рукописи



Сейранян Артур Сергеевич


экологическая политика России как фактор

обеспечения общенациональной безопасности


Специальность 23.00.02 – Политические институты, этнополитическая

конфликтология, национальные и политические процессы и технологии




АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени


кандидата политических наук

Москва – 2008


Диссертационная работа выполнена на кафедре Политологии и права Московского государственного областного университета


Научный руководитель:

кандидат философских наук, доцент

ПАВЛОВ Валерий Алексеевич




доктор исторических наук, профессор

вититнев Сергей Федорович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Беляев Георгий Георгиевич
кандидат политических наук, доцент Ларионов Александр Владимирович




Ведущая организация:

Московская государственная академия водного транспорта


Защита состоится 27 января 2009 г. в 15 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.155.14 при Московском государственном областном университете по адресу: г. Москва, ул. Фридриха Энгельса, д.21а, ауд. 305

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета (г. Москва, ул. Радио 10а)


Автореферат разослан «__» декабря 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Абрамов А.В.












I. оБщая характеристика работы
Проблема экологической политики является одной из наиболее злободневных в современном мире. От эффективности ее осуществления напрямую зависит будущее конкретных стран и всего мира. Современное состояние окружающей среды требует постоянного внимания к проблеме экологической безопасности и поиска путей ее решения.

Актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами:

 происходит усложнение воздействий общественной деятельности на окружающую среду и возрастает объем задач, связанных с необходимостью ее защиты и охраны;

 существует постоянная необходимость оптимизации деятельности всех институтов политической системы призванной обеспечить общенациональную (в том числе и экологическую) безопасность;

 требуется изменение правил и принципов управления политическими и экономическими процессами с учетом экологических требований;

 подход, в соответствии с которым, проблема начинает решаться только после того, когда беда уже случилась, в отношении экологической обстановки в стране полностью неприемлем;

 в официальных кругах, т.е. среди тех, кто осуществляет экологическую политику, нет ясного понимания сути данной проблемы и ее места в системе общенациональной безопасности государства.

Соответственно, выбор темы исследования обусловлен, прежде всего, той значимостью, которую приобрела экологическая проблема вообще и экологическая политика в частности в политической жизни современной России.

О важности экологической политики страны свидетельствует тот факт, что необходимость безотлагательного и комплексного решения экологических проблем признается на самом высоком уровне. Так на заседании Совета Безопасности России, состоявшемся 30 января 2008 г., второй Президент России В.В. Путин указал на неблагоприятную экологическую обстановку в государстве. Темпы роста токсичных отходов ежегодно увеличи­ваются на 15-16%; от трети до половины питьевой воды не удовлетворяют санитарно-гигиеническим нормам; с1999 по 2006 гг. на 10% выросли выбросы предприятий. В связи с этим, заявил глава государства, в России должна быть создана система экологической безопасности. В первую очередь нужно обратить внимание на те регионы, в которых строятся газопроводы и нефтепроводы. «В этих районах по­следствия хозяйственной деятельности должны быть минимизированы», — заявил Путин1.

На том же заседании Совета безопасности с докладом выступил и избранный президент Дмитрий Медведев. По его словам, «руководители предприятий спо­койно идут на нарушение экологического законодательства, поскольку штрафы в десятки, а то и в сотни раз меньше», чем стоимость согласования с соответствующими органами необходи­мой для работы экологической документации2.

В силу этого внимание исследователей необходимо сконцентрировать на тех направлениях анализа экологической политики, которые, с одной стороны, представляются наиболее актуальными для современной России, а с другой – подчеркивают роль экологической политики как фактора обеспечения общенациональной безопасности России.

Выбор темы диссертационного исследования продиктован и недостаточной степенью научной разработанности проблемы в отечественной политической науке.

Проблемам экологии и охраны окружающей среды уделяется большое внимание. Существует множество исследований в той или иной степени касающихся различных аспектов данной темы. Имеющуюся литературу логично разделить на несколько групп:

Первую групп составляют исследования, в которых сформулированы общефилософские, методологические основы экологической политики. Правильнее было бы сказать, что в данных работах поднимаются вопросы о взаимосвязи общества и природы, биосферы и человека. Философское осмысление сущности экологического противоречия нашли отражение во многих трудах отечественных и зарубежных ученых. Здесь можно отметить труды В.И. Вернадского, М.В. Гирусова, А.А. Горелова, К.Х. Делокарова, Л.К. Казакова, Б. Коммонера, В.А. Лося, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, А.Д. Урсула и др.3

Взаимосвязь социального и экологического рассматривается также в работах В.И. Данилова-Данильяна, В.Я. Ельмеева, В.Г. Овсянникова, А.С. Мартынова4.

Феномену экологического сознания посвящена докторская диссертация В.П. Беркута. Автор стремится разработать концепцию экологического сознания гармонического типа, необходимую для исследований социоприродных систем, понимания возможностей их сознательной регуляции и развития в XXI веке, а также выявить основные стороны формирования экологического сознания гармонического типа. Особый интерес в данном исследовании представляет положение о характере и необходимости экологизации всей духовной и материальной жизни общества.5

Вторую группу исследований, составляют работы, в которых экологическая политика рассмотрена сквозь призму права. Внимание исследователей этой группы сосредоточено на анализе так называемого «экологического законодательства»  норм права, связанных с охраной окружающей среды и природопользования.

