Главная страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
Абитуриенту на экзамен
Экономическая теория

Ответы на экзаменационные вопросы.

Учкекен 2005

Составитель к.э.н. Кумыкова А.М.

Настоящее пособие содержит примерные вопросы и ответы для абитуриентов, поступающих на экономический факультет по дисциплине "Экономическая теория".

Ответы на экзаменационные вопросы по экономической теории.
Вопрос 1. Экономика как объект экономической науки. Роль экономики в жизни общества.
Экономическая теория - древнейшая наука. Экономика - это часть повседневной жизни людей, люди принимают ежедневное участие в экономической деятельности, живут в экономической среде, постоянно употребляют слова, употребляемые экономистами (деньги, цены, доходы, расходы, заработная плата и др.)

По выражению Пола Самуэльсона, экономическая теория является Королевой Общественных Наук.

Слово «экономика» появилось в глубокой древности. Принадлежит оно Аристотелю и произошло от двух греческих слов «ойкос» - хозяйство, дом и «номос» - закон, т.е. закон ведения домашнего хозяйства.

В XVII веке в оборот был введен термин «политическая экономия» слово «политика» означало общественное устройство. Экономику стали трактовать как законы ведения общественного хозяйства. Экономическая наука относится к разряду общественных наук, поскольку производственные и рыночные процессы осуществляются посредством общественных отношений между людьми. Формы взаимодействия людей в процессе использования ограниченных производственных ресурсов в целях максимального удовлетворения неограниченных потребностей.

Наука об экономике, дающая цельное представление обо всей экономической жизни людей в системе понятий, категорий, принципов, теорий и экономических законов называется экономической теорией.

Экономическая теория изучает не все, а лишь главные, самые важные процессы всей экономической жизни общества и каждого человека в нем. Чтобы жить, люди должны удовлетворять свои нужды, запросы в пище, одежде, жилье, образовании. Возникает необходимость организовать производство, используя природные ресурсы, орудия производства, знания, машины и накопленный опыт людей. Экономическая теория выделяет в качестве объекта исследования человеческую деятельность, связанную с созданием материальных и духовных благ, необходимых для жизнедеятельности человека и общества.

Следует также различать два типа связей людей в производстве: одни из них сопряжены с воздействием человека на природу с целью приспособления ее предметов для потребления (в этом процессе человек выступает как главная производительная сила), другие — с отношениями между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

С точки зрения экономики люди рассматриваются как субъекты, сознательно действующие сообразно своим способностям и целевым установкам. При этом возникающие между ними в процессе производства, распределения, обмена, потребления отношения по своему характеру объективны. В силу этого производственные отношения приобретают свойство экономических законов, выявлением и изучением которых занимается экономическая теория.

Необходимо обратить внимание на два аспекта экономической теории: а) выявление основных тенденций (законов) возникновения, развития и отмирания производственных отношений людей; б) исследование того, каким образом участнику экономической деятельности (экономическому субъекту) решить в, условиях ограниченных ресурсов триединую задачу: что, как, для кого производить с наименьшими затратами.

Кроме того, объектом изучения экономической теории в одних случаях объявляется только хозяйственная деятельность, тогда как в других — чуть ли не вся сфера общественных отношений. Однако следует признать, что экономическая теория не может ограничиваться чисто экономическими исследованиями, а призвана раскрывать взаимосвязи между экономической и этической сторонами жизни общества. В силу этого необходимо различать не только общетеоретические, но и специфические (национальные) подходы к исследованию и разрешению одних и тех же социально-экономических проблем.

Осознание наличия различных трактовок предмета экономической теории поможет лучше понять двоякий ее характер. С одной стороны, она выявляет объективные экономические законы, с другой — обнаруживает специфические способы обеспечения жизнедеятельности людей на каждом историческом этапе развития общества отдельно взятой страны.

Таким образом, главная цель экономики — обеспечение жизнеспособности, поддержание жизнедеятельности людей, создание условий для продления рода человеческого, рост благосостояния членов общества.


Вопрос 2. Предмет и метод экономической теории.
Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества в целом. Существует реальная и теневая экономика (уход от налогов). На долю теневой экономики по данным Госкомстата приходится 25%, по другим источникам - 40-45%.

В любом обществе решается триединая проблема (Пол Самуэльсон): что производить, как производить, для кого производить. Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают. В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом экономической теории являются в первую очередь экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ и услуг.

Экономическая теория изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения экономической теории является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов.

В учебнике П. Самуэльсона «Экономика» подчеркивается, что «экономика – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, чтобы произвести разнообразные товары…».

