Главная страница 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Релиз Международного Форума МАГ «Столичные города XXI века: новаторство и традиции в архитектуре и градостроительстве», Астана, 4 -6 июля 2008 года. 4

2. Сводный доклад МАГ 9 9
2.1. Постановка проблемы

2.2. Требования к стратегии социально-экономического развития столичных и крупных городов

2.3. Миссия столичных и крупных городов стран Содружества Независимых Государств

2.4. Стратегическое прогнозирование развития столичных и крупных городов и задачи преобразования их экономической базы

2.5. Демографическая ситуация и задачи повышения качества жизни

2.6. Дом и работа

2.7. Новая жилищная политика и градостроительство

2.8. Использование пространственных ресурсов городов и их территориального окружения

2.9. Задача формирования нового инфраструктурного каркаса городов

2.10. Заключительные положения

3. Мероприятия Международной Ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ) по проблемам архитектуры и градостроительства. 40
4. Резолюция Международного Форума МАГ «Столичные города XXI века: новаторство и традиции в архитектуре и градостроительстве», Астана, 4 -6 июля 2008 года. 56

Городам – лучшие практики ведения дел

Релиз Международного Форума МАГ



«Столичные города XXI века: новаторство и традиции

в архитектуре и градостроительстве»

Астана, 4–6 июля 2008 года

В рамках 10-летнего юбилея столицы Республики Казахстан города Астаны – Дня столицы – Международная Ассамблея столиц и крупных городов (МАГ) совместно с акиматом города Астаны при поддержке Правительства Москвы проводит Международный Форум «Столичные города XXI века: новаторство и традиции в архитектуре и градостроительстве».

Тематика Форума определена в соответствии с комплексной программой МАГ «Город – городу» по обмену передовым опытом и новационными технологиями во всех сферах городской жизнедеятельности, включая городское хозяйство, строительство, экологию, архитектуру, благоустройство городской среды и т.п. Эффективным инструментом реализации данной программы является постоянная комиссия МАГ по городскому хозяйству, строительству и архитектуре, сопредседателями которой утверждены первый заместитель Мэра Москвы Петр Бирюков, глава администрации городского округа «Город Уфа» Павел Качкаев, Харьковский городской голова Михаил Добкин. Координирует работу комиссии руководитель ГУ города Москвы «Центр реформы ЖКХ» Правительства Москвы Ирина Шрамко. По тематике Форума в городах – членах МАГ было проведено три международных конференции, 12 «круглых столов», ряд семинаров. Задача Форума МАГ в Астане – обобщить накопленный в городах и продемонстрировать лучший опыт, достижения в области градостроительства и архитектуры, выработать необходимые рекомендации, пути решения имеющихся проблем.

Форум в Астане позволит представить и самую молодую столицу мира, отмечающую в эти дни свои первые 10 лет. За эти годы Астана из провинциального центра превратилась в крупный мегаполис с динамично развивающейся экономикой и стала местом проведения крупных мероприятий, в том числе и международных. Форум органично развивает результаты прошедшего в апреле т.г. в рамках международного Форума «Мегаполис: XXI век» первого в истории Стран Содружества Независимых Государств смотра-конкурса «Лучший город СНГ».

Об участии в Форуме МАГ в г. Астане заявили свыше 80 городов из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Украины.

В работе Форума предполагают принять участие и выступить Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, Мэр Москвы, Президент МАГ Юрий Лужков.

Форуму в Астане будет представлен сводный Доклад, отражающий позицию МАГ и общие для крупных городов проблемы в сфере градостроительства, архитектуры и других, сопредельных с ними отраслях городского хозяйства. На пленарном заседании предполагается особое место уделить роли стратегического планирования, актуализации генеральных планов развития городов, выработать консолидированную позицию по проблемам, требующим совместных решений, включая вопросы законодательства и нормативно-правовой среды, инвестирования в строительство объектов социального назначения, разработки единых стандартов и реализацию градостроительных концепций в увязке со стратегиями развития крупных городов, реализацию других возможностей МАГ.

Сегодня Астана являет собой пример реального воплощения самых смелых и новаторских подходов к архитектуре и градостроительству и представляет несомненный интерес в плане практической реализации сложнейших задач современного градостроительства и устойчивого развития.

Форум примет резолюцию, наметит развернутый план действий по реализации поставленных задач, практическому выполнению девиза МАГ «Реальный союз – для реальных дел».



Сводный доклад

Международного Форума МАГ «Столичные города XXI века: новаторство и традиции в архитектуре и градостроительстве»

Астана, 4 -6 июля 2008 года.


  1. Постановка проблемы

Все столицы и крупные города стран СНГ переживают время активных поисков соединения имеющегося градостроительного и архитектурного наследия с требованиями нового времени. В последнее время на всем пространстве СНГ принципиально изменялись социальные и имущественные отношения, возникли новые субъекты градостроительного и архитектурного заказа (частные компании и фирмы), коренным образом изменились требования к градостроительной среде и к жилищу горожан, обозначались индивидуально транспортная перенасыщенность и ограниченность пространства городов для размещения новых объектов жилья, бизнеса, торговых, спортивных и культурно-развлекательных центров.