Значительный вклад в развитие экологического права внесли С.А. Боголюбов, М.Н. Бринчук и О.Л. Дубовик6. Широкую известность получили труды Б.В. Ерофеева, в которых автор попытался исследовать глобальные планетарные и внутрироссииские проблемы, приведшие к экологическому кризису7.

Серьезный вклад в изучение проблемы экологических прав, механизмов реализации норм экологического права, а также реализацией экологических функций государства внесли, О.С. Колбасов, В.В. Петров, а также Т.В. Бурмистрова, М.И. Васильева, Э.Н. Желваков, Л.О, Красавчикова и др.8

Исследованием природно-охранной деятельности государства занимались такие исследователи, как О.А. Очирова, А.А. Очиров, Ф.Г. Мышко, А.Ф. Порядин и др.9

К третьей группе исследований можно отнести работы в той или иной степени посвященные экологической безопасности. Речь идет, прежде всего, о диссертационных исследованиях по юридическим, философским и экономическим наукам. Рассматривая основные положения наиболее близких к данной работе исследований, можно определить следующее.

В диссертационном исследовании Т.С. Дыйканбаевой дается философский анализ проблемы экологической безопасности, которая, по мнению автора, должна быть связана с экологией развития и признана мировым сообществом как единая стратегия поведения. В своей работе Т.С. Дыйканбаева также доказывает, что глобальная экологическая безопасность может быть, достигнута, только после снятия двух угроз - военной и антропогенной. Кроме того, по ее мнению, представляется необходимым признание следующих принципов: все имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой, имеют право на безопасность; военная сила не является инструментом в решении спорных вопросов между государствами; экологической безопасности нельзя добиться за счет других государств.10

Следует отметить, что данный подход может быть и действительно должен возобладать, однако в реальной ближайшей перспективе это практически невозможно.

В.Н. Трофимов в своей докторской диссертации исследует международное право и возможности воздействия на позиции других государств в ходе международных переговоров с целью борьбы с глобальной экологической и военной опасностью, а также причины возникновения опасных военных и экологических ситуаций при принятии государственных решений. Также Трофимовым исследуются вопросы применения силы в международных отношениях и проблемы предотвращения глобальных катастрофических последствий военного и экологического характера. В данной работе рассматривается, как на практике можно использовать средства международного права для решения проблем связанных с обеспечением экологической и военной безопасности и предотвращения военной и экологической катастрофы. Военная и экологическая безопасность рассматриваются совместно, идет поиск общих для них закономерностей. Определяются международные правовые средства, которые могут быть использованы для их решения. Особое внимание в исследовании проблем военной и экологической безопасности уделено изучению взаимосвязи и взаимодействию специфических проблем международного права, а также целого ряда общеполитических проблем, касающихся вопросов обеспечения международной безопасности11.

В диссертации Т.В. Злотниковой рассматриваются законодательные основы экологической безопасности первой половины 90-х годов XX века. Данный труд представляет исследование проблемы правового регулирования экологической безопасности, создание инструмента управления подсистемой экологической безопасности в системе национальной безопасности и определение приоритетов новой государственной экологической политики в период углубления экономических реформ12.

В диссертации М.В. Майдановой исследуются конституционные основы обеспечения экологической безопасности. В данном исследовании проблема правового регулирования экологической безопасности на современном этапе определяется как фактор выживания человечества. Майданова рассматривает конституционно правовые гарантии права на экологическую и благоприятную окружающую природную среду, а также основные принципы экологической безопасности находящиеся в законах и законопроектах направленных на обеспечение экологической безопасности. В исследовании определяются задачи, которые должны быть поставлены для обеспечения экологической безопасности в правовой области13.

В.В. Вербицкий, рассматривает правовые гарантии обеспечения экологической безопасности Российской Федерации, специфику функционирования отдельных государственных структур в области обеспечения экологической безопасности. Вербицким раскрываются некоторые пути совершенствования юридической ответственности в области обеспечения экологической безопасности России и необходимые пути повышения эффективности деятельности органов, обеспечивающих экологическую безопасность Российской Федерации. В проблеме обеспечения экологической безопасности Российской Федерации, Вербицкий большое значение уделяет раскрытию терминов «экологическая безопасность» и «обеспечение экологической безопасности». Данным автором раскрывается проблема отсутствия единого толкования данных терминов14.

О.В. Вишнякова в своем исследовании, посвященном роли экологических факторов в экономической стабилизации, обосновывает положение о том, что устойчивое развитие без осознания механизма экологической детерминированности происходящих преобразований невозможно, определяет значимость биологического «капитала» для обеспечения устойчивого долгосрочного развития и доказывает, что экологическое регулирование определяет успешность реформ на пути всеобщей стабилизации15.

В диссертации И.М. Ашихмина в комплексе исследуются вопросы международно-правового обеспечения экологической безопасности в военной деятельности. В основе работы лежит комплексное исследование важнейших правовых проблем концепции международной экологической безопасности на глобальном, региональном и национальном уровне международного обеспечения экологической безопасности в военной деятельности и путей ее совершенствования. В данной работе рассматриваются опасные экологические ситуации антропогенного характера, вызванные военной деятельностью.

