Главная страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
ПРОГРАММЫ ЗАКОНА БОЖИЯ

для преподавателей церковно-приходских воскресных школ

Ростовской епархии.

Составитель: Наталия Режабек

Редакторы: священник Алексий Демидов, священник Владимир Тер-Аракельянц

Ростов-на-Дону

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЗАКОНА БОЖИЯ

Цель православного образования ясна из самого слова "образование": проявление, прояснение и развитие в учащемся образа Божия. Наибольшее и самое главное, что может сделать законоучитель, – это помочь детям пойти по пути спасения, предлагаемому Христом. Поэтому в православном образовании не может быть разделения на обучение и воспитание: это единый процесс.

Обучение детей Закону Божию должно быть направлено не столько на расширение их эрудиции, сколько на то, чтобы воспитать людей с твердыми убеждениями, с глубоким христианским мировоззрением, с развитым и тонким нравственным чувством, людей с верой и совестью.

Отсюда ясны задачи курса Закона Божия: сообщить детям начатки знаний о Боге, Православной Церкви и вере; пробудить желание жить со Христом, в Его Церкви; укрепить их духовные силы, формируя благотворные навыки молитвы, смирения перед волей Божией, служения ближним.

ОПИСАНИЕ КУРСА ЗАКОНА БОЖИЯ ДЛЯ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДС-КИХ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ И ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Данный курс Закона Божия предназначен для преподавания в приходских воскресных школах. Он рассчитан на три года обучения и состоит из курсов Священной Истории Ветхого и Нового Заветов (первый год), основ православного нравоучения (второй год) и основ православного вероучения, или катехизиса (третий год). Основной принцип построения курса – ХРИСТОЦЕНТРИЧНОСТЬ.

Мы начинаем курс с изложения Священной истории, потому что мы хотим рассказать детям прежде всего не об учении Христа, а о Нем Самом. В курсе же Священной Истории уже содержатся начатки и веро-, и нравоучения. Излишне говорить, что Священная История Ветхого и Нового Заветов составляет одно неразрывное целое – историю отношений между Богом и людьми до воплощения на земле Сына Божия и историю этих отношений во время земной жизни Спасителя. Дальнейшая судьба Церкви Христовой как общества, никогда не прерывающего своих взаимоотношений с Богом и находящегося с Ним в постоянном теснейшем общении, излагается в Церковной Истории, так что Священная История без резкой границы переходит в Церковную.

Человечество во времена ветхозаветные и во времена Спасителя и Апостолов постепенно получало от Бога новые и новые откровения, получало от Бога большие познания, и Священная История прежде всего представляет собою историю развития Богопознания в человечестве и в смысле приобретения новых знаний о Боге, о мире и о человеке, и в смысле наибольшего понимания и уяснения их во вселенском сознании Церкви. При изучении курса Священной Истории учащиеся получают катехизические сведения без определенной системы, в виде постепенного откровения их Богом. Священная История является поэтому предметом, подготовляющим изучение катехизиса и православного нравоучения. При объяснении Символа веры, Заповедей Десятословия, Заповедей Блаженства и Молитвы Господней необходимо предварительное знакомство со Священной Историей. Служа преддверием катехизиса, Священная История в то же время необходимо сопровождает его изучение, так как она воплощает в живые образы спасительные истины, выражаемые при систематическом изложении в общих положениях. Без сообщения или припоминания фактов Священной Истории не только маленьким детям, но и взрослым людям катехизические истины мало понятны, не действуют на волю и сердце. Так, простое сообщение истины, что Бог – Творец мира, Промыслитель, Спаситель, может не оказать никакого действия на человеческую душу, если это сообщение не будет покоиться на более или менее подробном знании истории Творения мира и домостроительства нашего спасения. Без Священной Истории не могут быть понятны догматические истины, а тем более нравственные. Поступки и жизнь священноисторических лиц служат для нас убедительными, яркими примерами блаженства жизни согласно воле Божией. Таким образом, трехгодичный курс наш выстроен, как поступательно-концентрический: первый год – краткое изложение Священной Истории Ветхого и Нового Заветов, второй – основы христианской нравственности, раскрываемые на примерах из Евангелия и из житий Святых (таким образом, идет повторение и углубление знаний о сердцевине курса – Евангелии, а Священная История продолжается и дополняется, хотя и не в систематической форме, Историей Церкви через жития ее Святых), третий – православный катехизис, который также обращает нас к Евангелию и истории Церкви Христовой. Кроме внутренней логичности и последовательности такого построения курса, мы сообразовывались с возрастными особенностями учащихся.