По социологическим опросам подавляющее большинство жителей практически всех столиц и крупных городов стран Содружества не удовлетворяет качество их жилья, качество городских транспортных артерий и т.п. При этом, чаще всего, не удовлетворяют и те новейшие градостроительные и архитектурные решения, которые резко контрастируют с прежней застройкой. В еще большей степени это относится к оценке предлагаемых архитектурных решений, рассчитанных на реализацию в течение ближайших десятилетий. Не удивительно, что Генеральные планы столиц и крупных городов разрабатываются и принимаются с большими трудностями. В этих условиях тема Форума «Столичные города XXI века: новаторство и традиции в архитектуре и градостроительстве» должна расшифровываться как переход от ныне существующих, исторически сложившихся городов, в значительной степени воплотивших идеи «социалистического города» к новому типу городских поселений.

От того, какими будут эти города, во многом зависит политическая, социальная и экономическая жизнь в странах СНГ. Наши страны именно сейчас, впервые в новой истории, следуя дорогой устойчивого развития, должны смотреть далеко вперед, решая не только назревшие текущие, но и стратегические задачи.

Во многих столицах и крупных городах стран СНГ уже разрабатываются и даже приняты обновленные Генеральные планы, но практика показывает, что наличие одного такого документа - документа градостроительного планирования, сегодня недостаточно. Сегодня городам нужна система полноценного стратегического социально-экономического планирования и управления.

Генпланы и Стратегии социально-экономического развития столиц и крупных городов, не дублируя и не заменяя друг друга, и, тем более, не отменяя десятки реализуемых городских программ, схем, планировок, должны стать консолидирующей и целеполагающей основой для разработки и реализации перспектив развития каждого города. Материалы, представленные городами-членами СНГ, свидетельствует о единых подходах к тому, что Стратегии социально-экономического развития столиц и крупных городов стран СНГ должны стать с учетом новых проблем и рисков, с которыми они встретятся в отдаленной перспективе, консолидированным выражением интересов жителей, бизнеса, общегородских и муниципальных властей, общественных организаций.


  1. Требования к стратегии социально-экономического развития столичных и крупных городов

Стратегии социально-экономического развития столиц и крупных городов стран СНГ должны способствовать отказу от крайне вредных представлений о том, что современное, весьма относительное благополучие этих городов является само собой разумеющимся и неизменным. Стратегии должны противопоставить таким взглядам конкретные предложения по развитию крупнейших городов каждой страны в условиях жесткой региональной конкуренции. Стратегии социально-экономического развития столиц и крупных городов должна встроить идеологию планов и программ решения проблем сегодняшнего дня в структуру решения новых и, возможно, еще более острых проблем, с которыми столкнется каждый житель города и каждый предприниматель в ближайшие пятнадцать - двадцать лет. Стратегии социально-экономического развития столиц и крупных городов стран Содружества должны обосновать логику переориентации городского управления на такие формы и методы его работы, которые позволят обеспечить устойчивое функционирование городов и эффективное выполнение его предназначения, - его миссии в принципиально иных демографических, социальных, экономических и ресурсных условиях первой четверти XXI века.

Стратегии социально-экономического развития столиц и крупных городов стран СНГ необходимы и потому, что в современный период выявлялась принципиально новая проблема градостроительства и архитектуры, которая не была актуальной еще до 20 лет назад и которая непосредственно связаны с темой Форума «Столичные города XXI века: новаторство и традиции в архитектуре и градостроительстве». Эта проблема состоит в том, что градостроительство и архитектура всегда ориентировались на века, а жизнь меняется все быстрее, и время течет иначе, чем в прошлом веке. Города, построенные в XIX веке или в начале XX века, устраивали горожан в течение многих десятилетий. Построенное в пятидесятые – шестидесятые годы оказалось устаревшим через два десятка лет, а многое из того, что строится, сейчас перестанет удовлетворять требования горожан уже через несколько лет.




  1. Миссия столичных и крупных городов стран Содружества Независимых Государств

В связи с этим крайне важно определить миссию столиц и крупных городов стран СНГ. На предыдущем Международном Форуме “Мегаполис: XXI век”, который был инициирован МАГ и прошел в апреле т.г., уже была обозначена одна из главнейших составляющих миссии этих городов – быть ресурсом развития прилегающих территорий и стран в целом. Для этого есть все предпосылки, поскольку столицы и крупные города стран Содружества представляют сгустки исторически накопленной энергии преобразований в жизни самих горожан, в организации пространства страны, в политике, экономике, социальной сфере, в науке, образовании и т.п. Поэтому миссией столиц и крупных городов СНГ должна стать реализация политики развития многофункционального крупного города, экономическое и социальное благополучие которого основано на гармоничном сочетании кардинально обновленного производства и принципиально модернизированной сферы услуг, инновационно ориентированной науки и лучших традиций отечественного образования. Миссия столиц и крупных городов СНГ – стать центром социально ориентированных реформ. Миссия наших городов в том, чтобы создавать, опробовать и распространять новое, чтобы стать центром перевода целых стран на инновационный путь развития.

Градостроительная и архитектурная деятельность в столицах и крупных городах стран СНГ должны учитывать, прежде всего, эту миссию указанных городов, которая, в отличие от любых программ и планов, будет неизменной в течение многих десятилетий. Правильность реализации миссии столиц и крупных городов в практике градостроительной и архитектурной деятельности должна определяться единственным критерием – повышение качества жизни всех социальных групп горожан.