В исследовании раскрываются концепции и системы принципов международной экологической безопасности. Исследуется совокупность международно-правовых норм и средств используемых для обеспечения экологической безопасности в военной деятельности и анализ эффективности ее отдельных элементов. Даются предложения по совершенствованию некоторых элементов международно-правового обеспечения экологической безопасности в военной деятельности: норм международного гуманитарного права, превентивных средств, многосторонних и двухсторонних соглашений, международно-правовой ответственности. Международная экологическая безопасность выделяется как главное условие выживание человека - основной вид международной безопасности и предложен новый подход в систематизации международно-правовых норм. Исследуются также и задачи международно-правового обеспечения безопасности в военной деятельности в рамках уже существующей системы международной безопасности16.

Наконец, четвертую, самую немногочисленную группу составляют работы, посвященные собственно экологической политике.

Наиболее близкой к рассматриваемой в данной диссертации теме является работа В.В. Сазонова, в которой осуществлен ценный научно-полити­ческий анализ экологической политики и ее места в обеспечении национальной безопасности. Автор выявляет основные противоречия в системе «природа - общество», дает практические рекомендации по осуществлению государственно-вооруженной и сильной эффективной военно-экологической политики17.

Вместе с тем, проблема решена Сазоновым в философском, а не политологическом аспекте, эмпирическая база работы устарела, в исследовании не нашли отражения многие направления и темы.

Еще одна работа по проблеме экологической политики принадлежит видному российскому экологу А.В. Яблокову. В своей работе автор выделяет приоритетные, с его точки зрения, направления национальной политики России, исследует их значимость и выявляет основные проблемы, мешающие добиться большей эффективности в области обеспечения экологической безопасности страны18. Недостатком работы А.В. Яблокова можно считать ее публицистичность и «зеленую» ангажированность.

Наконец, к работам данной группы можно отнести статью Н.В. Шулениной, в которой довольно подробно рассмотрена взаимосвязь экологической политики России и процесса глобализации. В статье содержится множество ценных сведений и фактов19. Вместе с тем небольшой объем работы не позволяет говорить об исследовании Н.В. Шулениной как о капитальной работе на данную тему.

Таким образом, анализ литературы по теме диссертации показывает, что, экологическая политика России как фактор обеспечения общенациональной безопасности не стала объектом комплексного политологического исследования. Цельное и все­стороннее изучение указанной темы не проводилось. Несмотря на обилие исследований, посвященных экологии, новые экологические «вызовы» и развивающаяся социально-политическая ситуация ставят новые проблемы, требующие скорейшего политического решения.

В соответствии с этим целью диссертационного исследования является проведение политологического анализа экологической современной политики России в контексте обеспечения общенациональной безопасности.

Данная цель, актуальность и недостаточная разработанность темы в литературе определили необходимость решения следующих конкретных задач:


  1. указать место экологической политики в системе обеспечения общенациональной безопасности и на этом основании сделать вывод о значимости данной проблемы для страны в целом;

  2. уточнить формулировку понятия «экологическая политика»;

  3. выделить потенциально осуществимые на практике варианты (модели) экологической политики;

  4. провести анализ экологической обстановки в современной России на предмет выявления проблем, составляющих суть государственной экологической политики

  5. проанализировать современную государственную экологическую политику, выделив в ней основные компоненты;

  6. оценить эффективность современной государственной экологической политики с точки зрения обеспечения общенациональной безопасности России.

Объектом исследования является общенациональная безопасность, включая такой ее компонент как экологическая безопасность.

Предметом диссертации служит экологическая политика современной России как фактор обеспечения общенациональной безопасности.

Источниковую базу диссертационного исследования составил анализ документов и материалов различного характера. Прежде всего, речь идет о

нормативных актах: Конституции, законах, подзаконных актах20. Важными источниками данной диссертации являются Концепция национальной безопасности России и Экологическая доктрина Российской Федерации21. Большое значение при исследовании также имел анализ информационных материалов Государственной Думы, Федерального собрания РФ, в частности государственных докладов, заключений экспертов, тематических парламентских слушаний; материалов всероссийских съездов по охране природы, научно-практических конференций и «круглых столов», посвященных экологической обстановке в России22.



Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные методы анализа и обобщения, представляющие основополагающие подходы, выработанные наукой и являющимися актуальными при исследовании проблем связанных с обеспечением экологической безопасности, монографические издания и труды.

В ходе изучения поставленной проблемы привлекались различные методы, выбор которых определялся поставленными задачами настоящей диссертации. В рассмотрении изучаемых проблем были использованы диалектический, конкретно-истори­ческий, логический, сравнительно-правовой, социологический и другие подходы. Также применялись метод моделирования, статистического анализа и анализа документации.



Теоретическая значимость проведенного исследования обусловливается новизной проблемы и заключается в расширении теоретических основ исследования экологической политики, а также в том, что в диссертации впервые сделана попытка систематического политологического анализа феномена современной экологической политики России как фактора обеспечения общенациональной безопасности.

Все вышеизложенное обусловило логику и структуру диссертационного исследования. Работа со­стоит из введения, основной части (включающей три раздела), заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.