В приходскую воскресную школу дети чаще всего приходят в возрасте 7-8 лет. На этот возраст мы и ориентировались. 7-8-летние дети уже способны к систематическим занятиям, их внимание и память достаточно развиты, они любят слушать рассказы с занимательным сюжетом, сопоставлять услышанное или прочитанное с личным опытом, они эмоциональны, доверяют учителю, отзывчивы на все новое. Вместе с тем, мышление детей еще весьма конкретно, образно. Сюжетный рассказ является основным приемом обучения их. В соответствии с этим Священная История будет усваиваться ими и послужит наилучшим вводным курсом к научению основам православной веры и нравственности.

Второй год обучения – 8-9 лет, соответствует 2-3 классу общеобразовательной школы. У детей уже пробуждается способность осмысливать свои поступки, соблюдать нравственные нормы. В соответствии с этим мы занимаемся с ними основами православной нравственности. Поскольку мышление еще в значительной мере конкретно, основной дидактический прием – раскрытие христианского нравоучения через Евангелие и через жития Святых.

Третий год – 9-10 лет; для детей это время серьезных изменений; из начальной школы они переходят в школу второй ступени, из возрастной категории младших школьников – в категорию подростков. Изменяются их взаимоотношения со взрослыми (восприятие взрослых становится более критичным), авторитет группы сверстников становится значительным. Достаточно уже знаний, чтобы обобщать, говорить о вере. Абстрактное мышление позволяет понимать христианские догматы, начавшееся освоение естественнонаучных знаний позволяет повторить естественным образом духовный путь падшего человечества, от твари познавая Творца. В третий год мы преподаем детям основы православного катехизиса, приводя в систему те знания, которые они получили раньше. Законоучитель, работающий с детьми 10-12 лет, сталкивается с неожиданным, на первый взгляд, затруднением: подростки гораздо хуже, чем младшие школьники, способны выслушать, понять и запомнить рассказ учителя. Чтобы занятия достигали поставленных целей, их приходится строить в форме бесед. Можно выделить две формы урока – беседы. Первая – это свободный разговор с ребятами, когда учитель задает тему и общие ориентиры, а затем позволяет каждому свободно высказаться, задать волнующие его вопросы и получить ответы не только от преподавателя, но и от сверстников. Хорошо, если получится не только "обмен мнениями", но обмен частицами духовного опыта. Такая свободная беседа может увести очень далеко от поставленной темы, но этого не стоит опасаться, так как главная задача преподавания – воспитательная, а не обучающая. Вторая форма урока-диалога – "катехизирова-ние", направление беседы умело подо-бранными вопросами так, чтобы ребята "сами" раскрыли тему занятия.

Остановимся на каждом предмете.

Священная история Ветхого и Нового Завета

Мы начинаем с темы "Крест Христов" и заканчиваем темой "Воздвижение Креста". Воспитательная задача, которую всегда должен помнить катехизатор, продумывая занятие, – достижение единства чувств, мыслей и действий ребенка в Боге, основной способ достижения – показать детям Господа Иисуса Христа. Ветхий Завет – путь человечества ко Спасителю, как бы прокимен, приготовляющий нас к слышанию Евангелия. Ветхозаветная история – это не история еврейского народа, а история веры и благочестия. Поэтому мы можем отбирать материал, опуская многое.

Применение наглядных пособий весьма желательно. Фото- и видео документы о Святой земле, картины, раскрывающие сюжеты Священного Писания, и, конечно же, иконы – "Богословие в красках" – помогут учащимся и понять, и надолго запомнить преподаваемый материал. Есть своя специфика употребления каждого вида наглядных пособий. Репродукции картин следует применять с осторожностью, чтобы они подчерки-вали, а не разрушали преподаваемые вероучительные моменты. Для некото-рых тем хорошим наглядным пособием является географическая карта, но надо быть уверенным, что дети уже имеют представление о карте. Хорошо, если во время занятий в аудитории постоянно висит плакат с церковно-славянской азбукой.

