Главная страница 1страница 2страница 3страница 4
Абрамова Ирина Вениаминовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Сампурской СОШ

Сампурского района

Тамбовской области

Формирование исследовательской компетентности учащихся при обучении русскому языку и литературе

Специальными целями преподавания русского языка и литературы в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентностей учащихся. Но наряду с данными компетентностями при обучении русскому языку и литературе через активизацию познавательной деятельности учащихся формируется и исследовательская компетентность. Это важно. Ведь в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку записано: на старшей ступени школы сформировать навыки ведения исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза,… самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов». Всё перечисленное выше не что иное, как этапы учебно-исследовательской работы учащихся.

Но возникает вопрос: не поздно ли начинать формирование исследовательских навыков в старшей школе? Когда это будет рациональнее? Какие мотивы – внешние или внутренние- оказываются самыми важными в исследовательской работе? (Внутренние мотивы вызваны потребностью в приобретении знаний, их углублении и систематизации, расширении кругозора. Внешние связаны с общественным признанием, в том числе и с оценками).

Конечно, многое зависит от возраста ученика. В 6 – 9 классе интересно не только то, что занимательно; по утверждению психологов, в этом возрасте нравится самостоятельно обдумывать, обобщать, искать общие закономерности. Ребят привлекают все виды деятельности, которые позволяют почувствовать себя взрослыми и самостоятельными, потому что они стремятся найти своё место в коллективе, утвердить свою индивидуальность.

В 10-11 классе (если работа по формированию исследовательской компетентности начата рано) у учащихся формируется абстрактное, теоретическое, рефлексивное мышление, хорошо развита способность обобщать, выдвигать гипотезу, рассуждать. Современные программы предусматривают обучение исследовательской работе в связи с профильным обучением, поэтому старшеклассники имеют больше возможностей приобщиться к исследовательской работе, однако у них меньше свободного времени. Исследовательская компетентность «развивает мышление, даёт возможность самостоятельного поиска и даёт радость открытия», является метапредметной, поэтому формировать её следует не на старшей ступени обучения, а ещё в среднем звене, начиная с 5 класса. Необходимо только «работать над содержанием учебного материала, сделать его более интересным и организовать учебный процесс так, чтобы он давал удовлетворение от творческой и самостоятельной учебной деятельности, формировал внутренние побуждения к учению, вызывал радостные переживания от овладения знаниями».

Сложилась определённая система работы по формированию исследовательской компетентности учащихся: на уроке и во внеурочной работе используются элементы технологий, методики, приёмы, задания, позволяющие активизировать познавательный процесс школьника.

Ещё до начала учебного года анализируются сборники упражнений УМК под ред. В.В.Бабайцевой и разрабатываются «исследовательские модули», формирующие исследовательскую компетентность учащихся. Они дают большую экономию времени при подготовке к уроку в течение учебного года.

На уроке используются познавательные и лингвистические задачи, задания творческого характера, исследовательские задания, проводятся уроки – исследования. Включая ребят в активную исследовательскую деятельность на таких уроках, необходимо учитывать способности учащихся, их умение решать проблемные ситуации. На уроках – исследованиях организуется или индивидуальная, или групповая работа. Это зависит от особенностей класса. Уроки – исследования заставляют учащихся самостоятельно мыслить, рассуждать, сопоставлять языковые факты, делать выводы.

Использование информационных технологий позволило усилить интерес учащихся к исследовательской работе. Ими под руководством учителя разработаны информационные и исследовательские проекты. И проекты, и исследовательские работы школьники представляют в качестве домашнего задания на уроках, на школьной научно – исследовательской конференции «Эрудит», на научно – практических конференциях регионального уровня. Для меня важен не столько итог работы (выступление, создание презентации проекта), сколько сам процесс подготовки проекта: работа со справочной, дополнительной литературой, проведение мониторинга среди одноклассников, встречи с интересными людьми, самостоятельное «добывание» нужного материала. В ходе подготовки материала ребята учатся общаться с разными людьми, разными по возрасту, социальному положению, занимаемой должности.

К какому уроку, по какой теме можно подготовить проект? Практически к любому. На создание проектов нас подталкивали упражнения учебников. Например, в сборнике упражнений «Практика» для 5 класса (М.,2001, Дрофа) под редакцией В.В. Бабайцевой упражнения № 599,646. В 10 классе в учебнике А.И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык» (М., «Просвещение», 2003) упражнения 425 и 426. Пятиклассниками созданы исследовательские проекты « Правописание корней с чередованием», «История или современность», десятиклассниками – информационный проект «Поэт в России больше, чем поэт». Создание компьютерных презентаций к урокам русского языка и литературы также способствует формированию исследовательской компетентности. В ходе совместной творческой работы с учащимися появились исследовательские и информационные проекты, представленные в форме презентаций: «Книга и её создатели», « Басня как литературный жанр», « Мой Дубровский», «Русь былинная», «Своеобразие повестей Белкина», «Русский язык» и др.