II. научная новизна исследования и обоснование положений, выносимых на защиту
Научная новизна исследования состоит в проведении политологического анализа экологической политики современной России сквозь призму обеспечения общенациональной безопасности. В более конкретном плане это выражается:

  • в выяснении места экологической политики в системе обеспечения общенациональной безопасности и определении высокой значимости данной проблемы для страны в целом;

  • в определении сущности экологической политики и ее авторском определении, основанном на критическом осмыслении и использовании понятийного аппарата биологии, социальной философии, права и политологии;

  • в выделении двух осуществимых на практике вариантов (моделей) экологической политики, применимых как в России, так и в мире в целом;

  • в проведении анализа экологической обстановки в современной России и выявлении проблем охраны окружающей среды и ресурсопользования, требующих незамедлительного политического разрешения;

  • в выделении нормативного, институционального и функционального компонентов современной государственной экологической политики России;

  • в оценке эффективности современной государственной экологической политики с позиции обеспечения общенациональной безопасности России.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

1. Экологическая политика занимает важное место в системе обеспечения общенациональной безопасности.

Общенациональная безопасность  это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, особое место среди которых занимают экологические угрозы: загрязнение окружающей среды продуктами человеческой деятельности и истощение природных ресурсов.

Наличие экологических угроз позволяет выделить в структуре национальной безопасности такой вид безопасности как экологическая безопасность. Данное понятие можно определить как состояние защищенности среды обитания людей от исчерпания природных ресурсов, уничтожения, загрязнения и других угроз, создаваемых целенаправленной (экологические диверсии) и случайной (техногенные катастрофы) деятельностью человека.

Экологическая безопасность занимает важное место в системе общенациональной безопасности. На экологическую безопасность оказывают влияние как внешнеполитические факторы (деятельность других стран, войны между государствами), так и внутриполитические: состояние экономики, отсутствие контроля государства за состоянием очистных сооружений, развитость системы охраны природы, экологическая культура населения и пр. Вместе с тем, экологическая безопасность оказывает влияние на другие виды безопасности, поскольку:

 экологические проблемы и кризисы существенным образом влияют на состояние хозяйства страны и общественную стабильность

 неспособность органов власти быстро и эффективно разрешить экологические проблемы предопределяет отношение населения к политической системе,

 состояние экологии определяет здоровье людей, продолжительность их жизни и численность.

2. Авторское определение понятия «экологическая политика».

От понятия «экологическая безопасность» следует отличать категорию «обеспечение экологической безопасности», составляющую суть экологической политики.

Исходя из всего вышеизложенного относительно экологической безопасности, ее обеспечение (т.е. экологическую политику) мы можем определить как совокупность международных, государственных, региональных и локальных (местных) административно-хозяй­ственных, технологических, собственно политических, юридических и общественных мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности людей путем защиты среды человеческого обитания от исчерпания природных ресурсов, уничтожения и загрязнения в результате целенаправленной (экологические диверсии) и случайной (техногенные катастрофы) деятельности человека.

3. Наличие в мировой практике двух моделей экологической политики: «экологической» и «антиэкологической».

Существующие варианты (модели) экологической политики можно разделить на две основные группы: проекты «экологистов» и «антиэкологистов».

Первые выступают за немедленное и комплексное решение экологических проблем с позиций ограничения «пределов экономического роста» (радикалы) или с точки зрения «устойчивого развития»  баланса охраны природной среды и экономического роста (умеренные «экологисты»). По мнению «экологистов», экологическая политика возможна только на международном уровне, под эгидой Организации Объединенных Наций.

«Антиэкологисты» полагают, что человечеству еще далеко до глобального экологического кризиса, акцентируют внимание на положительных сдвигах в состоянии окружающей среды за последние десятилетия и отмечают, что большинство экологических проблем вполне решаемы не на общемировом, а на государственном уровне.



4. Главными экологическими проблемами России являются загрязнение окружающей среды продуктами человеческой деятельности и истощение почвенно-земельных, водных, минеральных, лесных и биологических ресурсов в результате хозяйственной и иной деятельности.

Загрязнение окружающей среды находит свое конкретное выражение: во-первых, в выбросе промышленными предприятиями и автотранспортом вредных веществ в атмосферу, что наиболее рельефно проявляется в промышленных центрах (Норильске, Новокузнецке, Череповце, Липецке, Нижнем Тагиле, Красноярске, Ангарске и др) и в мегаполисах (Москве и Санкт-Петербурге). Во-вторых, загрязнение окружающей среды проявляется в загрязнении поверхностных вод в результате сброса в российские реки неочищенных стоков промышленными предприятиями.

Вредные выбросы и загрязненная питьевая вода создают серьезную угрозу здоровью россиян и, в первую очередь, детей. Загрязнение воздуха порождает заболевания органов дыхания, эндокринной системы, онкологические проблемы. Недостаточное бюджетное финансирование водоохранных мероприятий на большинстве предприятий нашей страны, и неудовлетворительное состояние коммунальных водопроводов в некоторых регионах страны приводят к попаданию в питьевую воду возбудителей кишечных инфекций, вируса гепатита А, ротавирусов.

Таким образом, загрязнение атмосферы и гидросферы могут иметь самые серьезные последствия для жизни и здоровья граждан страны, что позволяет отнести данные проблемы к числу опаснейших угроз национальной безопасности России.

Помимо загрязнения окружающей среды, еще одной угрозой национальной безопасности России является истощение природных ресурсов в результате хозяйственной и иной деятельности. Несмотря на то, что Россия является одной из богатейших по наличию природных ресурсов стран мира, свои природные богатства она использует крайне нерационально.