  1. Стратегическое прогнозирование развития столичных и крупных городов и задачи преобразования их экономической базы

До сих пор на пространстве СНГ строились города, в которых люди должны были подстраиваться под градостроительную концепцию, а сейчас нужно так строить города и принимать такие архитектурные решения, которые будут соответствовать предпочтениям жителей через 20-30 лет, новому качеству и новым условиям жизни. Поэтому следует, прежде всего, озаботиться грамотным научно-обоснованным стратегическим прогнозированием развития демографической, социальной, экономической, экологической ситуации в столичных и крупных городах и только вслед за этим принимать ответственные градостроительные и архитектурные решения. В настоящее время на пространстве СНГ нет практически ни одного крупного города, который не озаботился бы разработкой своей стратегии и нет ни одного города, который был бы доволен результатами этих разработок. Дело, видимо, в том, что для разработок полноценных стратегий нужны научные подходы и специальные методологии. Пока еще ни наша наука, ни наши проектные организации не умеют смотреть в будущее дальше чем на несколько лет. И это не их вина. Просто жизнь стала очень динамичной и все стало меняться очень быстро, а способность учета долгосрочных изменений пока еще не разработана. Это относится, в первую очередь, к градостроительным и архитектурным решениям, связанным с динамикой экономической базы каждого города.

В перспективе не следует представлять столичный и вообще крупный город как город только торговый или как только культурный или образовательный центр. Стратегически любой крупный город стран СНГ должен быть городом полифункциональным, он должен обеспечить возможность всем жителям города, всем слоям населения, возможности для приложения своего умения, своих знаний, своего труда, своего отношения к делу. Поэтому в любом городе, должен сохраняться и такой его компонент, как промышленность. Но какой она должна быть? Да, производство должно быть инновационным по технологии, по производимой продукции, по квалификации кадров. Но какой прогноз сейчас нам скажет, сколько нужно работников на этих новых заводах? Какой должна быть их квалификация? Кем будет востребована их продукция? Рынок не может решить все эти задачи в социально-оправданном режиме.


  1. Демографическая ситуация и задачи повышения качества жизни

Градостроительная и архитектурная деятельность в столичных и крупных городах должна учитывать необходимость преодоления негативных тенденций в демографии, и нас не должно успокаивать то, что это – общая беда всех крупных городов развитых стран. Так, население России стареет и сокращается, и многие считают это естественным процессом. Но этот процесс можно приостановить. Например, в Москве начала сокращаться детская смертность (и это стало устойчивой тенденцией): медленно, но все же увеличивается продолжительность жизни москвичей; растет число создаваемых молодых семей. Но всего этого явно недостаточно. В Стратегии развития Москвы поставлена задача выработки и реализации своей собственной демографической политики, в основе которой должны быть меры, которые в настоящее время можно наиболее успешно реализовать в условиях любого крупного города стран СНГ.



В первую очередь, это переход к практическому воплощению идеологии здорового образа жизни, которую нужно внедрять в сознание и образ поведения горожан с самого раннего возраста. Это – активная антиреклама употребления алкоголя и курения, кардинальные меры борьбы с наркоторговлей, ответственное отношение к своему здоровью. Если городам не удастся пойти по этому пути, нам не помогут ни бесплатная медицина, ни бесплатные лекарства, на которые уходит большая часть городских бюджетов. Нужно вкладывать деньги в то, что сократит потребность и в медицинских услугах, и в лекарствах, а это, прежде всего, массовый спорт, строительство физкультурных комплексов, помещения для работы кружков, детских мастерских и т.п. Это, на наш взгляд, должно стать самостоятельным стратегическим направлением градостроительной политики.

Отдельный и крайне важный вопрос – демографические последствия миграционной политики. Столицы и крупные города стран Содружества и как и все крупные города мира, не могут обходится без миграционного пополнения трудового баланса. Но, зная к чему приводит либеральная миграционная политика на Западе, мы должны пойти стратегически иным путем – путем целенаправленного приглашения нужных городу мигрантов и превращения той их части, которая пожелает остаться на постоянное жительство, в полноправных горожан, разделяющих национальные интересы и поддерживающих систему традиционных ценностей. Эти люди должны получить в самих городах профильную переподготовку, их дети должны учиться в городских школах, они должны иметь такие же права на жилье, услуги здравоохранения и социальную поддержку, как и коренные горожане.

6. Дом и работа

Стратегическим направлением повышения качества жизни жителей столичных и крупных городов стран СНГ следует считать расширение возможностей и обеспечение полной доступности для каждого трудоспособного человека в поиске работы, соответствующей его квалификации. Например, уже сейчас в Москве можно найти работу в быстро развивающихся секторах сервисной экономики, во всех без исключениях отраслях потребительского рынка и социальной инфраструктуры (в первую очередь, в здравоохранении, образовании, в центрах социальной поддержки малообеспеченных слоев населения), в коммунальном хозяйстве и на транспорте всех видов (от метро до такси), в индустрии досуга, в туристической деятельности, в науке и искусстве, в финансово-кредитной сфере, наконец, в системе федерального, городского и районного управления. Но градостроителям и архитекторам нужно учитывать, кто и где будет работать через 20–30 лет, где будет жить и как добираться до работы, нужно ли будет это делать и т.п.