Во внеурочное время проводится анкетирование учащихся, в 7-8 классе ведутся занятия кружка «История русского языка», в 9 классе – «Тайны писательских черновиков», организуются консультации по работе с научными информационными источниками и написанию учебно- исследовательских работ, ученических проектов и их представлению на школьной научно-практической конференции «Эрудит».

К работе привлекаются и родители: обязательно проводятся 2 родительских собрания (в начале года в 5 и 8 классах), консультации по организации помощи детям в написании исследовательской работы. Родители присутствуют и на конференции «Эрудит».

С каждым годом увеличивается число ребят, желающих участвовать в игре по языкознанию «Русский медвежонок», которая активизирует познавательную деятельность и прививает любовь к русскому языку, развивает элементы исследовательской компетентности учащихся.

Исследовательская компетентность никогда не будет сформирована, если сам учитель равнодушен к исследовательской деятельности и не занимается ею. К счастью, в нашей школе она приветствуется. На протяжении нескольких лет наша школа является районной экспериментальной площадкой и работает над проблемой «Экологическое образование школьников». Это позволило создать «экологические модули» по русскому языку, исследовать творчество писателей, чутко и бережно относящихся к природе (Пришвин М.М., Паустовский К.Г., Соколов-Микитов и др.) и по итогам исследований составить сборники «экологических» диктантов, подобрать материал для тематических уроков, разработать уроки по русскому языку и литературе с включением «экологического» материала.


В приложении представлены учебно- методические разработки уроков русского языка и литературы (5-11 классы) с использованием информационно-коммуникационных технологий, элементов технологии развития критического мышления (использование в качестве приёмов проведения рефлексии эссе и синквейна), приёмов и заданий, активизирующих познавательную деятельность школьника; познавательные задачи на уроках русского языка в 8 классе; нетрадиционные лингвистические задания; «исследовательский модуль» уроков русского языка в 6 классе; программа кружка «Тайны писательских черновиков»;
Познавательные задачи

5 – 6 класс

К уроку по теме «Род, число, падеж имён существительных»:

А) Запишем строки из стихотворений Державина и Пушкина:


И тихая луна, как лебедь величавый, Глядь – поверх текучих вод

Плывёт в сребристых облаках. Лебедь белая плывёт.

- Что необычного для вас в этих стихах? ( Лебедь у Державина мужского рода, а у Пушкина – женского).

Вывод: В 19 веке эта прекрасная птица не имела устойчивого рода. Собиратель русских сказок Афанасьев связывает женский род этого слова с былинами и легендами:

Одна из наиболее любопытных старинных былин содержит рассказ о том, что богатырь Поток женился на вещей Красавице, которая впервые ему явилась на тихих морских заводях в виде белой лебеди.

В современном русском языке победила форма мужского рода – форма, использовавшаяся Державиным, а для женского рода нашлись слова ЛЕБЁДКА, ЛЕБЁДУШКА.


Б) Два французских слова: КАКАО и КОФЕ – употребляются как слова двух родов:

Ароматное какао – среднего рода;

Терпкий кофе – мужского рода.
Вывод: Слово современной науке.

«Русская грамматика» (М., 1980) подтверждает, что в современном языке слово КОФЕ мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде»: сгущённое кофе с молоком.


В) Интересно и то, что когда – то все профессии были мужского рода, но в ХХ веке женщины активно приобщались к труду, и язык моментально отреагировал на это явление.

-К словам мужского рода подберите пару женского рода:

Учитель-……., писатель - …., скрипач - …., разведчик - …, певец - …., спортсмен-…., чемпион - …., лыжник-…., пловец - …..

8 класс


Название раздела/темы

Познавательные задачи

Повторим изученное в 5-7 классах

Задача 1 (на развитие логического мышления)

Это можно разжечь. Может разгореться, а может угаснуть. Может пылать. Что это:

а) дрова; б) костёр; в)спор;

г)фонарь; д) страсть;

Задача 2

Это можно сохранить и иметь, но этим нельзя обладать. Это можно отдать, но нельзя взять. С этим можно выйти, но нельзя войти. Что это: а)авторитет; б)вещь; в)любовь; г)честь; д) яблоко?

(М. А. Кронгауз, г. Москва)


Введение. Понятие о синтаксисе и пунктуации




Словосочетание

Задача 1

Сравните следующие пары выражений:

Холодная зима – зима холодна;

Неприятный разговор – разговор неприятен;

Новые идеи – идеи новы.

В чём заключается разница между значениями первого и второго выражения? А как будет выглядеть недостающее звено в следующей паре:

Большой интерес - …?

