Главная страница 1
На каждого ученика в начальной школе можно завести портфолио*

[1], своеобразный "дневник достижений", и регулярно заполнять его вместе с ребенком, а иногда и с его родителями. Это поможет ученику лучше узнать себя, свои сильные стороны. В портфолио можно записывать не только самые важные достижения – любой, даже самый небольшой успех имеет значение.

Приступая к созданию портфолио обучающихся, учителю следует продумать все организационные моменты: подготовить заранее папки и распечатать листы портфолио. Необходимо объяснить детям, для чего они будут вести учебное портфолио, а также проинструктировать их, как правильно начать работу.

Учитель: Сегодня мы заведем особенную папку – потфолио. Она предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Заполняя портфолио, каждый из вас сможет рассказать о себе, а папка сохранит ваши рассказы для вас самих и других людей, которые захотят узнать вас лучше.

Цели создания портфолио обучающегося начальной школы:


  • фиксация достижений ребенка;

  • формирование позитивного самоотношения;

  • помощь ребенку в анализе своего характера;

  • развитие способностей ученика;

  • помощь ребенку в самопознании;

  • повышение самооценки обучающегося.

Начать заполнение портфолио можно с описания прежних достижений детей, а затем раз в одну или две недели записывать новые успехи. Время от времени можно просить детей заглядывать в свои папки, чтобы поразмышлять над такими вопросами:

  • "что мне больше всего помогало достигать успеха";

  • "в каких областях мои таланты более развиты";

  • "кто я", "какой я" и т. д.

Структуру портфолио нужно продумать так, чтобы дети могли вкладывать в папку свои самые удачные работы, отмечать свое участие в жизни класса, собирать полезные советы и т. д.

 

наверх



Содержание портфолио

Титульный лист портфолио должен быть красочно оформлен и содержать основную информацию об обучающемся:



  • фамилию и имя ребенка;

  • класс;

  • полное название образовательного учреждения.

Портфолио обучающегося может включать в себя разделы:

  • "Мой портрет" – информация о владельце;

  • "Портфолио документов" – официальные документы;

  • "Портфолио работ" – творческие работы обучающегося;

  • "Копилка" – памятки, инструкции, полезная информация.

Целесообразно предложить обучающимся готовые к заполнению страницы портфолио. Детям не должно быть скучно, когда они работают с портфолио, поэтому его страницы должны содержать большое количество занимательной информации. Ее можно оформить в виде "советов Знайки", в форме тестов или заданий, которые дадут детям повод задуматься над своими мыслями и поступками.

 

наверх



Раздел  "Мой портрет"

 

Раздел "Мой портрет" начинается с фотографии ребенка и содержит личные данные обучающегося; включает подразделы: "Мое имя", "Моя родословная", "Мои увлечения", "Что я люблю больше всего", "Я думаю, что я могу… Я знаю, что я могу!", "Мой адрес и безопасный маршрут в школу", "Мои друзья", "Моя школьная жизнь".



Каждый подраздел имеет свою структуру.

Подраздел "Мое имя", помимо полного имени (имя, отчество, фамилия) и указания даты рождения ученика, содержит ряд заданий. Ребенок должен выполнить их и вписать полученную информацию либо свои мысли по данному поводу в специальные графы портфолио.

 

Варианты заданий для обучающихся:

  • "Выясни у родителей, почему они тебя так назвали";

  • "Попроси родителей рассказать, есть ли в вашем роду люди с таким же, как у тебя, именем";

  • "Напиши, что ты знаешь об известных людях, которые имеют такое же, как у тебя, имя";

  • "Запиши, как ты думаешь, почему нужно дорожить своим именем".

 

Подраздел "Моя родословная" содержит информацию о родителях ребенка: их полные имена, даты рождения, профессии. В данном подразделе детям также можно предложить выполнить разнообразные дополнительные задания.

 

Варианты заданий для обучающихся:



  • "Опиши своих родителей. Какие они?";

  • "Запиши, кто еще живет в твоей семье";

  • "Запиши, что, по твоему мнению, нужно делать, чтобы семья была крепкой и дружной";

  • "Расскажи, какие праздники вы отмечаете всей семьей, есть ли у вас общие увлечения";

  • «Ответь на вопрос, как ты думаешь: "Что такое счастье семьи?"».