В странах СНГ уже научились проектировать и строить жилые районы и микрорайоны с комплексным обустройством территорий (детские учреждения, школы, физкультурно-оздоровительные комплексы, магазины, гаражи, озеленение и т.п.). Но предстоит решить одну из самых сложных в современном городе задач – содействовать росту доходов и занятости населения за счет создания новых мест приложения труда вблизи проживания горожан. Эта задача может быть решена путем приоритетного размещения малого и среднего бизнеса вблизи жилья, что позволит, в частности, трудоустроить тысячи молодых родителей, людей ограниченной трудоспособности, пенсионеров, желающих и умеющих работать с детьми и подростками и т.п.. Это – действительно стратегическая градостроительная задача огромного социального и экономического значения, и в ряде столичных и крупных городов стран СНГ уже приступили к ее практическому решению на уровне нескольких городских программ.

Во всех странах СНГ давно умеют проектировать и строить жилье, объекты торговли, развлекательные центры, спортивные сооружения, офисные помещения и т.п. Городские власти научились привлекать для этого инвестиции из различных источников, – прежде всего, это частный капитал. Но до сих пор нельзя сказать то же самое о производственной базе столичных и крупных городов СНГ, которую нужно частично ликвидировать, частично переместить и полностью модернизировать. В связи с этим возникает такая стратегическая задача развития города как системное градостроительное преобразование его производственных территорий в целях сохранения и развития промышленного потенциала. Эта задача считается одной из сложнейших в практике градостроительства всех городов мира.


7 Новая жилищная политика и градостроительство



Важнейшей стратегической задачей градостроительной и архитектурной деятельности в столичных и крупных города стран СНГ становится увязка этой деятельности с новой жилищной политикой. Стратегия этой политики должна основываться на трех главных позициях: осмысленное проведение жилищно-коммунальных реформ, преодоление дефицита жилья и переход к новой пространственной схеме его размещения. Эксперты МАГ считают, например, что проводимая федеральными властями России жилищно-коммунальная реформа имеет целью только повышение тарифов и перекладывание на владельцев жилья всех расходов на содержание самого жилья и давно устаревших систем коммунального хозяйства. При этом собственников не предупреждали, что они станут нести все расходы по содержанию не только домов, но и всей коммунальной инженерии. Примером новационного по сути подхода к решению данной проблемы является Москва, которая выбрала иную стратегию проведения жилищно-коммунальной реформы. Во-первых, там продлены сроки приватизации жилья и сделан упор на обеспечение роста доходов малоимущего населения с тем, чтобы люди, став собственниками жилья, смогли самостоятельно его содержать. Во-вторых, в Москве сняли с москвичей предусмотренные реформой ЖКХ расходы на капитальный ремонт и город стал оплачивать эти расходы из городского бюджета (это огромные средств). В-третьих, в Москве начата массовая бесплатная установка приборов учета воды и тепла только для того, чтобы люди знали, за что они платят, и могли реально экономить на плате за коммунальные услуги. Таким образом, в Москве все делается для того, чтобы реформа ЖКХ стала постепенной, адаптированной к финансовым возможностям людей и предельно прозрачной в их отношениях с коммунальными службами.
8 Использование пространственных ресурсов городов и их территориального окружения
Стратегическим направлением градостроительной политики следует считать отказ от «втискивания» жилых домов в и без того чрезмерно уплотненную городскую застройку и переход к новым принципам размещения жилищного строительства. Например, до недавнего времени каждый пятый дом в Москве размещался как элемент так называемой «точечной застройки». Это приходилось делать для того, чтобы использовать все пространственные ресурсы города, пригодные для размещения жилья: территории сносимых ветхих и устаревших домов, реорганизуемых производственных зон, незастроенных территорий в оставшихся районах массовой застройки и в сложившихся низкоплотных районах застройки. Скоро Москва подойдет к исчерпанию имевшихся резервов и поэтому московские строители и рынок московского жилья постепенно переходит в Подмосковье, куда вслед за более дешевым жильем может потянуться самая продуктивная часть москвичей - наша молодежь. Возникла принципиально новая градостроительная задача - комплексного обустройства внемосковских территорий жилищного строительства с тем, чтобы проживающие там москвичи не были бы вынуждены ездить в столицу на работу, а сами вновь строящиеся жилые массивы не создавали бы дополнительную нагрузку на городскую инфраструктуру.

Этот пример приводит к самоочевидному выводу: Стратегии развития крупного города и стратегии развития его территориального окружения должны совпадать не в деталях, а в принципиальных подходах к решению общих региональных проблем. Именно такими являются проблема проживания горожан за официальными границами города и проблема работы в столичных и крупных городах стран СНГ жителей из ближайших районов. Решение аналогичных проблем является стратегически важными для всех крупных городов СНГ.

9 Задача формирования нового инфраструктурного каркаса городов
Важнейшим стратегическим направлением градостроительной политики обеспечения качества жизни горожан является формирование принципиально нового инфраструктурного каркаса города. Известно, что фундаментом функционирования любого города является его инфраструктурный каркас, то есть сложившиеся системы энерго,-тепло,-газо,-водо-снабжения, транспорта и улично-дорожных сетей, связи, канализации и утилизации отходов. Многие из этих элементов входят в ведение коммунального хозяйства городов. Длительный период хаотичного формирования инфраструктурного каркаса на принципах остаточного финансирования во многих городах привели к его настоящему плачевному состоянию. Ситуация дополнительно осложнилась в последние годы, когда новые объекты экономики и жилье строились таким образом, что их присоединение к ранее созданному инфраструктурному каркасу проходило без должных градостроительных, экономических и социальных обоснований.