Основные моменты занятия:

- молитва,

- объявление темы занятия,

- припоминание-повторение ранее изучен-ного (опрос, если для детей это посильно; если же дети затрудняются, надо помогать им: для младших школьников недельный промежуток между занятиями – большое время, и, скорее всего, они помнят, но еще не могут связно воспроизвести слышанное неделю назад);

- изложение новой темы;

- закрепление изложенного в виде вопросов – ответов. Собственно, этот метод работы в пособиях для законоучителя и называется "катехизированием". Он наиболее соответствует закономерностям нашего мышления, которое по своему существу "диалогично";

- домашнее задание. Чтобы не вызывать у детей протеста столь явным сходством с общеобразовательной школой, домашние задания по Закону Божию должны быть не только интересными, они должны быть желанными. Очень хорошо, если дети получат задание пересказать услышанное на уроке членам своей семьи: пусть "домашние катехизические беседы" дадут ребенку побыть в положении не только учащегося, но и учащего;

- объявление отметок. Только если отметки не вызывают протеста, и только положительных. "хорошо", в иключи-тельных случаях – "Удовлетворительно" и "отлично". Если есть сомнения в целесообразности оценивания знаний детей, преподаватель может делать какие-то пометки для себя, детей же благодарить за помощь на уроке;

- молитва по окончании занятия.

Священная История – сама жизнь, и она должна быть не пересказываема, а переживаема изучающими ее. Опытные преподаватели советуют предложить детям представить себя как бы рядом с библейскими лицами: так возникнет живость и непринужденность восприятия и не утратится должное благоговение.

Часто затруднение вызывают притчи Христовы. Дети понимают буквальный смысл притчи, но затрудняются сделать из нее верный вывод. Что ж, сами Апостолы Господа просили Его, чтобы Он "изъяснил им притчу". Так мы введем учащихся в мир Церковного Предания, в мир святых отцев, научающих нас своими толкованиями.

Преподаватель может взять в качестве основного пособия к этому курсу книгу протоиерея Серафима Слободского или пятитомный "Закон Божий" под редакцией С.С. Куломзиной. Необходимо пользоваться "Толковой Библией". Для многих тем по Новому Завету основным методическим приемом и является пересказ учителем толкования Библии святыми отцами.

Основы христианского нравоучения

Слово "нравоучение" воспринимается сейчас как отрицательное. Однако "нравственность" – это то, что соответствует нраву человека, то, что нравится, что заложено Богом в каждую человеческую душу и должно исполняться легко, естественно, с радостью. Показ этой радости жизни во Христе, по Его заповедям идет через рассказ о Святых. Можно давать чтение житий на дом.

За основу курса взят "Конспект по нравственному богословию" игумена Филарета, но это – пособие для учителя, а не для детей. Хорошо, если чтение дома Евангелия и житий Святых станет привычкой наших питомцев за этот год обучения. Мы соединяем в этом курсе повторение Священной Истории, продолжение ее Историей Церкви (хотя бы фрагментарно, через жития), готовим детей к систематическому изложению истин веры. О плодотворности этого пути – через жития Святых к Евангелию – хорошо написал священник Александр Ельчанинов. Не следует перенасыщать занятия назиданиями. Не окрепшему в добре человеку Господь дал только одну заповедь: Возлюби Господа Бога и ближнего своего. Необходимо обращать внимание на погрешности, соответствующие возрасту детей.

Православный катехизис

Основные задачи этого года обучения – научить говорить о православной вере на языке Церкви, выучить наизусть Символ веры, Молитву Господню и некоторые другие молитвы; соединить в сознании детей вероучительные и нравоучительные истины; ввести детей в мир святоотеческого предания. Мы учим ребенка истинам веры для него самого, и потому должны употребить все усилия, чтобы истина, излагаемая для ума в форме общего положения, усваивалась ребенком как конкретная, относящаяся к нему самому.

Нет никаких оснований бояться подробного, конкретного изложения догматических истин детям этого возраста: логическое мышление детей уже достаточно развито для их восприятия. Нужно только заботиться о том, чтобы это было действительно раскрытием содержания догмата, а не осложнением простой истины новыми сведениями.

