Главная страница 1
Андрагогическое взаимодействие как средство формирования социального интеллекта

Никорова О.В.

ВСГАО (Восточно-Сибирская государственная академия образования)

Иркутск

Происходящие в российском обществе социально-экономические перемены обострили проблему обезличивания человека во взаимодействии с социальной средой. Разрешение этой проблемы зависит от развития его способности к активной социокультурной адаптации. Усвоение системы норм отношений к миру, друг к другу определяется проявлением такого свойства личности как социальный интеллект. В свою очередь социальный интеллект представляет собой индивидуально-личностное свойство человека, которое проявляется в способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать своё поведение и поведение окружающих [10].

Работа интеллекта позволяет человеку строить разные варианты «картины мира». Критерии уровня интеллектуального развития личности связаны с тем, как человек воспринимает, понимает и объясняет действительность – от этого зависят и особенности интеллектуального овладения ситуацией, и соответственно, особенности поведения в этой ситуации.

Формирование социального интеллекта зависит от многих факторов (общих интеллектуальных и коммуникативных способностей, спектра межличностного и общественного взаимодействия и др.), важнейшими из которых является потребность взрослого человека к непрерывному неформальном и информальному образованию.

Непрерывное образование:

а) традиционный подход объяснения непрерывного образования это, когда в нём видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс [9];

б) многие рассматривают это явление как преимущественно пожизненный образовательный процесс и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (курсы повышения квалификации и другие формы дополнительного профессионального образования, заочное и вечернее обучение и т.п.) [9];

в) известен так же подход, когда идею пожизненного образования рассматривают как духовно-интеллектуальную потребность личности, которая стремиться к постоянному познанию себя и окружающего мира и это стремление становится её основной ценностью [3].

Неформальное образование — любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования [4].

Информальное образование - индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер [4].

Важнейшим условием моделирования такого образования является андрагогическое взаимодействие [11], которое обеспечивает не только расширению горизонта базовых и дополнительных знаний взрослого человека, но и способствует его саморазвитию, самоактулизации, улучшению социального самочувствия и развитию социального интеллекта. Сегодня в научной литературе социально-психологические походы в осмыслении этого феномена, как правило, ограничиваются детским или юношеским возрастом, когда социальный интеллект находится на разных начальных стадиях своего формирования. Социальный интеллект взрослого человека воспринимается как сформировавшийся, не подлежащий корректировке в процессе образовательного процесса. Между тем в деятельности современного общества мы наблюдаем обратные явления.

Например, средства массовой информации (печатные, радио, телевидение) и коммуникации (Интернет и др.), являясь разновидностью информального образования [5] способны сравнительно за короткое время производить инверсию и даже мутацию личностной и общественной системы ценностей, соответственно, менять нормы поведения, активизировать или нивелировать гражданское самосознание [1;5] и т.п., что является важной составляющей социального интеллекта человека. Похожие общественно-образовательные функции могут выполнять общественные организации и движения. И. т.д. и т.п.

Таким образом, можно говорить о существующих в современном российском обществе противоречиях, сложившихся в теоретической и практической социально-педагогической деятельности:

- между практической деятельностью осуществления таких общественно-образовательных функций, способствующих развитию социального интеллекта личности взрослого человека и неготовностью осмысления этого явления на теоретическом уровне, для прогнозирования и проектирования неформального и информального образования взрослых;

- между потребностями общества в социально активном взрослом населении для формирования гражданского общества и неразработанностью концептуальных подходов для осуществления этого, по-сути, социально-педагогического процесса.

Разрешение этих противоречий будет способствовать более осмысленному отношению к андрагогическому взаимодействию как инструменту развития социального интеллекта личности. Одним из научно-методических шагов на этом пути может быть создание и апробирование на практике концептуальной модели андрагогического взаимодействия, например, на примере общественно-образовательной деятельности Высшей народной школы (далее ВНШ).

В контексте такого исследования можно говорить о том, что ВНШ может способствовать развитию социального интеллекта личности, если в процессе андрагогического взаимодействия будет:

– создаваться ценностно-смысловое поле, ядром которого является образовательное сообщество преподавателей и слушателей [8];

– организовываться условия для развития социальной сензитивности, перцепции, памяти и мышления [2];

– реализовываться принципы андрагогические взаимодействия.

К таким принципам можно отнести:

- принцип природосообразности: учет закономерностей природного развития личности взрослого, укрепление и поддержание его физического и психического здоровья;

- принцип культуросообразности: обеспечивать обучение и учение, воспитание и самовоспитание, самоорганизацию личности в контексте культуры;

- принцип индивидуально-личностного подхода: опора на уникальность каждой личности, на её потребность в культурной идентификации в процессе развития и саморазвития как высшем показателе эффективности образования, ориентация на создание условий для развития творческого потенциала личности;

- принцип ценностно-смысловой направленности образования: направленность на создание условий для обретения каждой личностью смысла своего образования, самообразования, смысла жизни, личностных смыслов [7;9].

Полученные в процессе такого исследования материалы могут быть включены в содержание профессионального образования социальных педагогов и андрагогов, использованы при разработке программ их обучения, переподготовки и повышения квалификации.