Во многих случаях инфраструктурные системы исчерпали свои ресурсы. В этих условиях стратегической градостроительной задачей становятся инновационные решения, обеспечивающие, с одной стороны, увеличение пропускной способности и качества работы этих систем, а с другой – переход к бескомпромиссной политике ресурсосбережения. Решение этой задачи по причине того, что мир вступает в период резкого дефицита и удорожания энергетических и водных ресурсов особенно важно. Поэтому эксперты МАГ видят Стратегию социально-экономического развития столичных и крупных городов стран Содружества Независимых Государств как Стратегию безальтернативного перехода к радикальным энерго- и теплосберегающим решениям в градостроительстве и в архитектуре. Городской дом завтрашнего дня должен быть домом с минимальными потерями тепла – это стратегическая задача и архитекторов, и строителей. Это же относится и к снижению расходов бензина на транспорте, у которого сегодня каждый литр сожженного топлива эквивалентен нескольким кубометрам отравленной атмосферы.




  1. Заключительные положения

Все проблемы рассмотрены в этом докладе требуют адекватного законодательного и нормативно-правового регулирования. Задача состоит не в том, чтобы унифицировать градостроительное законодательство и методы нормативного регулирования градостроительной и архитектурной деятельности в столичных и крупных городах стран СНГ. А в том, чтобы это регулирование было ориентировано, прежде всего, на градостроительное обеспечение реализации единой миссии этих городов на пространстве СНГ.

Всего три месяца назад, на московском форуме МАГ «Мегаполис: XXI век» обсуждалась проблема «крупные города как ресурс развития стран». Настоящий доклад развивает и детализирует эту тему. Разработка Стратегий социально-экономического развития столичных и крупных городов стран СНГ – это, одновременно, и разработка стратегий развития этих городов в интересах наших государств. У всех столичных и крупных городов стран СНГ есть типичный набор проблем, отличающихся только масштабами и остротой. Но все, с чем столкнулись сегодня эти города, уже присутствует или обязательно будет присутствовать на всем пространстве наших стран.

В странах СНГ существует вполне объяснимое скептическое отношение к любым долгосрочным планам и стратегиям. И тем не менее, все мы приступили к их разработке, потому что люди должны знать свое будущее и будущее своих детей, потому что перспективу развития этих городов должен знать и чувствовать бизнес, потому что страны СНГ при разработке стратегий своего развития должны опираться на перспективы развития самых продуктивных ячеек общества – крупных городов. В решении этой, без преувеличения, глобальной задачи, особое место принадлежит градостроительству и архитектуре. Проблемы соответствия градостроительной и архитектурной политики указанным задачам и являются главным содержанием Форума МАГ «Столичные города XXI века: новаторство и традиции в архитектуре и градостроительстве».

Авторы сводного доклада, представленного на обсуждение участников Форума МАГ в Астане, ставили своей целью обобщить предложения городов, содержащиеся в представленных ими материалах по тематике Форума.

В этой связи мы считаем, что дискуссия, в которой наряду с участниками форума примут участие и специалисты городских служб, межгородских объединений, всех, кому небезразлична судьба будущего столичных и крупных городов СНГ, приведет к разработке плана совместных действий по решению обозначенных проблем.



Мероприятия МАГ

по проблемам архитектуры, градостроительной политики,

инвестиций, стратегий развития крупных городов

(2002 – 2008г.г.)

2002 год:
25 мая – 1 июня, г. Лимассол, Кипр

Международный семинар МАГ «Инвестиции в экономику городов: проблемы и перспективы»
В дни проведения семинара состоялась встреча Президента МАГ Мэра Москвы Ю.М.Лужкова с руководителями городов и деловых партнеров Кипра.

В рамках семинара прошли заседания 6 «круглых столов», в которых приняли участие мэры Никосии и Лимасола.

В семинаре приняли участие руководители 12 городов – членов МАГ, а также 6 приглашенных городов и 4 потенциальных инвестора. Делегация МАГ приняла участие в программе культурных мероприятий Дней Москвы в Никосии.

4 –6 октября, г. Астрахань

Международный фестиваль «Города МАГ – приглашение к сотрудничеству»
Под руководством Президента МАГ Мэра Москвы Ю.М.Лужкова, в рамках празднования 444-летия города Астрахани, проведен Международный фестиваль «Города МАГ – приглашение к сотрудничеству» с многопрофильной выставкой-ярмаркой, «круглыми столами» по проблемам развития малого и среднего предпринимательства, реформирования и модернизации жилищно-коммунального и энергетического хозяйства крупных городов, организации медицинской помощи населению, межрегионального информационного общения, а также деловой и культурной программами.