Основным пособием является "Православный катехизис" святителя Московского Филарета. Написанный в форме вопросов – ответов, он был переиздан в наше время в форме простого изложения; лучше пользоваться вопросно-ответной формой, так как мышление само по себе "диалогично" и усвоение материала пойдет лучше. Дополнительно преподаватель может пользоваться "Точным изложением православной веры" Св. Иоанна Дамаскина и другими пособиями. Православное учение о Церкви замечательно изложено преподобным Иустином (Поповичем). Его книга "Православие и экуменизм" будет хорошим подспорьем катехизатору и по другим темам.

Может ли предлагаемый курс использоваться для факультативного преподавания в светских школах? Думается, что да. Возможно, придется изменить название курса (например, "Знакомство с верой праотцев"), скорее всего, придется отказаться от молитвы на уроке (это требуется современным законодательством).

Программа курса Священной Истории

РАЗДЕЛ 1. Введение.

Урок 1. Мы – христиане. Крест Христов.

Урок 2. Храм Божий.

РАЗДЕЛ 2. Священная История Ветхого Завета. От сотворения мира до переселения Израиля в Египет.

Урок 3. Свойства Святой Троицы. Сотворение мира.

Урок 4. Грехопадение.

Урок 5. Каин и Авель. Всемирный потоп.

Урок 6. Авраам – отец верующих.

Урок 7. Авраам и Исаак.

Урок 8. Иаков и его двенадцать сыновей.

РАЗДЕЛ 3. От рождения Моисея до возвращения евреев из плена.

Урок 9. Израиль в Египте. Моисей. Выход из Египта.

Урок 10. Десятословие. Евреи приходят в землю обетованную.

Урок 11. Давид.

Урок 12. Соломон. Постройка храма.

Урок 13. Пророки. Иудеи в плену. Возвращение из плена.

РАЗДЕЛ 4. Священная История Нового Завета. От Рождества Пресвятой Богородицы до Крещения Господня.

Урок 14. Рождество Божией Матери.

Урок 15. Благовещение.

Урок 16. Рождество Христово.

Урок 17. Поклонение волхвов. Сретение Господне.

Урок 18. Иоанн Креститель. Крещение Господне.

РАЗДЕЛ 5. От начала проповеди до крестной смерти Господа.

Урок 19. Начало проповеди Иисуса Христа. Призвание Апостолов.

Урок 20. Брак в Кане Галилейской. Ходатайство Богоматери. Чудотворные иконы Богоматери.

Урок 21. Христос и дети.

Урок 22. Чудесные исцеления.

Урок 23. Чудеса Господа Иисуса Христа над природой.

Урок 24. Мытарь и фарисей. О правильной молитве.

Урок 25. Милосердие Господне.

Урок 26. Страшный суд.

Урок 27. Преображение Господа, воскрешение Лазаря и Вход в Иерусалим.

Урок 28. Страдания и крестная смерть Господа Иисуса Христа.

РАЗДЕЛ 6. От Воскресения Господа до Воздвижения Креста Господня.

Урок 29. Воскресение Христово. Пасха.

Урок 30. Явления воскресшего Господа ученикам. Вознесение.

Урок 31. Троица. Рождение Церкви Христовой.

Урок 32. Успение Божией Матери.

Урок 33. Проповедь Апостолов.

Урок 34. Воздвижение Креста Господня.

ПРИМЕЧАНИЕ. Кроме 34 уроков, изучение курса предполагает 4 дополнительных занятия: в 1-ом разделе – посещение храма, в 4-ом разделе – подготовка и проведение праздника Рождества Христова, в 5-ом разделе – подготовка и проведение праздника Пасхи, в 6-ом разделе – участие в праздновании Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла.

Программа курса "Основы христианской нравственности"

РАЗДЕЛ 1. Предварительные понятия.

Урок 1. Нравственный закон.

Урок 2. Что такое грех.

Урок 3. Христианская добродетель. Житие святого Алексия – Человека Божия.

Урок 4. Богооткровенный закон.

Урок 5. Наша свобода, в чем она.

РАЗДЕЛ 2. Как совершается наше спасение в Церкви.

Урок 6. Христианский подвиг (по Евангелию).

Урок 7. Смирение и правдолюбие. Житие преподобного Сергия Радонежского.

Урок 8. Притча о блудном сыне (по Евангелию).

Урок 9. Церковь – ковчег нашего спасения. Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского.

РАЗДЕЛ 3. Обязанности христианина в отношении к себе.

Урок 10. Забота христианина о своей душе. Житие святителя Димитрия Ростовского.