(Б.Ю.Норман)



Предложение

  1. Сравните две стихотворные цитаты; обратите внимание на выделенные части:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;



Ямщик лихой, седое время,

Везёт, не слезет с облучка.

(А.С.Пушкин. Телега жизни)
Инстинкт прирождённый, старик-подхалим,

Был невыносим мне. Он крался бок о бок

И думал: «Ребячья зазноба. За ним,

К несчастью, придётся присматривать в оба».(Б.Пастернак. Марбург)

Одинаково ли синтаксическое и смысловое строение выделенных частей? (Б.Ю.Норман «Задачи по русскому языку»)


Простое предложение

В стихотворении Зинаиды Гиппиус «Никогда не читайте…» есть такие строки:

Безмолвие любит

Музыка слов.

Шум голоса губит

Душу стихов.

Каково синтаксическое строение первого из приведённых предложений? Что за форма – безмолвие, что это за падеж? На основе чего это удалось установить?

(Б.Ю.Норман)


Главные члены предложения

Задача 1

В стихотворении «Автобус» поэта – сатирика Игоря Иртеньева есть такие строки:

Вот инженер тире строитель.

Он строит для людей дома…

Что в этих строках неправильно с точки зрения лингвистики?

Задача 2


В чём заключается смысловая и грамматическая разница между выражениями Иван Петрович болеет и Иван Петрович болен?

( Б.Ю.Норман)




Полные и неполные предложения

Задача1

Серёжа жалуется на своё состояние.

- Мне было плохо. Я испытывал какое – то странное чувство.

- Ты чего-то боялся?

- Нет.

- Тебе всё было неинтересно?



- Нет, не было.

- Это было сильное чувство?

- Да.

- У него были какие – нибудь причины?



- Нет.

Лена сумела определить, что это

а)грусть; б) отчаяние; в) скука; г) тревога; д) тоска; е) хандра.

(М.А.Кронгауз)




Предложения с однородными членами

В записанном шуточном стихотворении И.Мазина «Пир» расставьте знаки препинания.

В старом замке

Под горой

Был однажды

Пир горой.

До утра в нём пировали

Пели песни

И плясали

Не король

не королевич

с королевной молодой

не царевна

не царевич

не сапожник

не портной –

в старом замке

пели звонко

и плясали

три мышонка

в первый раз

за триста лет

отыскали в старом замке

корку хлеба на обед!



Нетрадиционные лингвистические задания


  • Самостоятельное составление тематического Словаря

  • Исследование лингвистического текста

  • Разработка наглядных пособий

  • Разработка кроссвордов

  • Задания на основе исследования материалов газет, радио, телевидения

  • Составление «бестолковых» словарей (сопоставление значения и состава слова): безграмотный – окончивший школу без похвальной грамоты

  • Редактирование текста

  • Исправление ошибок в тексте

  • Решение лингвистических задач, придумывание лингвистических задач

  • Анализ детского словотворчества

  • Многоаспектный анализ слова

Исследовательский компонент на уроках русского языка в 6 классе

Исследовательский компонент уроков русского языка в 6 классе

( по УМК под ред. В. В. Бабайцевой; учебник: Русский язык. Практика. 6 класс.

Пособие для общеобразовательных учреждений под ред. Г.К.Лидман - Орловой, М., Дрофа, 2005)


№/№

Раздел программы / тема урока

Исследовательский компонент

1

Богатство русского языка

  1. Разверните один из тезисов, подобрав высказывания знаменитых людей о русском языке, примеры из текстов разных стилей в соответствии со своей точкой зрения :

Русский язык великий, так как…;

Русский язык живописный, так как…;

Русский язык свободный, так как…;


  1. Инд. задание по упр. 1,2:

1.Выступите по теме «Роль обращений в поэтическом тексте», используя примеры из поэзии А.С.Пушкина;

2. Подготовьте мини-исследование «Однородные члены в поэме А.С.Пушкина «Полтава»,

( обратите внимание на авторские знаки препинания)


  1. Представьте себе: вы получили задание найти материал для оформления стенда «Словарное богатство русского языка». Попробуйте выбрать цитаты на эту тему из текстов упражнений, из статей учебника. Введите любое из высказываний в предложение с прямой речью.




2

Повторение изученного в 5 классе

По упр. 5: Подготовьте сообщение:

«Роль пословиц и поговорок в жизни общества» (выступить можно на уроке литературы при изучении темы «Пословицы , поговорки и их народная мудрость»



По упр. 8: Подберите из произведений И.Соколова – Микитова или М.М. Пришвина текст, который поможет вам проиллюстрировать орфограммы, изученные в 5 классе

Упр. 14 Комплексный анализ текста Л.Кондырева «Капля»

Инд.задание: исследование по поэтическим произведениям: «Выразительность переносного значения слова»



3

Части речи. Самостоятельные и служебные.