27 ноября, г. Москва

Шестая сессия МАГ с обсуждением основного вопроса «О проблемах городских органов управления в обеспечении взаимодействия всех ветвей власти в интересах устойчивого развития городов и регионов во благо эффективного государства».
В рамках сессии проведен «круглый стол»: «Об эффективности взаимодействия общественных межрегиональных и международных объединений, муниципальных властей и бизнеса в интересах стабильного развития и процветания», проведены тематические экскурсии по объектам городского хозяйства г. Москвы.

В работе сессии приняли участие руководители 67 городов – членов МАГ и приглашенных городов из 9 стран СНГ, представители Администрации Президента РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ, Секретариата СНГ, организаций-партнеров.


2003 год:
22 мая, г. Москва

«Круглый стол»: «Москва строит в городах: первоочередной опыт и перспективы сотрудничества»
Заседание проведено совместно с Комплексом архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы МАГ с участием руководителей и специалистов 22 городов и регионов РФ, Украины, Белоруссии, Таджикистана.

23 –30 мая, г. Дубровник (Хорватия)

Международный семинар МАГ «Инвестиции в экономику городов: проблемы и перспективы»
Проведены «круглые столы»: «Роль МАГ в обеспечении устойчивого развития городов», «Проблемы финансирования строительства муниципального жилья. Строительство жилья для горожан: опыт, ошибки, реалии», «Инвестирование в инфраструктуру крупных городов», «Жилищно-коммунальная реформа: перспективы эффективной инвестиционной политики».

В семинаре МАГ приняли участие руководители администраций городов – членов МАГ, представителей ряда инвестиционных, финансовых и банковских структур, Экспертного совета и Секретариата МАГ, МИД РФ, Совета местных властей Европы, а также администраций городов (Дубровник, Загреб, Будва, Подгорица) и деловых кругов Хорватии.


9 –10 июня, г. Астана

Международная конференция «Задачи столиц и крупных городов стран, входящих в ЕвроАзЭС и МАГ по реализации решений президентов России, Казахстана, Украины и Белоруссии о создании единого экономического пространства»
В работе конференции приняли участие главы и руководители 15 городов стран СНГ, представители городов Казахстана, а также городов Варшавы и Гданьска.

Проведено заседание постоянной комиссии МАГ «Опыт реализации городских инвестиционных программ».


11 –12 ноября, г. Москва

Седьмая сессия МАГ с обсуждением основного вопроса «Роль МАГ в объединении усилий крупных городов в решении проблем городского хозяйства».
Сессия прошла с участием руководителей 55 городов (из них 43 города – члена МАГ).

В рамках сессии проведены технические экскурсии по объектам городского хозяйства г. Москвы.


19 – 21 ноября, г. Ярославль

«Круглый стол» «Опыт привлечения инвестиций в развитие городской инфраструктуры, строительства жилья на примере г. Ярославль»

2004 год:
11 –12 июня, г. Уфа

Конференция МАГ «Современные тенденции развития ипотеки»
В рамках конференции проведено заседание «круглого стола» «Опыт и механизмы привлечения инвестиций в развитие экономики и инфраструктуры городов».
11 сентября, г. Челябинск

Восьмая сессия МАГ с обсуждением основного вопроса «Роль и задачи МАГ в объединении усилий крупных городов при реализации городских программ по благоустройству территорий, улучшению экологии городской среды, сохранению исторических центров и формированию эстетического облика крупных городов».
Накануне сессии проведены «круглые столы»: «Комфортность городской среды: опыт и проблемы формирования», «Исторический и эстетический облик крупного города: взгляд в будущее», «Информатизация городской среды – основа устойчивого развития городов».

В работе приняли участие представители 41 города стран СНГ.


2005 год:
24 –27 мая, г. Москва

Конференция МАГ «Модернизация ЖКХ: опыт регионов»
Конференция проводилась совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, ГУП «Доринвест» в рамках VII Московской международной выставки «Доркомэкспо-2005».

В конференции и выставке приняли участие 14 городов МАГ, представители Департаментов Правительства Москвы, более 400 предприятий.


8 – 10 июня, г. Астана

Девятая сессия МАГ с обсуждением основного вопроса Роль МАГ в развитии инновационных технологий, способствующих улучшению качества жизни в крупных городах

Проведены заседания «круглых столов»

«Новации в архитектурной и градостроительной стратегии развития крупных городов: практика и пути решения», «Передовые медицинские технологии – на службу крупным городам», «Информатизация городской среды: взгляд в будущее».



В работе сессии приняли участие руководители более 40 городов РФ и стран СНГ, представители Совета Федерации РФ, ЕврАзЭС, ряда межрегиональных, международных, межгородских и других объединений.
26 сентября – 3 октября, г. Бургас (Болгария)

Международный семинар МАГ «Город и инвестиции в основополагающие сферы городской жизни: опыт решения, проблемы и перспективы»
В рамках семинара состоялись рабочие встречи с мэрами городов Варна, Бургас, Несебыр, Поморие, заключены соглашения о побратимских связях с городами России и стран СНГ. Проведены два заседания семинара и конференция по теме: «МАГ и другие межгородские объединения: сотрудничество во благо развития и процветания».

В семинаре приняли участие пред представители 31 города РФ, стран СНГ и Болгарии.



2006 год:

18 –20 мая, г. Курск

Международная конференция МАГ «Инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство крупного города: проблемы и пути решения»
Проведены «круглые столы» по вопросам водоочистки и водоподготовки, городского транспорта, информатизации городской среды.