Урок 11. Сердце христианина. Житие преподобномученицы Елисаветы.

Урок 12. Христианская надежда. Житие святого равноапостольного Кирилла.

Урок 13. Развитие воли христианина. Житие преподобного Серафима Саровского.

Урок 14. Труд христианина. Житие преподобного Серафима Саровского (продолжение).

Урок 15. Забота христианина о своем теле.

РАЗДЕЛ 4. Обязанности христианина в отношении к ближним.

Урок 16. Христианское бескорыстие. Житие Святой праведной Иулиании Лазаревской.

Урок 17. Христианская справедливость (по Евангелию).

Урок 18. Христианское милосердие. Житие святителя Николая Чудотворца.

Урок 19. Побеждать зло добром (по Евангелию).

Урок 20. Нехристианская мораль.

Урок 21. Христианская любовь (по Евангелию).

Урок 22. Христианская любовь (по житиям святых).

Урок 23. Христианская семья. Преподобные Кирилл и Мария – родители преподобного Сергия Радонежского.

Урок 24. Любовь к ближним и любовь к Отечеству.

Урок 25. Христианская любовь к Отечеству. Житие благоверного князя Александра Невского.

Урок 26. Общественное служение христианина. Житие преподобного Иосифа Волоцкого.

РАЗДЕЛ 5. Обязанности христианина в отношении к Богу.

Урок 27. Обязанности христианина в отношении к Богу. Житие преподобного Сергия Радонежского (продолжение).

Урок 28. Обязанности Богопознания (по Евангелию).

Урок 29. Молитва. Учение преподобного Серафима Саровского о молитве.

Урок 30. Молитва Господня (по Евангелию).

Урок 31. О молитве правильной и неправильной. Примеры благодатной помощи, получаемой по молитве. Молитва к святым.

Урок 32. Жизнь христианина в Церкви.

РАЗДЕЛ 6. Святые – наши молитвенники пред Богом.

Урок 33. Жизнь святых в Боге. Святые, в земле Российской просиявшие.

Урок 34. Новомученики Российские. Подвижники 20 века.

Программа курса "Основы православного вероучения"

РАЗДЕЛ 1. Православное учение о Боге.

Урок 1. Познание Бога.

Урок 2. Откровение Бога о Себе Самом.

Урок 3. Бог Троица.

РАЗДЕЛ 2. Символ веры.

Урок 4. Споры о вере. Вселенские соборы. Символ веры.

Уроки 5 – 6. Первый член Символа веры.

Урок 7. Второй член Символа веры.

Уроки 8 – 10. Третий член Символа веры. О Боговоплощении. О Пресвятой Богородице. Еретические учения об Иисусе Христе.

Урок 11. Четвертый член Символа веры.

Уроки 12 – 13. Пятый член Символа веры.

Урок 14. Шестой и седьмой члены Символа веры.

Уроки 15 – 16. Восьмой член Символа веры.

РАЗДЕЛ 3. Православное учение о Церкви.

Урок 17. Девятый член Символа веры. Церковь – тело Христово. Таинства.

Урок 18. Десятый член Символа веры. Крещение, миропомазание.

Урок 19. Евхаристия.

Урок 20. Покаяние.

Урок 21. Священство. Церковная иерархия. Монашество.

Урок 22. Брак.

Урок 23. Одиннадцатый и двенадцатый члены Символа веры.

РАЗДЕЛ 4. Христианские добродетели.

Урок 24. Вера – основная христианская добродетель.

Урок 25. Христианская надежда. Молитва.

Уроки 26 – 27. Молитва Господня.

Уроки 28 – 29. Заповеди блаженства.

Урок 30. О христианской любви.

Уроки 31 – 32. Десятословие.

Уроки 33 – 34. Духовная жизнь христианина.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВАХ ПРАВОСЛАВИЯ

ЗАНЯТИЕ 1

Жизнь дана на добрые дела

Тема урока: СОВЕСТЬ

Дом, мир, мироздание.

Творец мира – Бог.

Храм – дом Божий.

Церковь – народ Божий.

Молитва – разговор с Богом.

Совесть – советчик, частица Бога в человеке, голос Божий в душе.

Сравнение совести с пламенем зажженной свечи.

Искра Божья – совесть – сердце – купол храма.