По упр. 32 1. Прочитайте стихотворение. С помощью каких слов передаются переживания, чувства ученика на уроке? Какая часть речи помогает поэту?

2. Проведите исследование: «Какие чувства, переживания я испытал на уроке …» (по своему выбору) – данное задание нацеливает ученика на ведение дневника исследователя.

По упр. 33 Исследовательская работа «Роль слов – омонимов в предложении» (или «Роль слов – омонимов в художественном тексте» - данное задание только для одарённых детей)


4

Слово и его формы

Заранее подготовленное сообщение « Выразительность словообразовательных элементов русского языка»

5

Глагол

По упр. 39: Выпишите из упражнения все глаголы, обозначающие действия весенних ручьёв, дополните своими примерами.

По упр. 42: В каком из отрывков рисуется картина природы с помощью глаголов со значением «проявление цвета», а в каком – со значением «процесс издавания звуков»

По упр. 44 (развитие логического мышления): читая текст, вставляйте вместо точек один из глаголов – синонимов. Какое общее значение имеют эти глаголы? Чем они различаются по значению?

Проведите лингвистический эксперимент: «перепутайте» место глаголов - синонимов в тексте. Что произошло с текстом? Почему?



По упр. 48: С помощью глаголов – антонимов превратите пейзаж «Перед грозой» в пейзаж «После грозы». Измените и другие слова в соответствии с новой темой.

По упр. 51, 52: исследовательская работа « Словарное богатство глагола» по плану, предложенному в сборнике упражнений.

Упр. 63,123,228 (данные упражнения направлены на систематизацию знаний теоретических сведений о русском языке, а также нацеливают учащихся на самостоятельный подбор языкового материала, ведение записной книжки). Для иллюстрации сообщения «Общее грамматическое значение глагола, его морфологические и синтаксические признаки», подберите примеры из произведений художественной литературы

По упр. 70: высказывания Д.Писарева и Н.Чернышевского могут стать темами исследовательских работ учащихся; стать страничкой в записной книжке или в дневнике исследователя, если поставлена цель: подобрать языковой материал по теме высказываний.

По упр.71: Задание - «Составьте библиографию по теме «Москва в произведениях русских поэтов и писателей» - нацеливает ученика на приобретение практических навыков исследовательской работы.
По упр. 84, 92, 93,98 можно проверить наличие у учащихся речевой рефлексии – умение выбрать слово, наиболее точно отвечающее условиям коммуникации, что очень важно для определения уровня развития языковой личности школьника

Упр. 107,120 помогает провести лингвистический эксперимент и формировать у учащихся умение делать выводы: что происходит с текстом, как он меняется?

Упр.130 проверяет «языковой вкус» ученика- умение выбрать из синонимического ряда слово, наиболее точно вписывающееся в данный контекст

Упр. 131 способствует формированию языкового чутья ученика

Упр.132 способствует формированию умения выбрать нужные условия коммуникации – тип текста, жанр и стиль.

Упр. 143 Комплексный анализ текста способствует выработке умения видеть проблему и формулировать её.

Упр. 144,151 позволит учащимся проявить свою творческую индивидуальность в использовании возможностей языка: готовность к рефлексии по поводу фактов речи, к самостоятельному творчеству, к использованию оригинальных языковых средств.

Упр. 170 темы предложений могут быть предложены учащимся в качестве исследовательских проектов. Объектом исследования могут стать как герои художественных произведений, так и реальные люди: писатели, одноклассники, родственники, жители города, села.

Упр.171: дополнительное задание - дайте толкование слова и приведите как можно больше синонимов. Это задание позволяет проверить владение синонимическими и стилистическими возможностями языка. Подберите примеры.

Упр. 175, 177 помогают сформировать умение формулировать гипотезу

Упр. 183,232 формируют умение делать выводы

По упр. 239 можно предложить учащимся сделать исследовательский проект «Я и мои одноклассники»

В качестве самостоятельной работы учащимся может быть предложена тема исследовательской работы

« Современные тенденции употребления глаголов в языке компьютерщиков»»

« Формы глагола и фразеологизмы»



6

Имя прилагательное

К первому уроку изучения данной темы задание: самостоятельно подобрать дополнительную научную и справочную литературу по теме.

