Главная страница 1




СПЕЦИФИКАЦИЯ1

экспериментальной экзаменационной работы по русскому языку

для выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений,

2005 г.

Разработка экспериментального экзамена по русскому языку является составной частью исследования по созданию открытой и объективной системы итоговой аттестации девятиклассников, направленной на проверку предметной компетентности выпускников основной школы и обеспечивающей высокую дифференцируемость оценивания.

В эксперименте 2005 года экзаменационная работа по русскому языку представлена двумя моделями – Модель 1 и Модель 2.

Спецификация включает описание назначения экзамена, характеристику его структуры и содержания, подходы к составлению экзаменационных заданий, рекомендации по оцениванию, условия проведения. В приложении к спецификации даны демонстрационные версии экзамена по моделям 1 и 2, позволяющие показать возможные варианты экзаменационных работ в рамках предлагаемой спецификации.


1. Назначение экзаменационной работы — оценить подготовку выпускников 9-х классов по русскому языку с целью их итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы.
2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:

1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05 1998 № 1236).

2.«Обязательного минимума содержания образования: новое содержание образования. Русский (родной) язык. Общеобразовательный уровень» – М.,: Просвещение, 2001.

3. Примерные программы основного общего образования – М.: Дрофа, 1999.


3.Общая характеристика содержания экзаменационной работы.

Содержание экзаменационной работы соответствует «Обязательному минимуму содержания образования: новое содержание образования. Русский (родной) язык. Общеобразовательный уровень» (М.,: Просвещение, 2001). Вместе с тем при разработке экзаменационных заданий учитывались тенденции новых образовательных стандартов2, связанные с актуализацией личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения русскому языку.

В эксперименте 2005 года экзаменационная работа представлена двумя моделями – Модель 1 и Модель 2. Различия предлагаемых моделей заключаются в формах предъявления заданий, объеме исходных текстов, в особенностях проведения экзаменационной работы.
4. Общая характеристика структуры экзаменационной работы.
Модель 1.

Работа состоит из трех частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трех частей обязательно для всех учащихся.



Часть 1 содержит задания с выбором ответа, проверяющие умения извлекать основную информацию из текста при аудировании, определять средства ее языкового выражения, а также принадлежность текста к определенному стилю и функционально-смысловому типу речи, что готовит учащихся к выполнению задания с развернутым ответом частей 2 и 3.

Часть 2 содержит задание открытого типа с развернутым ответом (изложение), проверяющее умение создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости.

Часть 3 содержит задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прослушанного текста.

Первая часть представляет собой анализ воспринимаемого на слух текста,3 выполнение тестовых заданий. Вторая часть – сжатое изложение этого текста. Третья часть экзаменационной работы – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения по прослушанному тексту.



Модель 2.

Работа состоит из трех частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трех частей обязательно для всех учащихся.



Часть 1 содержит задание открытого типа с развернутым ответом (изложение), проверяющее умение создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам.

Часть 2 содержит задания с выбором ответа, проверяющие умения извлекать основную информацию из текста при аудировании и чтении, определять средства ее языкового выражения, а также принадлежность текста к определенному стилю и функционально-смысловому типу речи, что готовит учащихся к выполнению задания с развернутым ответом части 3.

Часть 3 содержит задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прослушанного и прочитанного текстов.

Первая часть – подробное изложение текста.4 Вторая часть работы – анализ печатного текста и сопоставление его с текстом изложения, выполнение тестовых заданий. Третья часть экзаменационной работы – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текстов.



5. Процедура проведения экзаменационной работы.
Модель 1

Сначала учащимся предлагается познакомиться с тестовыми заданиями, которые предъявляются каждому в распечатанном виде. Затем ученики дважды (с интервалом в 10 минут) прослушивают исходный текст. После второго прочтения текста девятиклассники выполняют тестовые задания. Затем текст читается третий раз, после чего ученики письменно его пересказывают и приступают к написанию небольшого по объёму сочинения-рассуждения на основе извлечённой из прослушанного текста информации.


Модель 2

Сначала ученики прослушивают исходный текст. После второго прочтения текста ученики подробно его пересказывают. Затем знакомятся с текстом для анализа, который предъявляется каждому из них в распечатанном виде. Учащимся предлагается извлечь информацию из прослушанного и прочитанного текстов, сопоставив её. После самостоятельного прочтения предложенного текста учащиеся выполняют 4 тестовые задания. Затем ученики приступают к написанию небольшого по объему сочинения на основе извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов информации.


6. Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы
Модель 1.

Таблица 1






Части

работы


Число заданий

Максимальный балл

Процент максимального балла за задания данной части от максимального балла за всю работу, равного 32 баллам

Тип заданий

1.

Часть 1

4

8

25%

Задание с выбором ответа

2.

Часть 2

1

6

19%

Задания с развернутым ответом

3.

Часть 3

1

9

28%

Задание с развернутым ответом

4.

Практическая грамотность (по всей работе)




9

28%







Итого

6

32

(100%)






Модель 2

Таблица 2






Части

работы


Число

заданий


Максимальный балл

Процент максимального балла за задания данной части от максимального балла за всю работу, равного 32 баллам

Тип заданий

1.

Часть 1

1

8

25%

Задание с развернутым ответом

2.

Часть 2

4

4

12,5%

Задания с выбором

ответа


3.

Часть 3

1

11

34,5%

Задание с развернутым ответом

4.

Практическая грамотность (по всей работе)




9

28%







Итого

6

32

(100%)






7. Блоки содержания и основные умения, подлежащие проверке в экзаменационной работе.