В конференции приняли участие 14 городов – членов МАГ, городов Центрального федерального округа, Украины, Приднестровья.


19 –23 июля, г. Бишкек

Международная конференция МАГ «Городские строительные программы: опыт и пути решения»
Конференция подготовлена и проведена совместно с Комплексом архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы.

В рамках конференции проведены: «круглый стол» «Городской транспорт: практика решения» и практический семинар «Модернизация столичного образования».

В конференции приняли участие представители 20 городов РФ, Украины, Армении, КНР, Кыргызской Республики.
8 –9 сентября, г. Минск

Десятая сессия МАГ о роли МАГ в развитии инновационных технологий, способствующих качеству жизни в крупных городах.
В рамках сессии проведены «круглые столы» «Городское управление и информация: взгляд в будущее», «Современные архитектура и дизайн – каждому городу».

В работе сессии МАГ приняли участие представители Администрации Президента Республики Беларусь, Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Беларусь, Совета Федерации Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации, ЕврАзЭС, МПА СНГ, Правительства Москвы, представители городов-членов МАГ от Российской Федерации, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана и Украины.

5–7 октября, г. Омск

Международный экономический форум МАГ «МАГ и экономическая стратегия крупного города: взгляд в перспективу»
В рамках Форума проведен «круглый стол» «Доступное и комфортное жилье горожанам: практика и пути реализации».
8 декабря, г. Николаев

Международная конференция МАГ «Информационное обеспечение реформ жилищно-коммунального хозяйства: практика, проблемы и пути решения»
В рамках конференции проведен «круглый стол» «Городские индикаторы развития – инновационная ступень к улучшению качества жизни горожан».
14 декабря, г. Москва

Третья межрегиональная конференция «Москва и регионы: сотрудничество в сфере строительства. Итоги 2006 года и перспективы».

2007 год:
15 июня, г. Москва

Международная научно-практическая конференция «Стратегия планирования устойчивого развития крупных городов (на примере города Москвы)».
Конференция подготовлена Москомархитектурой совместно с ГУП «НИиПИ Генплана Москвы», Комитетом по реформированию городского хозяйства города Москвы и Международной Ассамблеей столиц и крупных городов.

Проведено заседание «круглого стола» «Города: стратегии развития и методы управления. Научные методы формирования и практическая реализация».


26 –27 августа, г. Магадан

Международная конференция МАГ «Городская среда состояние и пути улучшения».
В рамках конференции проведен «круглый стол» «Роль приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в обеспечении реалистичной жилищной политики муниципалитета».
28 –29 августа, г. Петропавловск-Камчатский

Международная конференция МАГ «Городская среда состояние и пути улучшения».
В рамках конференции проведен круглый стол «Город и потребительские услуги, проблемы экономики и ЖКХ, возникшие в сфере потребления энергоресурсов и пути их решения».
28 сентября, г. Уфа

Одиннадцатая отчетная сессия МАГ с обсуждением основного вопроса – роль МАГ в обеспечении стратегического планирования и практической реализации градостроительных концепций развития крупных городов.
В работе сессии приняли участие Мэр Москвы, Президент МАГ Юрий Лужков, Президент Башкортостана Муртаза Рахимов, премьер-министр Правительства республики Башкортостан Рафаэль Байдавлетов, делегации свыше 50 городов-членов МАГ и ряда крупных городов России и стран СНГ, а также представители Администрации Президента РФ, Федерального собрания РФ, Исполнительного Комитета стран Содружества Независимых Государств, Министерств регионального развития и иностранных дел РФ, ЕврАзЭС, ряда общероссийских и региональных межгородских объединений, бизнес-сообщества, СМИ.

В работе сессии приняли участие руководители и представители администраций 22 городов – членов МАГ, в их числе руководители городов: Астаны, Вологды, Запорожья, Казани, Новосибирска, Омска, Пскова, Сухуми, Тирасполя, Ульяновска, Хабаровска, Элисты.


13 декабря, г. Москва

IV Межрегиональная конференция «Москва и регионы: сотрудничество в сфере строительства»
Конференция подготовлена совместно с Комплексом архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы.

Руководители городов обсудили опыт реализации «Программы межрегионального сотрудничества в сфере строительстве городов». На конференции были подведены пятилетние итоги реализации межрегиональной программы Правительства Москвы в сфере строительства.


2008 год:

3 –4 апреля, г. Москва

Международный Форум «Мегаполис: XXI век» с обсуждением основного вопроса «Крупные города – ресурс социально-экономического развития территорий и стран»
На Форуме состоялось подведение итогов первого в истории стран – участников Содружества Независимых Государств смотра-конкурса «Лучший город СНГ», в котором приняло участие 64 города, представившие свои достижения в области управления, решения социальных проблем, благоустройства городской среды, градостроительства, архитектуры и т.д.

В рамках Форума «Мегаполис: XXI век» проведен «мастер-класс» «Новации в высотном строительстве: взгляд в будущее» с посещением Делового Центра «Москва-СИТИ» (ММДЦ) на Краснопресненской набережной. Участники Форума МАГ ознакомились с особенностями высотного строительства в городе Москве, разработки и реализации генплана и другими аспектами развития строительной отрасли в мегаполисе.