К. Макконел и С. Брю в учебнике «Экономикс» пишут, что «экономическая теория – это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов». Одно из распространенных определений экономики – это учение о том, как люди зарабатывают себе на жизнь.

Английский экономист Лайнен Роббинс (1898-1984) дал следующее определение предмета экономикс, которое широко используется в западной литературе: "Экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими их альтернативное использование (проблема выбора)".

Экономическая теория изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек), стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.

Таким образом, предметом экономической теории являются экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ и услуг.

Эти отношения могут быть двух типов:

1) Отношения собственности, связанные с тем, кому принадлежат основные факторы производства и результаты производства.

2) Отношения по организации хозяйственной деятельности и управления этой деятельностью.

В современной экономической литературе распространено понимание предмета современной экономической теории как изучение "редкости" ограниченности ресурсов. Так, Дж. Робинсон пишет, что экономика это наука, которая исследует поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения, а П. Самуэльсон рассматривает ее как науку о путях использования ограниченных производственных ресурсов, допускающих альтернативные способы применения или достижения поставленных целей.

Предмет науки экономика очень сложен и многообразен, потому что сложна и многообразна жизнедеятельность человека. Имеет смысл согласиться с П. Самуэльсоном о том, что все определения экономической теории как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берут различные аспекты жизнедеятельности человека.

Метод буквально означает путь к чему-либо. Другими словами метод — это совокупность приёмов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей, познается объективная реальность.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. В их числе можно выделить следующие:



1. Диалектический метод нацеливает на выявление глубинных причинно-следственных связей, внутренних противоречий как" источника движущей силы развития всех явлений природы, общества и мышления. Он разграничивает сущность и явление, содержание и форму, необходимость и случайность, возможность и действительность, вскрывая тем самым подлинный характер взаимосвязей в рамках того или иного предмета. Диалектика делает акцент на процессах развития, показывая их закономерный характер. Развитие трактуется через призму трех законов диалектики: переход количества в качество и наоборот, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

2. Позитивный метод предполагает формулирование знаний об экономике, категориях и законах развития экономической среды на основе развития экономической среды на основе описания и систематизации факторов, опыта рыночных наблюдений и т.д.

3. Нормативный метод познания предполагает анализ практической деятельности человека, базирующийся на принципах максимальной эффективности. Основной принцип этого метода состоит в том, что он направлен на получение результатов, приносящих пользу всем субъектам хозяйственной деятельности.

4. Метод научной абстракции состоит в мысленном отвлечении (абстрагировании) в процессе познания от несущественных сторон в исследуемых экономических процессах, и явлениях и выделение в них существенного, типичного и постоянно повторяющегося. В результате абстрагирования выводятся экономические категории и законы.

5. Методы анализа и синтеза. Метод анализа состоит в разложении изучаемого явления на составные части и исследование каждой из них в отдельности. Метод синтеза предполагает мысленное воссоздание целого из его частей и исследование их во взаимосвязи и взаимодействии в целостности и единстве.

6. Методы индукции и дедукции. Метод индукции (наведения) обеспечивает переход от изучения .единичных фактов к общим положениям и выводам. Метод дедукции (выведения) делает возможным переход от общих выводов и положений к относительно частным.

7. Экономико-математические методы ~ собирательное понятие - охватывающее комплекс дисциплин на стыке экономики и математики, которые обеспечивают применение математического аппарата, математических зависимостей для определения, расчета экономических показателей.

8. Метод эксперимента предполагает изучение, исследование экономических явлений и процессов путем их воспроизведения, моделирования в искусственных или естественных условиях. Возможности экономических экспериментов весьма ограничены, как очень сложно воспроизвести реальные условия, многократно повторять эксперимент. К тому же приходится экспериментировать на людях, субъектах хозяйства, что способно вызывать неблагоприятные социальные последствия.

9. Проверка практикой, которая является критерием истинности экономических знаний и хозяйственных решений.
Вопрос 3. Структура экономических наук. Микроэкономика. Макроэкономика. Функции экономической теории.
В настоящее время существует целый комплекс наук, которые объединяются таким обобщенным понятием как экономические науки. Они изучают все экономические процессы и явления в хозяйственной жизни.

Экономические науки включают в себя:

  • Общетеоретические или фундаментальные науки (политическая экономия, общая экономическая теория, теория управления производством и др.)

  • Отраслевые или прикладные науки (экономика промышленности, экономика строительства, экономика сельского хозяйства и др.)