Совесть – промысел Бога о человеке.

Практическое задание:

Везде и всегда, пред началом любого дела советоваться со своей совестью: "А хорошо ли то, что я елаю?"

ЗАНЯТИЕ 2

Каков строитель – такова и обитель

Тема урока: ДУША ЧЕЛОВЕКА

Человек состоит из тела, души и духа.

Тело – храм души.

Зачем надо хранить тело?

Сравнение тела человека с храмом Божиим.

Время и вечность.

Земная жизнь – подготовка к вечности.

Что возьмем с собой в вечность?

Зачем надо делать добрые дела?

Как отличить, какое дело доброе, а какое злое?

Рассказ о святых людях, которые своими добрыми делами угодили Богу и стали называться угодниками Божьими.

Практическое задание:

Учимся просить прощение друг у друга, у старших, у родных, если мы их обидели, огорчили.

ЗАНЯТИЕ 3

У каждого плода свои семена

Тема урока: ГРЕХ

Грех есть беззаконие против закона любви к Богу и людям.

Грех – промах мимо цели. Мимо какой цели промахнулся человек? Быть добрым человеком, которого любят Бог и хорошие люди.

Последовательные стадии – степени греха: стремление-желание-привычка-порок-страсть.

Три источника греха: от собственной плоти человека, от мира и от дьявола.

Два колодца, из которых человек черпает силы для своих дел, слов, мыслей.

Первый: "я хочу" – "по собственной воле".

Второй: по совести -" по-Божьи".

Рассказ о совестливых и бессовестных поступках.

Практическое задание:

Учимся прощать, если нас обидели, нас огорчили.

ЗАНЯТИЕ 4

Кто Бога не боится, тот и людей не стыдится

Тема урока: ЗАКОН ХРАНЕНИЯ СОВЕСТИ

К Богу – через исполнение 10 заповедей Божиих (Рассказ о том, как эти заповеди были даны людям).

К ближнему – через соблюдение заповеди "Возлюби ближнего, как самого себя". (Что такое любовь к самому себе).

К вещам – вещественному (бережливость к материальному миру).

Что происходит с совестью, когда мы не храним ее ?

Зачем надо хранить свою совесть?

Что делать, если плохими делами, мыслями очернили свою совесть?

Практическое задание:

Учимся дарить близким радость словами, делами.

ЗАНЯТИЕ 5

Не хвали сам себя, есть много лучше тебя

Тема урока: РОДИНА

Отечество, защитники.

Святые угодники Божии – молитвенники на земле – ходатаи на небе.

Преподобный Сергий Радонежский – собиратель земли Русской.

Рассказ о житии пр. Сергия, о его подвиге, о его ученичестве, значение его в объединении князей вокруг Московского князя Дмитрия Донского.

Практическое задание:

Молитва к преподобному Сергию о помощи в учебе.

ЗАНЯТИЕ 6

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает

Тема урока: СЕМЬЯ

Род, родня, родные.

Зачем нужно беречь родных?


следующая страница >>
Смотрите также:
Цель и задачи преподавания закона божия
975.63kb.
7 стр.
Лабораторная работа №4 Изучение изотермического процесса. Проверка закона Бойля-Мариотта
60.68kb.
1 стр.
1. Цель преподавания дисциплины
160.29kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа лекция Тема: Предмет и задачи психиатрии. Общая психопатология. Расстройства ощущений, восприятия, памяти и внимания
399.32kb.
6 стр.
Объяснить особую привлекательность этой страны у туристов всего мира
25.3kb.
1 стр.
Закона РФ "О техническом регулировании" (главы 4 и 5). Содержание закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
29.66kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению практических работ для студентов специальности 351100 Товароведение и экспертиза
638.06kb.
3 стр.
Учебная программа менеджмент программу
199.91kb.
1 стр.
Программа работа в графическом пакете corel draw г. Улан-Удэ 2009 г. Цель и задачи дисциплины
128.4kb.
1 стр.
Закон о радиационной безопасности в свердловской области в ред. Областных Законов от 12. 03. 1997 n 9-оз
456.72kb.
3 стр.
Дипломированных специалистов 620100 «Лингвистика и межкультурная коммуникация» специальности: 022600 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
709.79kb.
11 стр.
Рабочая программа по курсу «Введение в профессию»
277.07kb.
1 стр.