Исследовательские работы по теме «Имя прилагательное»:



  1. «Выразительность русского прилагательного»

  2. «Лингвисты – исследователи прилагательного» (информационный проект)

  3. «Прилагательные в языке современного школьника»

  4. « Прилагательные в школьном сленге»

Упр.279 позволяет продолжить формировать умение составлять план, выделять микротемы, определять проблему и формулировать её

Упр. 285, 286, 290,380,381 формируют «языковое чутьё» школьника

Упр. 301,336,371 формируют коммуникативную компетентность ученика

По упр. 309 формируют умение работать над планом информационного проекта «Академик В.В.Виноградов»

Упр. 329, 330,331,338,372 формируют умение делать выводы

7

Имя числительное

Исследовательские работы по теме «Имя числительное»:

  1. «Числительные и фольклор» (данную тему можно разбить на более мелкие темы:

«Числительные в пословицах»,, «Числительные в сказках»,

«Числительные в загадках» и т.д.)



  1. По упр. 394: «Имя числительное во фразеологических оборотах»

  2. По упр. 405 « Исторический и современный морфемный разбор имен числительных»

  3. По упр. 411 « Этимологический анализ имён числительных»

  4. По упр. 419 « Собирательные числительные в речи моих одноклассников»

  5. По упр. 442 – представление информационного проекта « А.М.Пешковский»

  6. По упр. 443 – Исследование « Числительные в моей биографии»; сравнительный анализ слов «биография» и «автобиография».

  7. Упр. 460 формирует «языковой вкус» учащихся

  8. По упр.458 исследовательская работа

« Употребление имён числительных в районной газете «Трудовая слава», на уроке в качестве самостоятельной работы задание: составить план по теме исследования


8

Наречие

Упр. 475,480,481 формирует такие исследовательские навыки: умение анализировать, обобщать, делать выводы, использовать научные термины в монологической речи

Упр. 484, 485, 487,488,490 проверяют речевую рефлексию учащихся

Упр. 581 – формирует умение определять проблему и формулировать её, определять отношение автора и своё отношение к проблеме
Исследовательские работы по теме «Наречие»:

  1. « Использование наречий в текстах поздравлений с праздником» (по упр. 501)

  2. « Слова приветствия в речи моих односельчан»

( по упр. 508)- можно поставить задачу: использовать диктофон для записи живой разговорной речи с последующей расшифровкой и анализом

  1. « Точные» наречия и употребление их в речи» (по упр. 516)

  2. «Наречия как средство связи предложений в тексте» (по упр. 528,538)

  3. «Вовремя и во время» (примеры использования данных слов в контексте) (по упр. 531)

  4. « Употребление наречий во фразеологизмах» (по упр. 545)

  5. «Слова состояния в произведениях художественной литературы» (по упр.551-561)

  6. «Всегда ли возможна замена?» (по упр. 580-работа с наречиями –синонимами и наречиями-антонимами)




9

Местоимение

Упр.591,663, 667 развивает умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы

Упр. 598-608 Информационный проект «Лицо» личных местоимений»

Упр.601,672 развивает речевую рефлексию учащихся

Упр.612-614 исследовательская работа « Правильность употребления притяжательных местоимений в речи»

Упр.623 формирует умение определять проблему текста, формулировать её

Упр.624 формирование исследовательских навыков работы по плану

Исследовательские работы по теме «Местоимение»:



  1. « Употребление местоимений в поговорках, пословицах»

( по упр.662, 668 ) – позволит провести исследование по частотности употребления местоимений разных разрядов в поговорках)

  1. « Местоимения и фразеологизмы» ( по упр. 673)

  2. «Употребление местоимений в составе сложных существительных» (по упр. 674,675)

Приложения

Конспекты уроков
5 класс

Тема урока: Правописание корней РАСТ, РАЩ, РОС

Цель: 1. формирование навыка правописания корней –раст, - ращ, -рос

2.развитие исследовательской компетентности учащихся;

3. воспитание бережного отношения к природе;


  1. Сегодня на уроке мы продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных О - А. Давайте вместе попробуем определить тему урока.

- Посмотрите на экран и скажите, что означают вопросительные знаки на схеме?

(Безударные гласные в корне делятся на 3 группы: 1-проверяемые , 2-непроверяемые,3-чередующиеся)

- Что нужно помнить, чтобы правильно написать безударные гласные 1,2,3 группы?

2. Прочитайте выразительно текст

Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. Свежая трава на газонах, тополь под окном, стая галок, вьющихся у телеантенн над крышами домов, - это фон или часть нашей жизни? Внимание к прилетевшим пернатым, к цветущему лугу, к росткам посаженной рощицы2, к растущим вдоль озера камышам – источник2 интереса и любви к ним, залог взаимной радости природы и человека.

-Определите тему текста. Озаглавьте текст. В течение урока мы будем обращаться к тексту.

3.А сейчас, пользуясь перфокартами, выпишите из текста слова с безударными гласными, распределив их в 3 колонки

Непроверяемые

безударные

гласные

Проверяемые

безударные

гласные

Чередующиеся гласные

о//а

е//и

я//им
















(Проверка)

4.Итак, обратимся к словам с чередующимися гласными О-А. Внимательно посмотрите на слова этого столбика и скажите , о правописании каких корней мы будем говорить сегодня на уроке?