Это проявляется в следующем:

 значительная часть почвенно-земельных ресурсов России (прежде всего сельскохозяйственных угодий) подвержены эрозии, отличаются повышенной кислотностью и засоленностью. Снижение общего уровня культуры земледелия и невыполнение почвозащитных природоохранных мероприятий привели к сокращению сельскохозяйственных площадей и уменьшению урожаев. Ряд почв в регионах развитой добывающей и обрабатывающей промышленности загрязнены тяжелыми металлами, нефтепродуктами, радионуклидами, химическими и токсичными веществами, а также захламлено промышленным мусором. Бессистемное, экстенсивное природопользование усиливает антропогенную нагрузку на почву, способствует процессам деградации сельскохозяйственных угодий и создают, тем самым, серьезную экологическую и экономическую угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

 Россия располагает значительным объемом водных ресурсов (прежде всего, запасов пресной воды), но крайне неэффективного и расточительно их расходует. Прогнозы климатологов о приближении сухой фазы климата в Евразии игнорируются и никаких подготовительных мер не предпринимается.

 происходит снижение общего объема запасов минерального сырья и топливно-энергетических ресурсов и рост удельного веса трудноизвлекаемых и некондиционных запасов угля и нефти. Мероприятия по консервации на ставших нерентабельными месторождениях зачастую не проводятся, что способствует возникновению возможных очагов экологической опасности в будущем.

 лесные ресурсы России сокращаются из-за широкомасштабных лесозаготовок, значительно превышающих лесной потенциал и из-за участившихся лесных пожаров.

 в результате постоянно усиливающегося антропогенного воздействия на окружающую среду и чрезмерной эксплуатации сырьевой потенциал биологических ресурсов сокращается, а популяции многих видов растений и животных деградирует или находятся под угрозой исчезновения.

Неэффективное использование почвенно-земельных, водных, минеральных, лесных и биологических ресурсов может привести к серьезным экологическим проблемам и, тем самым, нарушить экологическую безопасность страны.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на экологическую безопасность страны, является внешнеполитический. Дестабилизировать ситуацию в стране могут выбросы вредных веществ и техногенные катастрофы в граничащих с Россией странах. К числу серьезнейших «внешних» экологических угроз относится и экспорт в Россию радиоактивных отходов других стран.

В целом, в Российской Федерации складывается непростая экологическая ситуация, потенциально чреватая целым рядом проблем. Изменить ситуацию может только целенаправленная, систематическая деятельность по обеспечению экологической (и тем самым, национальной) безопасности страны  экологическая политика. Ее основой должно стать осознание того простого факта, что экономическая деятельность, связанная с выбросом отходов в природу и с активным потреблением природных ресурсов, не может продолжаться вечно и, в конечном счете, обречена на провал.



5. Государственная экологическая политика России  единство и взаимосвязь трех компонентов: нормативно-правового (юридические нормы, регламентирующие природоохранные и ресурсосберегающие мероприятия); институционального (политические институты и организации, в обязанность которых входит обеспечение на практике экологической безопасности государства) и функционального (конкретные действия федеральных и региональных органов власти по охране окружающей среды).

В связи с особой важностью экологических проблем в России очевидно, что центром принятия решений, направленных на улучшение обстановки в стране, должны стать государственные органы. То есть, говоря об экологической политике России, следует иметь в виду государственную экологическую политику.

Проведенный анализ государственной экологической политики России позволяет выделить в ней три компонента:

1) Нормативно-правовой компонент, включающий в себя:

– Конституцию Российской Федерации, в которой закреплена обязанность государства создавать гражданам условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие, а также обязанность гражданина сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

– Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, определяющую основные направления экологической политики России как компонента национальной безопасности страны.

– Экологическую доктрину Российской Федерации, провозглашающую основой экологической политики известный из первого раздела диссертации принцип «устойчивого развития».

– Федеральные законы «Об охране окружающей среды» и «О государственной экологической экспертизе», а также иные законы (кодексы), предусматривающие административную, гражданскую и уголовную ответственность за экоцид  массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

2) Институциональный компонентполитические институты и организации, обеспечивающие экологическую безопасности государства, к числу которых относят:

– На федеральном уровне: президент России, Федеральное Собрание РФ, институты исполнительной власти (Министерство природных ресурсов РФ, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и др.), а также суды и прокуратура. Каждый из названных институтов, так или иначе причастен к разработке или осуществлению экологической политики России в рамках своей компетенции.

– На региональном уровне институтами охраны окружающей среды являются соответствующие природоохранные органы в законодательной и исполнительной власти субъекта федерации, а также расположенные на территории региона подразделения федеральных экологических органов.

3) Функциональный компонент конкретные действия федеральных и региональных органов власти по осуществлению экологической политики и обеспечению экологической безопасности страны. Последнее с неизбежностью предполагает проведение двух групп мероприятий:

– мероприятия по охране окружающей среды от загрязнения, к которым следует отнести ввод в действие водоочистных сооружений и установок, улав­ливающих и обезвре­живающих вредные вещества и газы; присоединение России к Киотскому протоколу, устанавливающему объем выбросов парниковых газов; а также непосредственное ограничение экологически опасной деятельности крупных частных компаний высшим руководством страны.