В дальнейшем при переходе к новой системе итоговой аттестации варианты экзаменационной работы в совокупности должны покрывать весь объём содержания обучения русскому языку в основной общеобразовательной школе. С целью эксперимента в текущем году подлежат проверке элементы следующих блоков Обязательного минимума содержания образования:

- речь: аудирование;

- речь: чтение;

- речь: письмо;

- речь: текст;



- развитие речи: изложение;

- развитие речи: сочинение;

- нормативность речи;

- языковые и речевые средства выразительности;

- лексика и фразеология;

- морфемика и словообразование;

- морфология;

- синтаксис;

- орфография;

- пунктуация.

Экзаменационная работа по русскому языку позволяют выявить сформированность ряда коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования в старшей школе на базовом или профильном уровнях, а также в системе начального и среднего профессионального образования, а именно:



  • извлекать информацию при чтении или/и аудировании; адекватно понимать и интерпретировать текст, аргументируя собственную точку зрения;

  • определять тему, основную мысль исходного прослушанного или прочитанного текстов, его принадлежность к определенному стилю и функционально-смысловому типу речи;

  • создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости;

  • интерпретировать информацию, извлеченную из текста, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с заданными темой, стилем и функционально-смысловым типом речи;

  • соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические);

  • работать со справочной лингвистической литературой (словарями различных типов, справочниками и т.п.).

Ряд заданий позволяет также определить сформированность лингвистических умений: опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования.

8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Система оценивания экзаменационной работы в целом, а также отдельных ее заданий представлена в демонстрационной версии модели 1 и модели 2.



9. Время выполнения работы.

Модель 1.

Таблица 3





Действия организатора

Действия учащихся

Время



Часть 1

50 мин.


1.

Ознакомление учащихся с тестовыми заданиями













Чтение тестовых заданий

5 мин.

2.

Первое чтение текста

Слушание текста

10 мин







Осмысление прочитанного текста

10 мин

3.

Второе чтение текста

Слушание текста

10 мин.







Решение тестовых заданий

15 мин.



Часть 2

90 мин.


4.

Третье чтение текста

Слушание текста

10 мин

5.


Написание сжатого изложения прочитанного текста

80 мин



Часть 3

100 мин


6.




Написание сочинения

100 мин



Модель 2

Таблица 4





Действия организатора

Действия учащихся

Время



Часть 1

80 мин.


1.

Первое чтение текста

Слушание текста

5 мин







Осмысление прослушанного текста

5 мин

2.

Второе чтение текста

Слушание текста

5 мин






Написание подробного изложения прочитанного текста

65 мин



Часть 2

40мин


3.



Чтение текста и решение тестовых заданий






Часть 3

120 мин


4.




Написание сочинения

120 мин


8. Специфика проверки экзаменационной работы.

Тестовые задания экзаменационной работы (Модель 1 – часть 1, Модель 2 – часть 2) автоматически обрабатываются после сканирования и не требуют для их оценки привлечения лиц со специальным образованием по русскому языку.

Результаты выполнения заданий с развернутым ответом проверяются специалистами по русскому языку (Модель 1 – части 2 и 3; Модель 2 – части 1 и 3), после чего сканируются.

9. Условия проведения экзамена и проверки экзаменационных работ.

Организатором в аудитории во время проведения экзаменационной

работы по русскому языку должен быть учитель-словесник, не работающий в

данном классе.

За час до окончания экзамена учащимся разрешается пользоваться лингвистическими словарями (независимо от модели экзаменационной работы).

Задания с развернутым ответом проверяются специалистами по русскому языку.



10. Рекомендации по подготовке к экзамену.

При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ:



  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5-7 класс / Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2002-2004;

  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2002-2004;



  1. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002;

  2. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004;




  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы – М., Дрофа, 2004; В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман – Орлова и др. Русский язык. Практика. 5-9 классы – М., Дрофа, 2004; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы.– М.: Дрофа, 2004;

  2. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык 5-9 классы// под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа, 2003;

1 Материалы разработаны авторским коллективом в составе: С.И.Львова, О.М.Александрова, Л.М.Рыбченкова, И.П.Цыбулько.

2 Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ № 1089 от 05.03.2004 г.)


3 Тексты для изложений отобраны из учебного пособия «Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 класс» (Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.ЛСклярова. – М., Дрофа,2003) и представлены в полном объеме.

4 Тексты для подробных изложений отобраны из учебного пособия «Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 класс» (Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л Склярова. – М., Дрофа,2003) и представлены отдельными фрагментами.



Смотрите также:
1 экспериментальной экзаменационной работы по русскому языку для выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений
128.33kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 3-х частей
172.82kb.
1 стр.
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы
3754.11kb.
13 стр.
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
2138.65kb.
9 стр.
Программы для общеобразовательных учреждений : Русский язык. 5—9 кл., 10—11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. — М.: Дрофа, 2008. — С. 3-47
506.91kb.
3 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2011/2012 учебном году
166.71kb.
1 стр.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе: примерной программы основного общего образования по русскому языку
1205.18kb.
7 стр.
Рабочая программа по русскому языку для V класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной «Программой общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы»
1168.56kb.
6 стр.
Принципы и особенности организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений
9.24kb.
1 стр.
На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования
197.98kb.
1 стр.
На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования
348.04kb.
1 стр.
Литература программа специального учебного предмета для VII-IX классов общеобразовательных учреждений
989.58kb.
6 стр.