(Ответ)


-Как называют эти корни и почему?

(Корни пишутся в словах, значение которых связано с ростом, развитием, т. е. с жизнью)



- Сформулируйте тему урока. Грамматическую. Речевую.

5.От чего зависит написание гласных О - А в корнях? К уроку подготовлен исследовательский проект, который даст ответ на этот вопрос.

Выступление учащихся:



Проект «Правописание корней с чередованием гласных О –А в корне»
1. Мы подготовили исследовательский проект «Правописание корней с чередованием гласных О – А в корне».

Творческое название проекта «Корни жизни».


3. Цель нашего проекта – научиться правильно писать корни -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-, в которых чередуются гласные О-А.
5. Выдвинули гипотезу. Объясним значение слова ГИПОТЕЗА .

ГИПОТЕЗА – это предположение, выдвигаемое для объяснения каких – либо явлений. Какова же наша гипотеза?



  • Если правописанием командуют согласные СТ и Щ, то в корне пишется А.

  • Если в корне согласные СТ и Щ отсутствуют, то пишется О.

7. Мы знаем, что корнями с чередованием гласных О –А могут командовать:



  • Суффикс А ( корни КОС-КАС, ЛАГ-ЛОЖ)

  • Ударение ( корни ЗОР-ЗАР, ГОР-ГАР)

  • Смысл ( корни РОВН-РАВН, МАК-МОК)

А кто же командует корнями РАСТ – РАЩ, -РОС?

Провели исследование: отобрали тексты, определили круг слов, с которыми будем работать и проследили за их написанием. Оказалось, что в словах с данными корнями ни суффикс А, ни ударение, ни смысл не играют роли. Оставалось обратить внимание на согласные в корне.


9. Мы знаем о таком языковом явлении как чередование согласных. Сочетание СТ чередуется со Щ. Доказательство этого положения представлено на экране:

Блестеть – блещет

Свистеть -свищет

Чистить – очищенный

Растить – выращенный

Значит, в корне РАЩ, как и в корне РАСТ пишется А.


10. Чтобы выяснить, все ли наши одноклассники могут отличить корень РАСТ от приставки РАС и корня, начинающегося с буквы Т, мы подобрали примеры , записали их вперемешку, распечатали карточки на каждого ученика и попросили распределить слова в два столбика.

На диаграмме вы видите, как справились с заданием:



  • Не выполнили задание – 15 % или 3 человека из 28

  • Выполнили задание с 1 ошибкой - 42% или 11 человек

  • Выполнили задание без ошибок – 53 % или 14 человек

12. Где же мы можем встретить слова с корнем жизни? На природе, в лесу, с жизнью человека эти слова тоже связаны. Корнями жизни называют корни РАСТ, РАЩ, РОС, так как они присутствуют в словах, связанных с ростом, с жизнью, с развитием.


14. Результатами нашего исследования явилось создание визитной карточки корней. Каждому из присутствующих на уроке мы дарим её, как напоминание, подсказку.

Кроме того, в школе состоится научно – практическая конференция «Эрудит», где мы выступим с нашим проектом.


-6.Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали выступление и вспомнили ли вы, когда в корнях пишется А, а когда О.Перед вами кроссворд. Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы













2Р










С

1Р




С

Т

О

В




И







С

3О

Т

4Р




С

Л

Ь










А




5Р




С

Т

О

В

Щ

И

К




Т




О

К



Запишите эти слова в тетрадь. ( Работа учащихся. Проверка)

Предложите вариант названия кроссворда.

7. Объясните значение слова РОСТОВЩИК, составив предложение по схеме.

8. Пользуясь своими записями или дидактическим материалом, приведите примеры слов с корнями РАСТ, РАЩ, РОС и объясните их написание:

Дидактический материал к уроку

«Правописание корней -РАСТ -, -РАЩ-, -РОС-».

Загадки

  1. Р..стёт вниз головой, 2. В землю Тит зашёл,

Не летом р..стёт, а зимой. Синю шапку нашёл.

Чуть солнце её припечёт, Из земли выр..стал -

Заплачет она и умрёт. Весь мир одевал.

3. Девица красна в землю вр..сла.

4. И зелен, и густ – на грядке выр..с куст. Начали щипать – стали

плакать и рыдать.



5. Рос Демид, выр..с, на белый свет вылез, сквозь землю прошёл,

красну шапку нашёл.



6. В летнюю пору р..стут золотые горы.

7. Что вниз вершиной р..стёт?

8. Вокруг озера лес р..стёт.

9. Не сеют, не сажают, сами выр..стают.

10.Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет и р..стёт.