К числу природоохранных мероприятий можно отнести и разработку в 2008 г. партией власти – «Единой Россией» – проекта долгосрочной государственной программы «Чистая вода». По словам лидера единороссов, председателя Госдумы Б.В. Грызлова, реализация этой программы позволит увеличить продолжительность жизни в стране, а также принести государственному бюджету ощутимую пользу: с помощью системы трубопроводов воду можно будет экспортировать, наравне с нефтью и газом. «Мы можем говорить о чистой воде как о стратегическом источнике, – отметил Б.В. Грызлов. – Так как понятно, что уже начинаются войны за воду – это мировая тенденция, геополитическая ситуация»23.

– мероприятия государства по регламентации добычи и использования природных ресурсов, к числу которых следует отнести лесовосстановительную деятельность, инвестирование охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, государственная регламентации добычи и использования природных ресурсов.

6. Современная государственная экологическая политика носят противоречивый характер. В целом меры по обеспечению экологической безопасности России следует признать нужными, но явно недостаточными.

Высокопоставленные российские политики озабочены состоянием окружающей среды в стране, свидетельством чему являются неоднократные заявления второго президента России В.В. Путин и третьего  Д.А. Медведева.

В России много делается для улучшения экологической ситуации. Ежегодно в стране вводятся в строй очистные сооружения. В 2005 г. в России были введены станции, позволяющие ежедневно очищать 1292 тыс. м3 сточных вод. Аналогичная картина наблюдается и относительно ввода установок ежечасно улав­ливающих и обезвре­живающих вредные вещества и газы. Запущенные в 2005 г. установки позволяют улавливать 4209 тыс. м3 загрязняющих веществ в час, что вдвое больше мощности установок, введенных в действие в 2004 г. При этом необходимо заметить, что речь идет о ежегодном строительстве новых сооружений, помимо которых продолжают действовать и старые мощности24.

Россия присоединилась к Киотскому протоколу, определяющему обязательства развитых и развивающихся стран по снижению выбросов парниковых газов на период 2008 – 2012 гг. по отношению к базовому 1990 г.


Органы государственной власти осуществляют деятельность по регламентации добычи и использования природных ресурсов. К числу таких мероприятий можно отнести лесовосстановительную деятельность государства. Ее суть заключается в целенаправленном посеве деревьев вместо вырубленных или сгоревших в ходе пожаров, а также в содействии естественному возобновлению леса. Но, хотя лесовосстановительные мероприятия и проводятся регулярно, их объем неуклонно снижается. Так, если в 1992 г. государством было восстановлено 1402 ты. га лесов, то в 2005 г. всего 812. Таким образом, за годы реформ лесовосстановление сократилось почти вдвое25.


За несколько последних лет инвестиции, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в России, увеличились. Так, если в 2000 г. государство выделяло 8251 млн. руб на охрану и восстановление водных ресурсов, то в 2005 г. цифра составила 26143 млн. руб. 26

Но наряду с положительными моментами имеют место и серьезные проблемы.

Обеспокоенность ситуацией не помешала российским политикам принять ряд мер, направленных на ухудшение экологической обстановки в России. Речь идет, прежде всего, об отмене статьи 50 закона «Об охране окружающей среды» запрещающей импорт в Россию ядерных отходов. Это позволило Минатому РФ организовать ввоз в Россию неограниченного количества отработанного ядерного топлива (ОЯТ).

В связи с усилившимся интересом к природным богатствам России со стороны национальных и транснациональных корпораций (ТНК) особую значимость приобрела государственная регламентация добычи и использования природных ресурсов.

Так в 2004 г. потребовалось непосредственное вмешательство высшего руководства страны в деятельность компании «Транснефть», вынашивавшей планы создания нефтепроводной системы в непосредственной близости от озера Байкал. Лишь после встречи президента В.В. Путина и главы «Транснефти» проблема была разрешена.

Угроза экологической безопасности страны возникла и в связи с деятельностью транснационального предприятия «Сахалин-2», начавшего разработку двух российских шельфовых месторождений в Охотском море, близ острова Сахалин. Как выяснилось, промышленная добыча высококачественной нефти и строительство магистрального трубопровода для отправки добытого сырья на экспорт проводились с серьезными нарушениями экологического законодательства.

В 2006 г. Генпрокуратура России признала заключение государственной экологической экспертизы по второму этапу развития проекта «Сахалин-2» незаконным. Министерство природных ресурсов России 18 сентября аннулировало приказ о положительном заключении экологической экспертизы.

Ситуация вокруг «Транснефти» и «Сахалина-2» продемонстрировала, что добывающие компании (как российские, так и иностранные) ориентированы в первую очередь на получение сверхприбылей в максимально короткий промежуток времени. Именно это обстоятельство придает проблеме государственной регламентации и государственного надзора за добычей полезных ископаемых особую значимость. Думается, что государство не только может, но и должно активно воздействовать на корпорации, требуя от них неукоснительного соблюдения экологического законодательства и обеспечения безопасности российских граждан.

Экологическая политика как деятельность, направленная на обеспечение экологической безопасности россиян, занимает особое место среди компонентов национальной безопасности страны. В силу того, что напряженность экологической обстановки в Российской Федерации за последние годы существенно не снизилась экологическая политика продолжает оставаться актуальным направлением политической деятельности.
III. Практическая значимость исследования и его апробация
Практическая значимость диссертации определяется возможностями применения ее фактиче­ского и концептуального материала в политической и научно-преподавательской деятельности. Данная работа может представить интерес для всех, кого волнует проблема экологической безопасности и экологической политики России, в том числе для общественных организаций, ученых и политиков. Материалы данного исследования могут быть, в той или иной мере, использованы политическими деятелями, депутатами, и общественно-политическими организациями, применяться при подготовке лекций для аспирантов и студентов Вузов.