Методологической основой такого исследования должен стать логически непротиворечивый теоретический анализ проблемы. А в эмпирическом исследовании необходимо целенаправленно использовать взаимодополняющие педагогические, социально-психологические и социологические методы. Это позволит эффективно изучить современное состояние проблемы обучения взрослых на примере деятельности коллектива ВНШ как организатора неформального и информального образования взрослых способствующего развитию социального интеллекта всех субъектов андрагогического взаимодействия, в рамках которого создается ценностно-смысловое поле это образовательного сообщества.

Результатом общественно-образовательной деятельности ВНШ должны выступить конкретно-содержательные эффекты и мета-эффекты – гражданское самоопределение участников андрагогического взаимодействия (признание ценности коллективной позитивной деятельности, ориентация педагогов и слушателей на новые знания, отраженная субъектность педагогов как гарантия социальной ответственности ВНШ, потенцирование мышления педагогов и слушателей с целью приобретения умений негативный опыт превращать в позитивный и др.) [12].

Научно обоснованная модель андрагогического взаимодействия как фактора развития социального интеллекта личности в процесс общественно-образовательной деятельности ВНШ позволит определить критерии повышения уровня социального интеллекта личности в процессе андрагогического взаимодействия.

Таким образом, можно говорить о том, что исследование социального самочувствия и интеллекта в процессе андрогогического взаимодействия взрослого обучающегося позволит обосновать необходимость данного процесса как социального и педагогического процесса в обществе.

Литература:


  1. Божедаров, Д.А. Средства массовой коммуникации в современной образовательной системе [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Д.А.Божедаров. – М., 2005. – 190 с.

  2. Владиславлев, А.П. Личная ориентация в непрерывном образовании [Текст] / А.П.Владиславлев // Педагогика. – 1996. – №2.

  3. Вершловский, С.Г.Общее образование взрослых: стимулы и мотивы [Текст] / С.Г.Вершловский. – М., 1978; Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена: монография [Текст] / С.Г. Вершловский. – СПб.: СПбАППО, 2008. – 155 с.

4.Гордина, О.В., Гордин, А.И. Информальное и неформальное образование вазрослых: вопросы телрии и практики [Текст]: Монография / О.В.Гордина, А.И.Гордин. – Иркутск: изд-во ВСГАО. – 184 с.

5. Гордин, А.И. Ценностное самоопределение взрослых в процессе андрагогического взаимодействия с журналистами [Текст] : дисс. … канд. Пед. наук / А.И.Гордин. – Великий Новгород, 2010. – 200 с.

6. Змеев, С.И. Основы андрагогики [Текст] / Г.И.Змеев. – М.: Наука, 1999.

7. Змеев, С.И. Технология обучения взрослых [Текст] / Г.И.Змеев. – М. 2002.

8. Ильин, В.И. Драматургия качественного полевого исследования [Текст] / В.И.Ильин. – СПб, 2006. – 256 с.

9.Колесникова, И.А. Основы андрагогики [Текст] / И.А. Колесникова. – М.: Академия. – 2003. – С.37-38

10.Лесохина, Л.Н. К обществу образованных людей: теория и практика образования взрослых [Текст] / Л.Н.Лесохина. – СПб., 1998.

11.Соколовская, Е.А., Сухобская Г.С., Шадрина Т.В., Божко Н.М. Андрагогическое обеспечение развития образования взрослых в современном обществе как проблема научного исследования [Текст] / Е.А.



12.Соколовская, Е.А., Шадрина Т.В. «Понятийно-категориальная сетка» научной рефлексии деятельности учреждений постдипломного образования педагогов [Текст] / Е.А.Соколовская, Г.С.Сухобская, Т.В.Шадрина // Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы : материалы у международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики. – СПб.: СПбАППО, 2004.


Смотрите также:
Андрагогическое взаимодействие как средство формирования социального интеллекта
71.8kb.
1 стр.
Комплексный анализ текста
3859.67kb.
19 стр.
Метода как средство реализации современных целей образования
75.82kb.
1 стр.
Телекоммуникационные проекты как средство формирования у учащихся межкультурной коммуникативной компетенции
233.93kb.
1 стр.
Формирование коммуникативных умений как средство формирования личности
110.12kb.
1 стр.
Доклад для обсуждения на Ученом Совете Института 10 февраля 2011 г. Научный доклад: «Второй демографический переход и его вызовы для социального страхования»
325.43kb.
1 стр.
Г. Г. Кравцов Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей
227.28kb.
1 стр.
Компетентностный подход в обучении истории и обществознания как средство формирования активной гражданской позиции учащихся
50.08kb.
1 стр.
Формирование компетенции у субъектов образовательного процесса
90.06kb.
1 стр.
Программа дополнительного образования Кружок «Увлекательный английский»
110kb.
1 стр.
Тест как форма контроля знаний
360.07kb.
1 стр.
Роль гражданского общества в интеграции медико-социального подхода в систему первичного здравоохранения республики казахстан
55.38kb.
1 стр.