Пословицы

1.Р..стения тянутся к свету, а народы к миру.

2.Сломить дерево – секунда, а выр..стить – годы.

3. И камень лёжа мхом обр..стает.

4.Где сосна взр..сла, там она и красна.

Словарные диктанты


  1. Зар..сли шиповника, р..стительность тундры, отр..сль

промышленности, южные р..стения, морские водор..сли, р..сли

осинки, разр..стались травы, зар..сла тропинка, ср..слись стволы,

прор..сла пшеница.


  1. Подр..стала рассада, выр..сли помидоры, р..стительный мир

пустыни, отр..слевое хозяйство, пожилой возр..ст, интересное

р..стение, зелёные р..сточки, огромные зар..сли орешника,

полезные водор..сли.

Творческий диктант

Используя слова для справок и их значения, составьте предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое были выражены именем существительным.

1.Молодой лес. 2. Отдельная область деятельности, науки, производства. 3. Частый кустарник, которым зар..сло какое-нибудь место. 4. Дать р..стки. 5. Стать ветвистее, гуще, больше.

Слова для справок: пор..сль, отр..сль, зар..сли, прор..сти, разр..стись

Объяснительные диктанты

Красная книга р..стений.

1. Как радует нас красота и аромат полевых цветов! Но часто к ним тянутся жадные руки и безжалостно рвут их. Эти красивые цветы и ценные лекарственные р..стения могут исчезнуть навсегда.

Многие из них занесены в «Красную книгу р..стений».

2. У водоёма.
Зар..сли расступились, и дети вышли к крохотному водоёмчику. Возле самого края сцепилась корнями и плавала целая куча болотных р..стений. Вверх из корней р..сли зелёные стебли, а в воду спускались, как белые ниточки, тоненькие корешки.

Г. Скребицкий

3. Почва.

Почвой называют верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором р..стут р..стения. В борьбе с разрушением почвы человеку помогает р..стительность. Почву защищают от размывания различные р..стения: лесные, полевые, степные, луговые. Люди высаживают кустарники, чтобы не р..сли овраги.

М. Скаткин
4. Водор..сли.

Морские водор..сли полезны и вкусны. Из них приготавливают хлеб, печенье, кексы, конфеты. Их едят и свежими. Морские водор..сли накапливают в своих тканях необходимые для жизни металлы и вещества. Если человек использует в пище водор..сли, он укрепляет своё здоровье.

И. Акимушкин

Выборочный диктант

Это интересно.



  1. Пшеница – самое первое хлебное р..стение, которое посеял человек.

  2. Рожь быстро р..стёт, сама, без помощи человека, справляется со многими сорными травами.

  3. Семена свёклы так прочно ср..стаются, что их невозможно разделить. Если клубочки семян свёклы посеять, из каждого выр..стает несколько р..стков.

  4. В июле зар..сли тмина выглядят так, словно на них набросили белое кружево: это от обилия мелких беленьких цветков.

( Примеры и объяснение написания слов с корнями РАСТ,РАЩ,РОС)

Итак, ваши примеры ещё раз подтвердили, что корни РАСТ, РАЩ, РОС являются КОРНЯМИ ЖИЗНИ.

9. Пригреет солнышко землю посильней, и в лесу, не дожидаясь, когда же стает весь снег, сначала робко, а затем всё смелее и смелее появляются первые цветы.

Какое настроение вызывает у вас появление первых цветов? Подберите эпитеты к слову настроение.(Хорошее, радостное)

А ещё можно сказать Светлое, ликующее, торжественное, праздничное, изумительное, очаровательное.

10. Но почему-то не все люди бережно относятся к первым цветам.

Запишем предложение:

Учёные создали Красную книгу и перечислили в ней исчезающие от бездумного варварства человека растения: ландыши, колокольчики, ночные фиалки.

- Объясните постановку знаков препинания в предложении. Какое слово является обобщающим? Объясните орфограмму в этом слове.



-Проверьте написание остальных слов в предложении.

(Проверка)

-Почему книгу исчезающих растений и животных назвали Красной? Что общего у Красной книги и светофора?

(Красный свет светофора означает опасность для жизни. Убийство природы опасно для жизни человечества).

- Одним из заданий к уроку было задание подготовить обращение к одноклассникам о бережном отношении к первоцветам.

Давайте послушаем одно из обращений:

11. Отгадайте, о каких цветах идёт речь в следующих загадках. 4.А) Природой бережно спелёнутый,



Завернутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист… (Ландыш)

Как вы догадались, что загадка о ландыше?(Спелёнутым может быть ребёнок, завёрнутый в листик ландыш на тонкой ножке напоминает спелёнутого ребёнка.)

Какое изобразительно-выразительное средство языка помогло отгадать загадку? (Метафора)

Что это такое?