В работе Форума приняло участие 96 делегаций городов стран Содружества.

17–19 мая, г. Хабаровск

Международная научно-практическая конференция МАГ «Технологии социально-экономических инноваций в управлении устойчивым развитием муниципального сектора экономики».
Проведены «круглые столы» «Изменение системы управления объектов ЖКХ в рамках реализации Жилищного кодекса РФ, опыт, проблемы, пути решения»; «Инвестиции жилищных программ – как механизм реализации национального проекта «Доступное жилье».

Конференция проходила на базе Харьковской национальной академии городского хозяйства. В рамках конференции прошло заседание постоянной комиссии МАГ по городскому хозяйству и архитектуре. В ходе конференции и заседания постоянной комиссии обсуждалась практика решения, опыт Москвы и других городов в реализации городских программ ЖКХ, в том числе, по проблемам ветхого жилья, поддержания на улицах и во дворах чистоты, приведения в порядок дворовых территорий и т.п.

Проект
Резолюция

Международного Форума «Столичные города XXI века:

новаторство и традиции в архитектуре и градостроительстве»
Астана, 2008 год
Участники Международного Форума «Столичные города XXI века: новаторство и традиции в архитектуре и градостроительстве», собравшись в Астане,

- отмечают, что новаторство в архитектуре и градостроительстве XXI века – объективное веление времени, обусловленное изменившимися условиями, требованиями и возможностями развития столичных городов,

- констатируют, что складывающаяся внутри большинства государств Содружества Независимых Государств экономическая, демографическая и политическая ситуация создает реальные предпосылки для более устойчивого развития крупных городов,

- полагают, что для наиболее эффективного использования экономических, кадровых, интеллектуальных ресурсов крупных городов – столичных и региональных центров и решения задач развития архитектуры и градостроительства необходимо:


1. Признать, что сложившиеся градостроительные нормы, подходы и методы планирования застройки городов в большой своей части не отвечают потребностям их устойчивого и динамического развития в новом столетии;
2. Констатировать, что обострение старых и появление новых проблем в градостроительстве XXI века определяются действием следующих факторов:

  • усилением урабанизационных процессов, бурным ростом численности населения столичных городов;

  • тотальной автомобилизацией населения и как следствие, крайним обострением транспортных проблем;

  • кардинальным изменением основ социально-экономического и политического устройства стран участников МАГ, обусловленных отказом от плановой социалистической экономики и переходом на рыночные отношения и строительство демократического общества;

  • ухудшением общей экологической ситуации на планете и в крупных столичных городах в особенности;

  • появлением новых предпосылок и возможностей, обусловленных научно-техническим прогрессом, развитием технических средств и информационных технологий;

  • ростом жизненного уровня населения столичных городов, изменением их образа жизни, духовных и материальных потребностей;

3. Считать вместе с тем формирование уникального облика столичных городов, их неповторимость и своеобразие, сохранение национального колорита и самобытности, прогрессивных строительных тенденций и приемов одной из приоритетных задач градостроительства XXI века.


4. Возродить в условиях растущей конкуренции и усиливающейся глобализации экономики стратегическое планирование городского развития, которое является эффективным методом обеспечения высокой конкурентоспособности городов.
5. Продвигать, используя имеющиеся возможности МАГ, других межгородских объединений, опыт Астаны, которая за последние 10 лет из обычного города преобразовалась в крупный центр международного и межрегионального сотрудничества с самобытной и оригинальной архитектурой.
6. Привлекать представителей власти, бизнеса и общественности столиц и крупных городов, представителей и экспертов МАГ к участию в национальных и региональных конференциях, посвященных проблемам развития архитектуры и градостроительства, в том числе проработать возможность проведения в 2009-10 гг. конференций и круглых столов по тематике «Ресурсы развития архитектуры крупных городов» в странах СНГ.
7. Активизировать с использованием потенциала других межгородских организаций работу МАГ по пропаганде и поощрению успешных примеров решения задач градостроительства среди городов – участников МАГ, обмен и распространение такого опыта в различных странах СНГ, в том числе в рамках проекта «Библиотека МАГ».

Для заметок





Смотрите также:
2. Сводный доклад маг 9 9 Постановка проблемы
304.16kb.
1 стр.
Стр. 3 Общественная значимость семейной политики и ее фактическое
621.67kb.
4 стр.
Док 2 «проект 2011 «овиму 1976-1981: было-есть-будет» сводный реестр
305.2kb.
1 стр.
Проблемы обучения студентов устной иноязычной речи постановка проблемы
96.66kb.
1 стр.
Международной Ассамблеи столиц и крупных городов (маг) 2 Список выступающих на «Круглом столе» 3
1124.76kb.
13 стр.
Сводный план основных профессиональных мероприятий
697.31kb.
3 стр.
Цель статьи. Наше исследование направлено на решение проблемы формирования индивидуального стиля педагогической деятельности у будущих инженеров-педагогов еще во время обучения в вузе. Постановка проблемы
169.2kb.
1 стр.
Доклад «крупные города ресурс социально-экономического развития стран»
195kb.
1 стр.
Постановка проблемы
972.34kb.
5 стр.
Постановка проблемы
516.39kb.
3 стр.
Программа «развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»
1760.01kb.
20 стр.
Постановка проблемы
681.52kb.
9 стр.