 

Подраздел "Мои увлечения" можно сделать иллюстрированным, попросить детей нарисовать на странице портфолио то, что они больше всего любят делать в свободное время. По желанию дети могут вырезать из журналов подходящие картинки и наклеить их на страницу портфолио.

Подраздел "Что я люблю больше всего" представляет собой анкету, в которой дети указывают свои предпочтения в одежде, музыке, еде; любимые занятие, книгу, время года, животное, игру и игрушку, фильм и телепередачу; лучшего друга.

Подраздел "Я думаю, что я могу… Я знаю, что я могу!" также является своеобразной анкетой, в которой детям предлагается закончить предложения, заполнив строки (не более пяти). Предложения следуют строго в определенном порядке.

 

Незаконченные предложения:



  • "Лучше всего я умею…";

  • "Я не очень хорошо умею…";

  • "Больше всего я хочу научиться лучше…";

  • "Вот, что мне для этого нужно…".

 

Подраздел "Мой адрес и безопасный маршрут в школу" включает в себя:

  • точный адрес проживания ребенка;

  • схему безопасного маршрута в школу.

Также в данный раздел можно включить графы, где ребенок опишет историю своего города и улицы.

Подраздел "Мои друзья" можно оформить нестандартно, используя различные тесты и занимательные задания, которые помогут детям осознать важность дружбы. В приложении 1 представлен пример оформления подраздела "Мои друзья".

Подраздел "Моя школьная жизнь" также лучше оформить необычно, учитывая то, что больше всего дети не любят описывать свои трудности в учебе. Пример оформления подраздела дан в приложении 2.

Работая над данным разделом портфолио, ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов, интересов, итогов учебного года; ставит цели; анализирует достижения.

Просматривая данный раздел портфолио, педагог может проследить: остается ли ребенок на прежних позициях или его размышления с возрастом и под влиянием определенных событий меняются.

наверх

Раздел "Портфолио документов"

 

Раздел "Портфолио документов" содержит сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения школьника в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства и т. д. (разрешается представление копий документов), а также перечень данных документов, который оформляется на специальном бланке портфолио "Мои достижения" (табл. 1).



Таблица 1

Бланк портфолио
"Мои достижения"



Мои достижения, награды, заслуги

Дата

 

 

 

 

 



наверх

Раздел "Портфолио работ"

Раздел "Портфолио работ" содержит результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ, рефераты; а также описание основных форм и направлений учебной и творческой активности школьника:



  • участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях;

  • занятия в учреждениях дополнительного образования;

  • спортивные, музыкальные, художественные достижения и др.

На протяжении установленного срока ведения рабочей папки дети заполняют бланки портфолио "Мои творческие работы" (табл. 2) и "Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях" (табл. 3).

Таблица 2

Бланк портфолио
"Мои творческие работы"



Название творческой работы

Дата

 

 

 

 

Таблица 3

Бланк портфолио
"Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях"



Название школьного праздника или мероприятия

Дата

 

 

 

 

 

Материалы, представленные в данном разделе, иллюстрируют динамику учебной и творческой активности обучающихся, направленность их интересов, характер предпрофильной подготовки.



 

наверх

Раздел  "Копилка"

 

 Раздел "Копилка" содержит полезную информацию в помощь обучающимся: тесты, советы, подсказки. Данный раздел нужно продумать особенно тщательно, ведь он должен пробуждать интерес обучающихся не только к оформлению и ведению портфолио, но и к учебе, самосовершенствованию. С помощью материалов, собранных в разделе "Копилка", ученики могут разобраться в сложных психологических ситуациях. Так, нами были разработаны следующие подразделы портфолио: "Трудности в учебе" (приложение 3), "Черты моего характера" (приложение 4), "Как пережить огорчение" (приложение 5), "Хочу стать смелым" (приложение 6). Содержание подразделов можно корректировать в соответствии с особенностями обучающихся и психологической атмосферы в классе.