Б) Цветок – петушок растёт на опушке, (если будет время)

Хохлатый подбородок, хохлатая макушка. (Хохлатки)

12.Знаете ли вы, какие первоцветы встречаются в нашем сампурском лесу?

(Ответы учащихся)

Запишем названия двух:

Пролески, рябчик русский. Выполним морфемный разбор этих слов.

Можете ли вы раскрыть секрет названия этих цветов?

(Ответы учащихся)

13.- К уроку вы выпустили бюллетень «Внимание, первоцветы». На что вы хотите обратить внимание ребят?

(Выступление учащихся)

14.-Давайте вновь обратимся к тексту, прочитаем его и определим основную мысль текста и нашего разговора о первоцветах.

( Растительный мир – источник нашего интереса и любви к нему, залог взаимной радости природы и человека)

-Совершенно верно. И поэтому мы

От всех сомнений и смятений,

От всех ушибов и толчков

Лечиться можем у растений-

У их цветочков и ростков.

-Какие слова этого четверостишия иллюстрируют грамматическую тему нашего урока?

15. Чтобы проверить наши знания, выполним тест.

Тест «Правописание гласных А и О в корнях с чередованием»

1 вариант



  1. Какую букву нужно вставить? Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

а) б) в) г)

р…стовщик о а о а

выр…стить а а о о

подр…сли о а а о

отр…сль а о а о


  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква О?

  1. р.стение, водор.сли

  2. выр.щивать, возр.ст

  3. р.сток, зар.сли

  4. подр.стая, выр.сти

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква А?

А. подр.стал

Б. подр.сший

В. отр.сль

Г. разр.стается

1) А, В, Г 2) А,Б,Г 3) А,В 4) Б,Г

2 вариант


1. Какую букву нужно вставить? Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

А) Б) В) Г)

зар..сли о а а о

р..сток о а а о

Р..стов о а а о

р..стительность о а о а

2.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?


  1. возр.ст, зар.сли

  2. отр.слевой, ср.щение

  3. подр.стал, Р.стислав

  4. ср.слись, выр.сший

3.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?
А. р.стить

Б. выр.сли

В. водор.сли

Г. р.стовщик

1) А,Г 2) Б,В,Г 3) Б,В 4) А,Б,В

16. Сегодня на уроке мы говорили о правописании корней РАСТ, РАЩ, РОС, в которых гласными командуют согласные, и о бережном отношении к природе.



Адрес правила о правописании корней:

 

 



Русский язык

Теория 5-9 классы,

параграф № 51

 


РАСТ//РАЩ– РОС

Помни об исключениях:

Ростислав, Ростов, росток,

ростовщик, отрасль

КОРНИ ЖИЗНИ

Домашнее задание: составьте обращение к первоклассникам о бережном отношении к природе.



6 класс

Конспект урока литературы

Автор программы – В.Я. Коровина.

Автор учебника – В.П. Полухина

Методические указания: данный урок является вводным и предваряет работу по изучению романа А.С. Пушкина «Дубровский».

К уроку необходима предварительная подготовка. Учащиеся должны прочитать роман, выполнить индивидуальные задания, которые даются в качестве установки перед чтением романа.



следующая страница >>
Смотрите также:
Абрамова Ирина Вениаминовна, учитель русского языка и литературы моу сампурской сош сампурского района Тамбовской области Формирование исследовательской компетентности учащихся при обучении русскому языку и литературе
830.15kb.
4 стр.
Программа по русскому языку и литературе. Общие указания
296.62kb.
1 стр.
Конкурс творческих работ, посвященный Году русского языка " о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!"
61.99kb.
1 стр.
Программа факультативного курса по русскому языку Лингвистический анализ текста Класс 5 Учитель Ануфриева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы моу сош №13 Программа разработана на основе Программы ЛьвовойС
382.19kb.
1 стр.
Информационно-педагогический модуль Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории моу «сош №3 г. Кувандыка»
842.1kb.
6 стр.
Конспект урока в 10 классе по теме «Лирика любви в творчестве Федора Ивановича Тютчева» Любовная лирика «роковой поединок»
79.81kb.
1 стр.
Сборник дидактических материалов по русскому языку для учащихся 5 9 классов
641.83kb.
4 стр.
Словом можно убить, словом можно спасти…
74.3kb.
1 стр.
Из опыта работы Агеенко Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы моу «сош №120» г. Омска Анкетирование читательских интересов как метод изучения читательских интересов школьников
76.52kb.
1 стр.
Возникновение жизни на Земле
131.05kb.
1 стр.
«Сложное предложение»
75.14kb.
1 стр.
Дидактические возможности включения сетевых информационных технологий в образовательный процесс при обучении русскому языку
81.39kb.
1 стр.