  • Функциональные или межотраслевые (финансы и кредит, ценообразование, бухгалтерский учет, маркетинг и др.)

Объектом исследования экономической теории является национальное хозяйство или экономика. Национальное хозяйство изучается на двух уровнях:

1) на макроуровне— уровне всей экономики;

2) на микроуровне — уровне фирм и предприятий.

Соответственно этим уровням экономики в экономической теории имеется два раздела: макроэкономика и микроэкономика. Макроэкономика изучает экономические явления и процессы, относящиеся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения макроэкономики являются обобщающие показатели по всему хозяйству, такие, как национальное богатство, валовой внутренний продукт, общее количество денег в обращении.

Одновременно макроэкономика изучает такие показатели, как уровень доходов, средняя заработная плата, уровень инфляции, занятость, безработица, производительность труда и т.д.

Микроэкономика изучает экономические процессы, явления и отношения на уровне предприятий, фирм и предпринимателей. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, принятие им решений в отношении объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. Микроэкономика изучает также рыночное поведение хозяйствующих субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В то же время объектом изучения микроэкономики являются отношения между производителями, предпринимателями и государством, а также воздействие государства на предприятия, фирмы и домохозяйства посредством различных инструментов государственного регулирования экономики.

Вопрос о функциях экономической теории — это вопрос о ее непосредственной применимости, значении и роли. Выделим следующие функции экономической теории:



I. Познавательная или теоретическая функция состоит в том, чтобы глубоко и всесторонне изучать общественное производство, экономические процессы и экономические отношения, исследовать законы и тенденции экономического развития.

2. Прогностическая функция состоит в разработке и обосновании научных прогнозов, выявлении перспектив экономического и социального развития.

3. Критическая функция заключается в выяснении не только достижений, но и недостатков экономического развития, исследовании экономических противоречий и способов их разрешения.

4. Методологическая функция состоит в том, что экономическая теория выступает в качестве теоретического фундамента прикладных и функциональных экономических наук.

5. Практическая функция состоит в разработке принципов и методов рационального хозяйствования, научном обосновании экономической политики государства.
Вопрос 4. Экономическая система. Основные типы экономических систем.
Любая страна имеет свою экономическую систему. Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.

Индустриально развитые страны мира в основном различаются по форме собственности на средства производства и по способу управления хозяйственной деятельностью.

На основе этих признаков выделяют командную, рыночную и смешанную и традиционную экономику.

Командная (командно-административная) экономика – система, в которой доминирует государственная собственность на средства производства и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования.

Все крупные решения, касающиеся объема использования ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив.

Рыночная экономика или чистый капитализм характеризуется как система основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. В такой системе поведения каждого его участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами: каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений.

Защитники рыночной системы утверждают, что такая экономическая система благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту.

Роль правительства при рыночной системе ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Смешанная экономика – тип общества, синтезирующий элементы командной и рыночной систем, т.е. механизм рынка дополняется активной деятельностью государства, правительство энергично участвует в обеспечении экономической стабильности и занимается «координацией» частного сектора.

Во многих экономически слаборазвитых странах действуют традиционные, или основанные на обычаях экономические системы. Техника производства, обмен, распределение доходов базируются на освященных временем обычаях (Индия). Наследственность и касты диктуют экономические роли индивидов. Традиционная экономика отличается высокой степенью консерватизма, т.к. технический, экономический процесс вступает в противоречие с установившимися обычаями и угрожает стабильности общества.


Вопрос 5. Виды экономических ресурсов и их ограниченность
«Экономика» вырастает из «производства», которое образует материальную основу экономики. Источники любого производства – это ресурсы.

Ресурсы производства – это совокупность природных, социальных и духовных сил, которые м.б. использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.

В экономической теории ресурсы принято делить на 4 группы: природные, материальные, трудовые и финансовые.



Природные – земля, недра, леса, реки и т.д., т.е. собственные силы и вещества. Материальные – все созданные человеком средства производства. Финансовые – денежные средства, которые общество может выделить на организацию производства. Трудовые – население в трудоспособном возрасте.

При характеристике ресурсов всегда важно помнить, что они всегда ограничены, в то время, как потребности безграничны (изменения общества и потребностей).



Ресурсы Факторы Доходы

природные земля рента

материальные капитал процент

финансовые



трудовые труд зарплата

предпринимательская деятельность прибыль

У любой страны независимо от того, богата она или бедна, развита или нет, ресурсы ограничены. Различают абсолютную и относительную ограниченность.