наверх

Пример оформления подраздела портфолио
"Мои друзья"

Приложение 1

"Почему у меня нет друзей?", "Почему наш класс недружный?" – такие вопросы ребята часто задают взрослым, друг другу и сами себе. А действительно, почему? И кто такой "настоящий друг"? Попробуем в этом разобраться.



 

1. В таблице даны утверждения. В столбце "Мое мнение" отметь галочкой те из них, с которыми ты согласен.

Утверждения

Мое мнение

Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает

 

Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем,
что сам имеет

 

Настоящий друг – это тот, кто никому не выдаст секреты своего друга

 

Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга

 

Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно

 

Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика

 

 

Ты согласен с большинством утверждений? Если согласен, то попробуй в каждом утверждении вместо слов "настоящий друг" поставить короткое слово "я". Ну как, удается? Прочитай, что получилось. Еще раз посмотри на себя "со стороны". Может быть, тебе захочется что-то изменить в своем характере, поведении, привычках. Составь "личный план самовоспитания" и постарайся его выполнять.

 

2. Расскажи о тех, с кем ты дружишь: _________________________________________________.

 

Совет Знайки: Подумай, что тебе надо изменить в себе – в своем характере, привычках, увлечениях, – чтобы людям захотелось с тобой дружить.

 

наверх

Пример оформления подраздела портфолио
"Моя школьная жизнь"

Приложение 2

1. Расскажи, в каких школьных и классных мероприятиях ты принимал (или будешь принимать) участие:      .

 

2. Заполни таблицу.



Мой интерес к школьным предметам

Мои любимые учителя



Мои любимые предметы

 

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

3. Подумай, что тебе нужно делать, чтобы улучшить успехи в учебе. Отметь в таблице в столбце "Мое мнение" галочкой те действия, которые помогут тебе улучшить результаты учебы.

Чтобы улучшить результаты учебы, мне нужно…

Мое мнение

…изменить распорядок и режим дня

 

…тренировать силу воли

 

…развивать логическое мышление

 

…читать научную и художественную литературу

 

…смотреть развивающие телепередачи

 

…заниматься в кружках и секциях

 

…посещать музеи

 

 

Попробуй улучшить результаты своей учебы, выполняя данные действия.

 

4. Есть ли у тебя увлечения? Считаешь ли ты их серьезными? Помогают ли они тебе в учебе или в чем-то другом? Запиши ответы на эти вопросы. __________________________________________ .

 

5. Запиши свои секреты успешной работы. ___________________________________________ .

 

6. Напиши, какие ты знаешь правила организации рабочего места. ______________________ .

 

7. Заполни таблицу.



Мой распорядок дня

Время

Мои дела

 

 

 

 

8. Напоследок выполни небольшую контрольную работу. Допиши незаконченные предложения:



  • Мне нравятся люди, которые _____________________________________________________ .

  • Я хочу, чтобы в школе ___________________________________________________________ .

  • После занятий я люблю ________________________________________________ .

  • Когда бывает трудно, я _________________________________________________ .

  • Я знаю, что мое здоровье _______________________________________________ .

  • Друзей у меня ________________________________________________________ .

  • Я часто думаю о ______________________________________________________ .

  • Дома я ______________________________________________________________ .

  • Более самостоятельным я стану _________________________________________ .

  • В будущем я _________________________________________________________ .

 

наверх

Пример оформления подраздела портфолио
"Трудности в учебе"

Приложение 3

Почему одни учатся хорошо, а другие не очень? Случается так: ученик был на уроке, слушал учителя и даже что-то записывал, а пришел домой – и ничего не помнит. И как задачу решать – непонятно. А ведь учитель что-то объяснял...

Трудности в учебе бывают у всех, даже у отличников. Попробуй понять, в чем причина твоих трудностей. В таблице даны незаконченные предложения. Выбери и подчеркни правильные варианты их окончания.

Начало предложения

Варианты окончания предложения

1-й вариант

2-й вариант

На уроках мне обычно...

…интересно

…скучно

На уроках я...

…слушаю внимательно

…часто отвлекаюсь

Домашнее задание я выполняю …

…сразу после школы

…поздно вечером

Если что-то не получается, я...