Основные положения диссертации, ее выводы и обобщения, а также практические рекомендации прошли апробацию в сообщении диссертанта на межвузовской научно-практической конференции «Власть. Общество. Армия», состоявшейся в апреле 2007 г. в Музее Вооруженных Сил РФ, в ходе выступлений на кафедре политологии и права Московского государственного областного университета, а также в публикациях диссертанта.



По теме диссертации опубликованы следующие работы:

В журналах, включенных в перечень ВАК

для опубликования результатов диссертационных исследований по политическим наукам:


  1. Сейранян А.С. Россия в системе международных экологических и правовых отношений // Вестник МГОУ.  Серия «История и политические науки»  М., 2006.  № 2 (34)  С. 262;




  1. Сейранян А.С. Экологические угрозы России // Вестник МГОУ. – Серия «История и политические науки» - М., 2008. - № 3 – С. 207;


Другие публикации:


  1. Сейранян А.С. Экологическая ситуация в России как проблема общенациональной безопасности // Современные гуманитарные исследования. – М., 2008 -№ 2(21) – С. 295;

  2. Сейранян А.С. Анализ экологической ситуации и влияние внешних факторов на экологическую безопасность России // Актуальные проблемы современной науки. – М., 2008 - №3(42) – С.98.


1 Путин недоволен экологией в стране // Московский комсомолец.  2008.  31 января.  С.2.

2 Там же.

3 См.: Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм.- М.: Педагогика-пресс, 1993; Гирусов М.В. Система «общество – природа» (проблемы социальной экологии).- М.: МГУ, 1976; Горелов А.А. Человек, гармония, природа.- М: Наука, 1990; Делокаров К.Х. Есть ли выход из экологического кризиса? // Социальная теория и современность.- Вып. № 5: Экология, философия, будущее.- М.: РАУ, 1992; Казаков Л.К. Антропологический фактор и проблема устойчивости природных комплексов и современные проблемы и методы географических исследований.- М.: МГУ, 1978; Коммонер Б. Замыкающийся круг.- Л.: Гидрометеоиздат,1974; Лось В.А. Взаимоотношения общества и природы как глобально-региональной проблемы.- М.: ИНИНОН АН СССР.- 1991; Моисеев Н.Н. Учение о ноосфере - современный гуманизм // Международный журнал социальных наук.- 1992; Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.- М.: Молодая гвардия, 1990; Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды.- М.: Просвещение, 1992; Урсул Д.Д. Общенаучные аспекты экологической проблемы // Горизонты экологического знания.- М., 1990.

4 См.: Данилов-Данильян В.И. Природоохранное дело в России и переход к устойчивому развитию // Официальные материалы 2-го всероссийского съезда по охране природы. Саратов - 1999 - 3-5 июня - http://www.ecocom.ru/arhiv/ecocom/2thCongress/3-3.htm; Ельмеев В.Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология: очерки методологии.- СПб., 1994; Мартынов А.С. Природа и люди России: экология, политика и действие.- http://sci.aha.ru /МВООК/NATUR8A.HTM.

5 См.: Беркут В.П. Феномен экологического сознания: социально-философский анализ.- Автореф. дисс. ... доктора философских наук.- М., 2002.

6 См.: Боголюбов С.А. Государственно-правовые проблемы экологической экспертизы // Государство и право.- 1996.- № 11; Боголюбов С.А. О возможностях экологического права // Журнал российского права.- 2000 - № 11; Бринчук М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность // Государство и право.- 1994.- № 8-9; Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Сопатаева В.А. Проблемы развития системы Российского экологического законодательства // Государство и право.- 1995.- № 2.

7 См.: Ерофеев Б.В. Экологическое право.- М.: Высш. шк., 1992; Ерофеев Б.В. Экологическое право России.- М.: Юристъ, 1996.

8 См.: Охрана окружающей природной среды: Постатейный комментарий к закону России / Под ред. В.В. Петрова, В.П. Варфоломеева.- М.: Республика, 1993; Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность.- М: ЭАО Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1997; Бурмистрова Т.В. Охрана окружающей природной среды: правовые основы и экологические нормы // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Октябрь 2002; Васильева М.И. Проблемы защиты общественного интереса в экологическом праве. // Государство и право.- 1999.- № 8. Красавчикова Л.О. Право на благоприятную окружающую среду: гражданско-правовой аспект // Российский юридический журнал.- 1993.- № 2.

9 См.: Очирова О.А., Очиров А.А., Абидуева Н.Д. Социальный анализ экологической эффективности производственной деятельности.- Иркутск, 1999; Мышко Ф.Г. Обеспечение экологической безопасности России: Теоретические, правовые и организационные проблемы.- М.: МГУ, 2001; Порядин А.Ф. О деятельности природоохранных органов в решении экологических проблем // Официальные материалы 2-го всероссийского съезда по охране природы. Саратов - 1999 - 3-5 июня - http://www.ecocom.ru/arhiv/ecocom/2thCongress/3-6.htm.

