Главная страница 1страница 2 ... страница 8страница 9


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Профессионально-педагогический институт

Кафедра экономики и управления

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

2008 г.

Зав. кафедрой

___________ А.А.Саламатов


ЭКОНОМИКА

(Учебная и рабочая программы и методические материалы)
Специальность 050501 - Профессиональное обучение
Очная (заочная) форма обучения

Челябинск

2008

СОДЕРЖАНИЕ





I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3

ii. Учебная программа 4

2.1. Пояснительная записка 4

2.2. Содержание курса 5

2.3. Бибилиографический список 6

III. Рабочая программа 8

3.1. Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины 8

3.2. Тематический план 9

3.3. Планы лекционных занятий 9

3.4. Планы семинарских занятий 12

3.5. Организация самостоятельной работы студентов 14

IV. Методические материалы 16

4.1. Организация контрольных мероприятий 16

4.2 Требования к выполнению контрольных работ 16

4.3. Темы контрольных работ 17

4.4.Терминологический минимум 18

4.6.Вопросы к экзамену 21

4.7. Примерные задания для текущего контроля 22

22

4.8. Словарь основных терминов и понятий 28



4.9. Критерии оценивания знаний студентов 32



I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ

СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

ГСЭ.Ф.09

ЭКОНОМИКА

Введение в экономическую теорию. Блага, потребности ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Макроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос и факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВНП и способы его изменения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индекс цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности перехода экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурный сдвиг в экономике. Формирование открытой экономики. Экономические аспекты социальной работы.


80



ii. Учебная программа




2.1. Пояснительная записка



Цель курса:

Поскольку учебный курс «Экономика» читается для студентов неэкономических специальностей, то главная цель курса - формирование у студентов основ экономического мышления, понимание экономической политики государства, деятельности первичных производственных звеньев, мировых экономических процессов, закономерностей переходной экономики.



Задачи курса:

Задачей первого раздела курса является раскрытие общих закономерностей функционирования экономической системы, включая ее воспроизводство, источники, факторы, типы экономического роста, цикличность развития, и на этой основе формирования у студентов понятийного аппарата.

Задача второго раздела – изучение законов развития рыночной системы хозяйства, различных теоретических подходов к проблеме равновесия, как в экономике в целом, так и на отдельных рынках.

Задача третьего раздела – ознакомление студентов с основным направлениями государственного макроэкономического регулирования, включая определение основных показателей системы национальных счетов, регулирование денежной, кредитной, финансовой систем, реализация бюджетной, налоговой политики, определение основных параметров уровня жизни.

В четвертом разделе ставится задача раскрытия основных параметров хозяйственной деятельности предприятия.

В разделе мировой экономики ставится задача дать общие сведения о тенденциях развития мирового товарного, валютного, финансово-кредитного рынков.

В заключительном разделе излагается общий ход реформ в России.

Выпускники Профессионально-педагогического института, изучив курс «Экономика», должны владеть следующими знаниями и навыками:

- отчетливо представлять сущность экономики рыночного типа;

- знать законы, аксиомы и принципы, определяющие содержание, структуру и особенности функционирования экономических систем;

- применять в практической деятельности знания о функционировании экономики;

- твердо ориентироваться в компетенции субъектов экономической жизни и активно использовать эти знания на практике.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

- основные направления и особенности экономической системы, ее роль и место в развитии страны;

- роль, место и взаимосвязь экономики и правовой сферы;

- правовые основы функционирования рыночной системы хозяйствования Российской Федерации;



Уметь:

- анализировать предоставленный материал;

- находить и использовать необходимую экономическую информацию;

- участвовать в дискуссии по экономическим вопросам;

- отстаивать свое мнение по поставленному вопросу;

Владеть:

- навыками работы с экономической литературой, отражающей особенности функционирования экономических систем.



Нормативно-методические материалы:

Содержание курса соответствует стандарту, утвержденному Министерством общего и профессионального образования РФ, а также программе курса «Экономика», принятой на кафедре «Подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик» ППИ ЧГПУ и реализуемой на экономических и неэкономических специальностях в последние годы. В учебном курсе «Экономика», реализуется авторский подход, учитывающий особенности студентов неэкономических специальностей, в частности хорошую математическую подготовку, строгое логическое мышление, способность воспринимать логические построения, функциональные зависимости. Суть авторского подхода в предельно кратком изложении теоретических положений и за счет этого подробный анализ экономических процессов с использованием графиков, схем, таблиц, зависимостей.



Формы и особенности организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов:

Организация учебного процесса построена на чтении лекций и на проведении групповых семинаров. С учетом того, что по итогам семестра студенты сдают не экзамен, а зачет по курсу, то при проведении семинаров ставится задача добиться максимального выступления студентов по обсуждаемой теме. При этом практикуются не только устные выступления, но и письменное (графическое, табличное, схематическое) изложение основных параметров затронутых вопросов, а также дополнения, добавления, доклады на основе знаний, полученных из дополнительных источников. Каждое выступление в любой форме оценивается. При хороших и отличных выступлениях создается возможность освобождения от сдачи зачета.



Требования к уровню освоения содержания курса:

Важнейшим требованием к усвоению курса является умение самостоятельно и логически последовательно объяснять во время собеседования, выступления на семинарах основные положения изучаемых тем.

Поскольку студенты хорошо владеют компьютером, то в качестве самостоятельной работы ставится задача поиска дополнительной информации в Интернете с последующими сообщениями на семинарских занятиях.


следующая страница >>
Смотрите также:
4 Терминологический минимум 18 Вопросы к экзамену 21
626.95kb.
9 стр.
Политология вопросы для подготовки к экзамену 4 курс Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Политология»
51.99kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену (2003/2004) Допуск к экзамену: Отсутствие задолженностей по лабораторным работам
87.65kb.
1 стр.
Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Психология управления»
11.1kb.
1 стр.
Вопросы гак вопросы к государственному экзамену Специальность
88.03kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по сипт (вечернее отделение 1 семестр 2010-2011 уч год) Политические идеологии: сущность, структура, функции
15.1kb.
1 стр.
17 Вопросы к квалификационному экзамену
530.63kb.
5 стр.
Рабочая программа. Тематический план. Темы семинарских занятий. Контрольные вопросы к коллоквиумам. Контрольные вопросы к экзамену
126.42kb.
1 стр.
Вопросы к кандидатскому экзамену по специальности 12. 00. 14
46.1kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по «Отечественной истории»
52.86kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Общее языкознание»
17.23kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Финансы и кредит»
10.89kb.
1 стр.