…стараюсь добиться успеха

…сразу бросаю начатое дело

 

Прочитай получившиеся фразы. Результаты этого теста могут подсказать тебе, на что надо обратить внимание в первую очередь.

 

Совет Знайки: Иметь увлечения очень важно. Это может быть и коллекционирование, и спорт, и любое ремесло, и литература – что хочешь. Но вот заниматься всем этим нужно серьезно, только тогда будет польза. Например, собирая марки, ты можешь узнать очень многое: историю
и географию разных стран, имена и судьбы выдающихся людей, историю научных открытий – ты будешь расширять свой кругозор. А чем шире твой кругозор, тем интереснее становится твоя жизнь и тем интереснее с тобой другим людям. Новые знания прочно закрепляются в памяти (потому что интересно!) и могут не раз пригодиться, в том числе и на уроках в школе.

Попробуй разные занятия, ищи свое увлечение!

 

наверх

Пример оформления подраздела портфолио
"Черты моего характера"

Приложение 4

1. Представь себе, что ты поймал жар-птицу. Она может исполнить любое твое желание, если ты скажешь, зачем тебе это нужно. Загадал желание? Придумал объяснение? Если твое объяснение совпадает с каким-то (какими-то) из приведенных в таблице вариантов ответа, отметь этот вариант в столбце "Мое мнение" галочкой.



Я хочу получить это, потому что…

Мое мнение

1

…это есть у других

 

2

…этого нет у других

 

3

…это необходимо моим родственникам, друзьям

 

4

…это необходимо мне сегодня

 

5

…просто хочется

 

 

А вот как назваются душевные качества (или черты характера), подсказавшие тебе тот или иной ответ: 1 – завистливость; 2 – хвастливость; 3 – доброта, заботливость, дружелюбие; 4 – практичность; 5 – жадность.

 

2. Теперь, если хочешь, запиши свое желание: _________________________________ .

 

3. Многие качества твоего характера проявляются в твоих поступках, привычках, отношениях с людьми. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в твоей душе, и какое качество победит – решаешь ты сам.

Подумай и ответь:


  • Какие качества своего характера ты считаешь хорошими, а какие плохими? _______ .

  •  Хорошим или плохим качеством ты считаешь практичность? Почему? ___________ .

  • Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел развить? Заполни таблицу.

Мои качества

Хочу избавиться

Хочу приобрести

 

 

 

 

4. Прочитай историю, поразмышляй над ней. «Мама обещала пойти с Костей в выходной день в луна-парк кататься на аттракционах. Накануне долгожданного дня она пришла вечером домой грустная. "Знаешь, – сказала мама, – не удастся нам завтра пойти в парк, у меня срочная работа..."» Как ты думаешь, что почувствовал Костя, когда услышал, что сказала мама, и как он поступил?


В приведенной ниже таблице перечислены варианты поступков Кости. Отметь галочкой в столбце "Мое мнение" верный, на твой взгляд, вариант.

Варианты поступков Кости

Мое мнение

Ушел в свою комнату (в угол) и долго громко рыдал, чтобы мама слышала

 

Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой

 

Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда-то пойти

 

Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в луна-парк в следующий выходной

 

 

А теперь расскажи эту историю до конца в каждом из вариантов Костиного поведения. Обязательно обрати внимание на следующее:



  •  что при этом почувствовала мама и как она себя вела;

  • что в конце концов почувствовал сам Костя;

  •  удалось ли после разговора найти выход из положения?

5. Подумай и ответь на вопросы:

  •  Какой вариант поведения принесет Косте больше пользы и почему? ____________ .

  • Как ты относишься к людям, о которых говорят: "он вспыльчивый, но отходчивый"? Почему?             .

  • О чем приятнее вспоминать и рассказывать другим: о том, как ты помог кому-то, или о том, как кого-то обидел? _____________________________________________________________ .

6. Упражнение на тренировку доброжелательности: вспомни и расскажи о хороших качествах, добрых поступках своих одноклассников. Постарайся припомнить как можно больше хорошего о каждом.

7. Врачи утверждают, что большинство болезней сердца возникает из-за вредного действия грубости и оскорблений: "словом можно убить". Но те, кто любит жестоко пошутить, вредят и себе. Злой смех, ехидство – отрицательные эмоции. Они плохо влияют на здоровье.