10 См.: Дыйканбаева Т.С. Экологическая безопасность: Опыт философского анализа.- Автореф. дисс. … канд. филос. наук.- М, 1994.

11 См.: Трофимов В.Н. Экологическая и военная безопасность: Международно-пра­вовые аспекты.- Автореф. дисс. … доктора юрид. наук.- М., 1993.

12 См.: Злотникова Т.В. Законодательные основы экологической безопасности РФ Теоретико-правовые основы.- Автореф. дисс. … канд. юрид. наук.- М, 1995.

13 См.: Майданова М.В. Конституционные основы обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации.- Автореф. дисс. … канд. юрид. наук / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ.- М., 2002.

14 См.: Вербицкий В.В. Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности Российской Федерации.- Автореф. дисс… канд. юрид. наук.- М., 1999.

15 См.: Вишнякова О.В. Экономическая стабилизация: роль и содержание экологических факторов.- Автореф. дисс. … канд. экон. наук Казань.- 1999.

16 См.: Ашихмин И.М. Международно-правовое обеспечение экологической безопасности в военной деятельности.- Автореф. дисс. … канд. юрид. наук.- М, 1997.

17 См.: Сазонов В.В. Экологическая политика государства и ее роль в обеспечении национальной безопасности.- Автореф. дисc. … канд. филос. наук.- М., 1993.

18 См.: Яблоков А.В. О приоритетах национальной политики охраны природы России // Официальные материалы 2-го всероссийского съезда по охране природы. Саратов - 1999 - 3-5 июня - http://www.ecocom.ru/arhiv/ecocom/2thCongress/3-5.htm.

19 См.: Шуленина Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам // Вестник Российского университета дружбы народов . - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 - С. 43-54.

20 См., например: Об охране окружающей природной среды.- Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г.; О безопасности.- Закон РФ от 05.03.-1992 № 2446-1 (ред. от 24.12.1993); О животном мире.- Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ; Об охране атмосферного воздуха.- Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ; Об охране окружающей среды.- Федеральный закон от .01.2002 № 7-ФЗ; Об экологической экспертизе.- Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ; О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.- Указ Президента РФ № 236 от 04.02.94; О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.- Указ Президента России № 440 от 01.04.1996и др.

21 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимое военное обозрение. - 2007. - 28 декабря (http://nvo.ng.ru/concepts/1999-11-26); Экологическая доктрина Российской Федерации на 2003-2010 гг..- Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р. - http://www.mnr.gov.ru

22 См., например: Кармин Дж. Инвестиции в гражданское общество: многообразие экологических НПО в странах Центральной и Восточной Европы // Переходный период: вопросы развития. – 2008. – № 9. – С.11-14; Механизмы регулирования состояния окружающей среды; О роли общественного экологического движения в решении проблем; Общественные организации и охрана природы // Официальные материалы 2-го всероссийского съезда по охране природы. Саратов. - 1999 - 3-5 июня. - О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1995 году: Государственный доклад. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов.- М.: Центр международных проектов, 1996; Общие и местные водные ресурсы // Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации за 1995 год.- М.: РУССОЛИТ, 1996; Новая планета. Материалы научной конференции 2 августа 1995 г. Горбачев-фонд. - М.: Изд-во Апрель-85, 1996; Экология Москвы. Предложения участников «круглого стола» московских экологических неправительственных организаций 18 октября 2001 г.// Участие. Социальная экология регионов России. Альманах. - Вып. 6. Ноябрь 2001; О взаимодействии НПО с государственными органами. Предложения конференции «Экология и правозащита», приуроченной к подготовке Гражданского Форума, Нижний Новгород, 18 октября 2001 г. // Там же; Роль экологических неправительственных организаций в становлении гражданского общества. «Круглый стол» г. Петрозаводск, 12 октября 2001 г. // Там же.

23 Цит. по: http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=757602&ct=news

24 Россия в цифрах. 2006: Краткий статистический сборник / Росстат.  М., 2006.  С.68.

25 Россия в цифрах. 2006… С.65.

26 Россия в цифрах. 2006… С.68.



Смотрите также:
Экологическая политика России как фактор обеспечения общенациональной безопасности
331.96kb.
1 стр.
Проблем укрепления законности и правопорядка экологическая безопасность россии проблемы правоприменительной практики
4386.54kb.
19 стр.
Из этого вытекает
84.84kb.
1 стр.
Угрозы экономической безопасности России
642.13kb.
4 стр.
История создания
70.84kb.
1 стр.
Рационализация инфраструктуры системы государственного управления как фактор повышения уровня экономической безопасности россии
365.67kb.
1 стр.
Программа курса «россия в меняющейся системе международной безопасности»
507.93kb.
10 стр.
Учебные пособия для вузов «Отечественная культура как предмет культурологии» (СПб, 1996); «Основы социально-культурного проектирования»
7031.3kb.
42 стр.
Подготовка специалистов по безопасности в интересах отраслей транспортного комплекса
138.71kb.
1 стр.
Московская международная конференция Передовые технологии в системах обеспечения безопасности. Опыт компаний и организаций Москвы и мировые тенденции Москва, 28-29 апреля 2004 года
769.52kb.
8 стр.
О научном сопровождении обеспечения национальной безопасности и развития России
171.79kb.
1 стр.
Рациональная товарная стратегия предприятий апк как фактор обеспечения их конкурентоспособности на рынке
498.51kb.
4 стр.