Абсолютная ограниченность – недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Но, когда для удовлетворения каких-то выбранных, определенных потребностей ресурсов достаточно – это относительная ограниченность. Абсолютная ограниченность переходит в относительную при выборе потребностей, подлежащих удовлетворению.

Если бы ограниченность производственных ресурсов была абсолютной, то выбор был бы невозможен, если бы ограниченность ресурсов отсутствовала, выбор был бы не нужен. Выбор становится необходим в условиях относительной ограниченности ресурсов, которые ставят вопрос о предпочтительности того или иного их применения, поиска лучшего сочетания факторов производства, при котором достигается максимальная удовлетворенность потребителя.


Вопрос 6. Проблема выбора. Кривая производственных возможностей.
Производство должно быть экономически эффективным, а продукт – соответствовать реальным потребностям общества. Сущность экономической организации производства состоит в том, что во всех отраслях и на всех уровнях оценка его эффективности рассчитывается отнесением величины результата к величине затрат.

Экономический результат производства – эффективно (с минимальными затратами) произведенный продукт, соответствующий реальной потребности потребителя в нем. Следовательно, экономическая организация производства обеспечивает оптимальную связь трех величин – затрат, результатов, потребностей.

На каждом новом этапе развития производства появляются новые факторы, без которых производство не может успешно развиваться. Трудно, например, представить себе современное производство без таких факторов, как предпринимательство, информация, технология, экология и др. Однако системообразующими остаются три: труд, земля, капитал.

Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов. Каждого предпринимателя интересует вопрос о том, как достичь такого соотношения факторов, при котором можно получить максимальный выпуск продукции.



Количество производимой продукции во многом зависит от применяемых для ее производства факторов и их комбинации.

Раз возможны различные комбинации факторов, значит есть вариант, при котором можно достичь их оптимального сочетания.

Как правило, величина факторов не остается постоянной, она изменяется. При этом возможны варианты: изменяются либо все факторы одновременно, либо один из них. Это обстоятельство влияет на доходность: она падает.

Возникает проблема эффективного использования редких ресурсов. Общество стремится получить максимальное количество товаров и услуг, произведенных ограниченными ресурсами.

Поскольку ресурсы редки, то даже при полной занятости и полном объеме производства экономика не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг. Поэтому возникает новая проблема выбора товаров и услуг, какие следует производить, а от каких отказаться.

Проиллюстрировать эффект выбора можно с помощью кривой производственных возможностей.

Таблица 1



Вариант

(т) Масло

(шт.) Работы

1

15000

0

2

12000

2000

3

10000

3000

4

6000

5000

5

3000

5500

5

0

6000

Предположим, что экономика производит не бесчисленное количество товаров и услуг, а лишь два продукта — масло и роботы. Масло символизирует потребительские товары, роботы — средства производства.

Будем исходить из того, что если все население страны станет производить масло, то оно получит 15 000 т. Если же — роботы, то будет выпущено 6000 шт. Конечно, роботы и масло могут производиться и одновременно.

Поскольку ресурсы ограниченны, то при росте производства роботов придется сократить количество масла и наоборот. Это можно выразить и в таблице, и на графике (табл. 1, рис. 1).




следующая страница >>
Смотрите также:
Абитуриенту на экзамен Экономическая теория Ответы на экзаменационные вопросы. Учкекен 2005
1633.94kb.
10 стр.
Содержательный анализ дисциплины «Экономическая теория». Дидактические единицы
433.05kb.
1 стр.
Экзаменационные ответы по ксе. (I курс / I семестр)
595.18kb.
4 стр.
Экзаменационные вопросы по истории России 11 класс. Для удобства пользования вопросы и ответы размещены в хронологическом порядке
4019.44kb.
57 стр.
Рефератов и курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория»
30.17kb.
1 стр.
Экономическая теория
4759.54kb.
23 стр.
Экзаменационные материалы по английскому языку 8 класс 2010 переводной экзамен по английскому языку
99.89kb.
1 стр.
Вопросы к государственному экзамену Экономическая теория
50.46kb.
1 стр.
Экзаменационные вопросы по курсу "Возрастная психология". Предмет, структура и основные проблемы возрастной психологии
1716.83kb.
13 стр.
Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по курсу «экономическая теория»
375.41kb.
3 стр.
Методические указания по курсовому проектированию по дисциплине «Экономическая теория»
991.67kb.
6 стр.
Реферат по экономической теории это результат изучения таких экономических дисциплин, как экономическая теория, история экономических учений и концепций, история экономики
226.82kb.
1 стр.