 

Подумай и ответь на вопросы:



  • Нравится ли тебе придумывать прозвища-дразнилки?

  • Как ты себя чувствуешь, когда тебя дразнят?

 

Совет Знайки: Если при тебе кого-то обижают, поддержи слабого. Помни, что иногда даже словом можно помочь человеку. Доброту в себе нужно "тренировать": совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее.

 

наверх



Пример оформления подраздела портфолио
"Как пережить огорчение"

Приложение 5

Никогда не спеши "выплеснуть" чувства на окружающих. Собери всю свою волю и сдержись.


И постарайся успокоиться. Для этого есть разные способы.

 

Способы пережить огорчение:



  • Сделай дыхательную гимнастику – несколько глубоких вдохов и выдохов (вдох на 1 счет, задержать воздух на 4 счета, выдох на 2 счета).

  • Выпей стакан воды, чая или сока.

  • Прими душ.

  • Попробуй отвлечься: поговори с кем-нибудь по телефону на другую тему, почитай книжку, послушай музыку.

  • Сделай несколько физических упражнений.

  • Поплачь (но не демонстрируй это окружающим!).

 

После такой разрядки ты обязательно почувствуешь себя спокойнее. Теперь можно обдумать и обсудить положение без крика, плача и ссор. Решение найдется!



 

наверх

Пример оформления подраздела портфолио
"Хочу стать смелым"

Приложение 6

1. Многие думают, что смелым быть хорошо, потому что смелых все уважают. Но как ты думаешь, всякая ли смелость заслуживает уважения? Почему? Запиши свои мысли: _____________________ .

2. Некоторые ребята боятся темноты, вампиров, привидений – то есть неизвестного, таинственного. От неизвестности страх усиливается. Такие страхи вредны для здоровья. От них обязательно нужно избавляться. И это тоже возможно.

Советы Знайки:

1. Если ты один дома и тебе страшно, действуй так:

  • сделай дыхательную гимнастику (несколько глубоких вдохов и выдохов), чтобы расслабиться;

  • подумай: есть ли реальная угроза твоей жизни, или она только в твоем воображении;

  • произнеси "волшебные" слова: "Я не боюсь!";

  • займись какой-нибудь работой: наведи порядок в квартире, разбери свои книги. При этом хорошо напевать что-нибудь веселое;

  • поговори по телефону с друзьями.

2. Если ты неспокойно спишь по ночам, часто просыпаешься от страха:

  • обязательно расскажи об этом родителям;

  • не забывай, что здоровье нервной системы зависит от здоровья тела. Поэтому закаляй свое тело, тренируй его, укрепляй;

  • подумай: не слишком ли ты увлекаешься чтением "ужастиков" и телевизионными "страшилками"? Для людей с богатым воображением (а у тебя оно богатое) это вредно – плохо действует на нервную систему.

3. Самый главный совет такой: больше радуйся. В жизни очень много хорошего. Учись это видеть –
будь оптимистом!


Смотрите также:
Дневник достижений
151.98kb.
1 стр.
Назидание
15.28kb.
1 стр.
Урок типы развития насекомых
70.35kb.
1 стр.
Дневник врач-интерн: Петренко Тимур Сергеевич База: сокпб №1 Руководители
82.25kb.
1 стр.
«испытание любовью» (по роману а. С. Пушкина «евгений онегин»)
89.58kb.
1 стр.
Гамаюн, птица вещая
132.74kb.
1 стр.
«Управление научно-техническим прогрессом и роль государства при внедрении достижений нтп»
513.45kb.
3 стр.
Пленарное заседание 1 19 апреля, 10. 00, ауд. 4-01 а председатель – д ф. н., проф. Н. Л. Шамне Секретарь – к ф. н., доц. Е. А. Пелих
259.07kb.
1 стр.
Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов по учебной дисциплине «инфекционные болезни»
120.54kb.
1 стр.
Реферат по физкультуре на тему контроль и самоконтроль в процессе занятий физкультурой
144.69kb.
1 стр.
Дневник николая II
1084.31kb.
8 стр.
Программа развития моу
1214.04kb.
6 стр.